Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 2 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Средневзвешенные цены автомобилей в России в январе - октябре 2016 года

Томас Кута, президент Volvo Construction Equipment в регионе EMEA («РБК daily»)

Один из крупнейших в мире производителей дорожно-строительной техники Volvo Construction Equipment (VCE) готовится в начале 2013 года открыть завод по производству экскаваторов в Калуге. Между тем компания ожидает, что будущий год будет для отрасли очень непростым: в свой прогноз развития мировой экономики VCE закладывает продолжение долгового кризиса в Европе вплоть до выхода Греции из еврозоны, а также падение спроса на технику в Китае. О том, отразится ли неблагоприятная рыночная конъюнктура на планах компании в России, в интервью РБК daily рассказывает президент Volvo Construction Equipment в регионе EMEA Томас Кута.

– Вы закладываете в сценарий развития мировой экономики спад в Европе, снижение темпов роста экономики в Китае и на других развивающихся рынках. Учитывая, что решение о строительстве завода в Калуге принималось в другое, более благополучное время, нет ли опасности, что планы в отношении российского проекта будут пересмотрены? И нет ли риска того, что, построив завод в России, вы столкнетесь с переизбытком производственных мощностей?

– Все заявленные инвестиции в российский проект будут реализованы, и свои планы мы пересматривать не собираемся. Производство на заводе в Калуге начнется весной будущего года. У нас в мире не так много предприятий по выпуску экскаваторов, они есть только на крупнейших рынках. Когда мы готовили решение о строительстве завода в России, мы анализировали большой перечень факторов. То есть мы учитываем не только то, что будет в будущем году, но и что ждет нас в долгосрочной перспективе. Все наши мощности будут востребованы. В случае с заводом в Калуге может случится как раз наоборот: спрос на нашу технику в России может оказаться выше наших ожиданий, и объемы производства будут превосходить прогноз. Или возможен вариант, что из-за снижения курса рубля производить экскаваторы в России будет выгоднее, чем где бы то ни было. То есть нужно учитывать большой комплекс факторов: цены на материалы, соотношение валютных курсов, спрос на технику на местном рынке и т.д. Еще стоит отметить, что в Европе у нас нет масштабного производства экскаваторов, большая часть этой техники поставляется из Кореи, а это очень большие транспортные издержки, и поэтому для нас так важно наличие завода в Калуге. Не исключено, что произведенная в Калуге техника будет поставляться в Европу. И стоит помнить, что, когда общеэкономическая ситуация через какое-то время улучшится, мы должны быть во всеоружии.

– А есть ли какие-либо экономические выгоды от размещения производства в России? Ведь наверняка есть страны с более низкой стоимостью рабочей силы, более низкими налогами, вот и стоимость энергоносителей в России уже не такая низкая, как прежде.

– Мы провели комплексную калькуляцию – это и стоимость рабочей силы, и налоги, и возможность закупки компонентов, и локализации производства. И по нашим оценкам, производ­ство должно быть рентабельным. Иначе мы бы не стали заниматься этим проектом. Но все эти расчеты будут верны при достаточно больших объемах производства, только в этом случае производство будет выгодным и экономически эффективным. Ну и не стоит забывать главный плюс российского производства – это возможность экономии на транспортных расходах.

– В конце августа Россия вступила в ВТО. Какие-то плюсы или минусы для Volvo CE вы от этого видите?

– Мы не ожидаем, что вступление России в ВТО окажет серьезное влияние на наш бизнес здесь.

– Есть мнение, что членство России в ВТО лишает зарубежных производителей стимулов развивать местное производство, ведь с устранением или снижением таможенных барьеров товары легче импортировать, нежели производить на месте.

– Намного более важный фактор – это не таможенные платежи, а валютные риски. Таможенные платежи – это несколько процентов к цене техники, а курс валюты, как показывает практика, может за короткий промежуток времени меняться на 10–15% в ту или иную сторону, а это уже гораздо сильнее влияет на наш бизнес, на наши продажи. Соответственно, завод в России устраняет валютные риски. Но при этом здесь должен быть большой рынок. Мы никогда не строим производства на маленьких рынках: продукция, которая производится здесь, должна по большей части и продаваться на местном рынке. К примеру, поставлять технику из Швеции в Россию – это для нас риск, ведь шведская крона очень сильно укрепилась, и это плохо.

– То, что в мае-июне российская валюта подешевела по отношению в доллару и евро почти на 15%, серьезно сказалось на ваших продажах?

– Да. Это не повлияло на объемы продаж, но это означает, что наша прибыль снизилась и мы меньше заработали на поставках в Россию. Поэтому нам очень важно не только построить завод в России, но и максимально локализовать производство. Только в этом случае мы минимизируем валютные риски.

– Какие первые шаги для минимизации валютных рисков вы предпримете, какие компоненты для местного производства вы собираетесь закупать в России?

– Это громадный проект, которым у нас в России занимается большая команда. Они смотрят, анализируют, кого можно привлечь в качестве поставщиков для калужского завода. Я пока не могу назвать конкретных по­ставщиков. Возможны варианты, что мы будем сотрудничать как с российскими производителями, так и с нашими глобальными партнерами, у которых есть производство в России. К примеру, мы активно работаем с компанией Bosch, которая присутствует в России. Для них это возможность увеличения продаж в России.

– Компания Volvo в России уже присутствует как производитель, в той же Калуге организована сборка грузовиков. Ожидаете ли какую-либо синергию от того, что ваше предприятие разместится по соседству с автосборочным заводом Volvo?

– Да, конечно ожидаем. И решение разместить наш завод по соседству с предприятием по выпуску грузовиков было нашим осознанным выбором. К примеру, в Индии у нас производство грузовиков также соседствует с предприятием по выпуску дорожной техники. В России мы уже взаимодействуем на уровне офисов, а в будущем мы, к примеру, сможем вместе договариваться с поставщиками компонентов. Это всегда выгодно для группы Volvo.

– Вы несколько лет возглавляли российское подразделение Volvo CE, затем вашим приемником стал Карл Слотте. Сейчас российский офис возглавляет Андрей Комов. Как часто в России и на других развивающихся рынках вы привлекаете местных топ-менеджеров для руководства бизнесом?

– Это наша главная задача – привлекать местные кадры. И в Китае, и на других развивающихся рынках еще несколько лет назад местные подразделения возглавляли назначенцы из центрального офиса. Но за последние пять лет ситуация изменилась: в Китае теперь главный босс – китаец, в Бразилии – бразилец, в России – россиянин. Это наша стратегия – привлекать местные кадры, которые знают наш бизнес и хорошо знакомы с местной спецификой. Кроме того, мы даем возможность местным менеджерам развиваться, даем им возможность получать опыт работы на других рынках.

– Читали ли вы книгу первого главы IKEA в России Леннарта Дальгрена «Как я покорял Россию, а она – меня», и сталкивалась ли с подобными проблемами в России компания Volvo?

– Не в таких масштабах. У IKEA другой бизнес – они занимаются розницей, им приходится работать в большом количестве регионов, покупать землю, строить торговые центры. Мы долгое время в основном работали с дилерами и только сейчас занялись строительством своего завода. В Калуге у нас не было никаких проблем, у нас очень хорошее взаимопонимание с местным губернатором.

– За то время, что Volvo присутствует в России, изменились ли условия ведения бизнеса в нашей стране?

– Я думаю, что изменились, причем в лучшую