Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Кирилл Царёв, и.о. гендиректора «Сбербанк Лизинг» (MotorPage.Ru)

В автосалоне где-нибудь в США или Европе вам обязательно предложат подумать о приобретения автомобиля в лизинг. Основной массе потребителей в РФ этот термин, в отличие от автокредитования, до сих пор мало знаком, хотя как показывает практика, это интересный и альтернативный  способ приобретения авто.

Об истории и перспективах лизинга в России порталу MotorPage.ru рассказал один из самых узнаваемых экспертов на этом рынке – Президент ассоциации лизинговых компаний РФ и И.о. Генерального директора «Сбербанк Лизинг» Кирилл Царёв.

- Начало истории - в девяностых. Первая лизинговая компания в России появилась в 1989 году, а полноценный закон, регламентирующий эту деятельность лишь в 98-м. До этого был Указ Президента, на основе которого и работали «первопроходцы». В середине нулевых состоялось существенное обновление закона. Хотя, по сути, мы до сих пор живем по ФЗ от 1998 года. В 2002 году было отменено лицензирование этого вида деятельности.

Вторая фаза развития лизинга – период с начала нулевых и до середины 2008 года. Фаза постоянного роста, когда лизинг в общей доле инвестиций приобрёл существенный объем.

Сейчас, на мой взгляд, идет уже третий этап  развития. Последний кризис потребовал взвешенности и профессионализма, заставил на многое посмотреть по-другому. Сегодня мы вновь наблюдаем рост, но, на мой взгляд, это рост, близкий к пределу. Конкуренция нарастает, участники рынка становятся все опытнее, но для этого рынка есть зона насыщения, и она близка. Это очень хорошо, потому что, чем ближе мы будем подходить к границе насыщения, тем выше будет накал конкуренции в пользу потребителя. Именно конкуренция будет способствовать созданию новых, сегментированных и более комфортных продуктов. В результате всё это, сделает лизинг массовым, привычным и доступным финансовым инструментом для многих.

Ближайшее десятилетие должно стать десятилетием оперативного или операционного лизинга. C большой долей вероятности могу сказать: скоро в этот сегмент бизнеса пойдут многие. Посмотрите на Европу: подавляющее число корпораций и компаний  берут легковой транспорт только в оперативный лизинг, то есть на срок от двух до четырех лет, с обязательной опцией возврата автомобиля лизингодателю. Первые примеры есть уже на российском рынке. Пока такой тип лизинга активно востребован лишь иностранными компаниями в нашей стране, но я уверен, - это одно из самых перспективных направлений развития лизинга РФ.

- В какой степени мы, развивая различные лизинговые продукты, заимствуем западный опыт?

- Мировая практика очень разнообразна. Мы ничем не отличаемся от того, что происходит на мировом рынке и развитие происходит  по тем же принципам и законам. Безусловно, во многих странах отличаются правовые основы лизинга, но суть операции остается прежней. В Европе со средины восьмидесятых, в большей степени, стал развиваться оперативный лизинг и в результате к двухтысячным он стал массовым.

В России лизинг появился только в новейшее время. Один из видов бизнеса, которых не было в Советском Союзе в принципе, и посмотрите какой рывок и динамика. Крупнейшие отечественные компании ведут отчетность  по МСФО, внедряют бизнес-процессы и CRM, аналогичные лучшим западным практикам. У нас есть особенности, связанные с изъятием имущества. Есть особенности, связанные с налоговыми льготами, но не более того. В каких-то странах есть лизинг для физических лиц, в каких-то нет, и мы не исключение из правил. Сейчас мы – просто одна из стран с определённой спецификой. В целом - у нас такой же лизинг, как и везде.

Более принципиальным мне видится вопрос определения типа лизинга. Первый вариант – это финансовый лизинг, когда мы передаем имущество в аренду, получаем за весь период лизинга всю его стоимость плюс проценты, а в конце срока передаем право собственности клиенту. То есть, мы выступаем финансовым посредником, который принимает на себя все риски. Согласитесь, этот вариант мало чем отличается от кредитной схемы.

Второй вариант ближе к аренде, - это оперативный лизинг. Мы покупаем имущество, все риски по имуществу берем на себя, сдаем его в аренду, но даже по окончании лизингового периода имущество остается в нашей собственности. То есть риск, связанный с правильным определением стоимости имущества через три, пять, десять лет мы тоже принимаем на себя. Это направление в России только начинает развиваться.

- Если посмотреть на опыт США, то там лизинг – распространенная форма приобретения автотранспорта, большое количество игроков на рынке и разнообразие предложений. Можем ли мы заимствовать их опыт?

- Пока  нет. У нас почти нет инвесторов для независимых лизинговых компаний. Основная проблема - доступность финансовых ресурсов. В США вы можете легко создать небольшую компанию, вложив в нее собственный миллион долларов и четыре миллиона заняв у банка. В результате, у вас оперативно появится  собственная компания с пятью миллионами долларов в портфеле. В Америке огромное количество частных, зачастую семейных компаний. Для поддержки таких игроков рынка существует ассоциация ELFA. В ней состоит 890 предприятий. Там есть специализированные игроки, например, компании, которые занимаются только авиацией, а есть те, кто сдаёт в лизинг имущество не дороже 10 тысяч долларов за штуку. Конкуренция и свободный доступ на рынок позволяют сделать сегментированное предложение почти для всех и каждого.

Это интересная модель рынка, но вряд ли она жизнеспособна в ближайшее время у нас. Темпы цивилизованного развития малых предприятий пока отстают. Доля малого бизнеса относительно небольшая и однотипная.  Лизинг является своеобразным маркером и отчасти повторяет тенденции экономики в стране. Лизинг – это всегда сдача в аренду предмета для получения прибыли. Пока нет такого количества малых предприятий во всех сегментах, как в США, поэтому у нас и предложение адресовано только тем сегментам, где есть спрос.

Отечественная практика показывает – максимально надёжные и крупнейшие лизинговые компании это те, кто аффилирован с банком, либо с крупным производителем, которому необходим финансовый сервис с целью продвижения собственной продукции.

- Насколько востребован автолизинг в России?

- Сегодня Россия занимает пятое-шестое место в Европе по размеру лизингового рынка. Лизинг популярен, пользуется спросом, и ежегодный прирост рынка это показывает. В России есть потенциал для развития автолизинга. Ведь если по продажам автомобилей российский рынок уже является первым в Европе, то по лизингу еще нет.

Вопрос в том, как будет дальше расти автомобильный сегмент рынка и какова в нем будет доля лизинга. Конкуренция усиливается. Например, десять лет назад, в 2002 году, лизингом железнодорожных вагонов не занимался почти никто, а сегодня ими занимаются почти все крупнейшие лизинговые компании. Когда вы беретесь за развитие нового направления с нуля, у вас, с одной стороны, велики риски неизвестности, а с другой, все преимущества большого и никем не занятого рынка. Если же рынок осваивается всеми и много лет, если потенциала его роста всего двадцать-тридцать процентов, надо понимать, что эти проценты будут даваться в тяжелейшей борьбе между многочисленными участниками. С автолизингом происходит то же самое.

В нашей компании на сегодня сформированы 15 «конвейерных», стандартизированных программ.  Все они делятся на понятные и удобные для потенциального контрагента коробочные продукты: «Лайт» - рассчитан на минимизацию первоначальных расходов, и «Стандарт» - рассчитанный на минимизацию ежемесячных платежей при приобретении имущества в лизинг. Наши продукты дополняют банковские, расширяя линейку финансовых инструментов для потребителя. Синергия позволяет дать максимально лучшее предложение и право выбора для клиента.

Существуют и специальные программы с крупнейшими мировыми производителями техники c оперативным принятием решения по сделке в течение 10 рабочих часов и минимальным пакетом документов. Крупнейшие производители техники – Volvo и Mersedes готовы вместе с нами предложить лучшие условия по лизингу грузовой, дорожно-строительной и специальной техники. Несколько лет назад этот сегмент был почти не освоен, а теперь масса предложений и пришло время тяжелой борьбы за клиента. При том, что есть масса нерешенных вопросов и проблем.

Нерешенным остается вопрос, пойдут ли лизинговые компании к физлицам. На мой взгляд, когда рынок подходит к насыщению, когда истощены все простые методы прироста, сама логика конкуренции заставляет генерировать новые продукты и предложения. Причем, их начинают создавать не столько в крупных компаниях, сколько там, где вопрос выживания более актуален. Скорее всего, они пойдут на увеличение рисков и смогут работать с физлицами. Какие-то эксперименты будут неудачными, но это и есть эволюция. На чужом отрицательном опыте будут учиться более успешные игроки.

- В чем сегодня преимущества лизинга для корпоративных клиентов? Ведь возможности налоговой оптимизации за счет лизинга в РФ ограничены.

- Во многих странах налоговая преференция была точно так же отменена. Да и в Европе налоговые преференции не везде есть. Льготы не существуют для того, чтобы кто-то больше заработал. Они нужны, чтобы стимулировать развитие в том или ином секторе экономики. Появление в свое время в России льготы по налогу на прибыль за счет ускоренной амортизации, безусловно, было оправдано и способствовало развитию лизинга. По мере того, как эта отрасль развивается, появляется некий прибавочный продукт или дополнительная ценность для клиента и эффект влияния налогового рычага замещается эффектом удобства самой услуги.

Самый яркий пример – это как раз лизинг легковых машин. В этой области никаких преференций нет уже года три. Однако это не мешает совершенно спокойно брать легковые автомобили в лизинг. Вы предоставляете лизингодателю минимальный пакет документов, платите авансовый платеж, и с этого момента обо всем забываете. Вам отдают автомобиль в салоне, с ключами и с регистрационными номерами. В отличие от кредита, где вам придется представить большое количество документов и потратить достаточно много времени. В лизинге всё делают за вас. Вопрос можно решить дистанционно, виртуально и непосредственно из офиса. Это и есть ценность, вот он – добавочный продукт. Поэтому, налоговые преференции важны, но решающими они становятся только в капиталоемких областях, где государство по-прежнему хочет стимулировать обновление основных средств: станки, тяжелое оборудование, энергетика, судостроение. Лизинг легкового транспорта это доказал и стал одним из самых конкурентоспособных подсегментов лизинга.

- Сейчас банки все менее охотно работают с автокредитованием, открывает ли это новые возможности для продвижения лизинга как альтернативной схемы приобретения автотранспорта?

- Последнее, откуда банки уйдут – это из автокредитования. Ведь автокредитование - это абсолютно понятный продукт. Даже в перспективе слабо представляю себе потерю интереса к автокредитованию со стороны банковского сектора.

Рынок потребительского кредитования до сих пор растет (и это уже вызывает определённую озабоченность у многих специалистов). А ведь потребительское кредитование лишено даже минимальных гарантий, там нет залога, нет серьезной проверки заемщика. При лизинге рисков еще меньше, в том числе и для банка (в конечном итоге лизинговые компании тоже кредитуются в банках), потому что имущество остается в собственности лизингодателя. Если же мы добавим сюда какие-то опции, такие как Trade in, или предоставление машины на два-три-четыре года с сохранением ее в собственности лизинговой компании, то мы получим уникальный продукт, с которым предложения банков даже близко не сравнимы. Это реальная перспектива развития и для самих банков.

- Но до сих пор операционного лизинга в России не было. Почему?

- Его нет как отдельного сегмента с позиции закона. А физически он есть, и есть компании, которые им занимаются, просто их доля пока мала.

- Для такой услуги требуется отдельное законодательство?

- Оперативный лизинг не противоречит закону о финансовом лизинге в принципе. Его главная суть заключается в следующем - есть виды имущества, в том числе – легковые машины, которые по своему экономическому смыслу подразумевают всегда одну, если не две смены владельца за время жизни предмета. Сегодняшние же реалии говорят о том, что вы покупаете автомобиль не для того, чтобы потом передать его внукам. Вы его покупаете для эксплуатации и последующей продажи через 5 лет, чтобы затем купить новый. Эту особенность и использует оперлизинг: если вы не на всю жизнь покупаете автомобиль, зачем вам его временно покупать? Ведь что дает титул собственности? Это лишь закрепление права собственности без ограничения по сроку. В абсолютном значении вы заплатите лизинговой компании меньше полной стоимости нового автомобиля, получив сразу технику, которая вам необходима.

- Чем это отличается от кредитования с обратным выкупом?

- С одной стороны, – ничем. Если банк готов забрать у вас автомобиль назад в конце определенного срока, то тем самым он пытается повторить лизинг. Но важна особая опция, которая предлагается для корпоративного клиента в оперлизинге: в идеале это пакет сервисов: ТО, замена колес, ремонт, страхование и т.д. Если у вас предприятие, оперлизинг позволяет не иметь у себя начальников автотранспортных хозяйств и иных людей, которые во-первых, потребляют зарплату, во-вторых, место в офисе, в-третьих, еще и требуют от вас времени на управление ими, что тоже важно. Это и есть аутсорсинг.

- Такой комплексный продукт мог бы быть интересен и физическим лицам. Прекрасно, когда за тебя решают все технические и административные  вопросы с автомобилем.

- С одной стороны, да, но с другой - российская специфика. За рубежом  предприниматели лучше понимают, что с одной стороны все стоит денег, а с другой стороны – ваше время стоит ещё больших. Не важно речь о домохозяйстве или о компании. Ведь совершенно понятно, что вместо пятнадцати лишних человек штата и непрофильной деятельности лучше купить комплексную услугу по фиксированной цене. В России, как правило, наоборот, не учитывают системно все расходы и риски от служебного автопарка. То же самое касается и физических лиц. С одной стороны, понятно, что за все эти услуги надо платить, а с другой стороны – где та грань, разделяющая ситуации, когда лучше заплатить и получить свободное время, а когда лучше обойтись своими силами?

- С Вашей точки зрения, надо ли в России создавать дополнительные условия для появления лизинга для физических лиц?

- С одной стороны, – надо. Я никогда не видел ничего плохого в появлении дополнительных инструментов. Лизинг в сегменте малого бизнеса, на мой взгляд, доказал, что он может работать не хуже, а часто и лучше, чем банковское кредитование. Если бы лизинг стал доступен для физических лиц, итоговый потребитель получил бы более конкурентное предложение, а мы получили бы новые ниши для развития рынка. Лизингодатели как профессиональные участники рынка, могли бы стать буфером между банком и клиентом, что в итоге способствовало бы минимизации рисков с обеих сторон.

MotorPage.Ru

07.12.12 MotorPage.ru
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • вчера, 10:44 Авторынок вильнул в рост («Коммерсант»)

    Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.

    подробнее
  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее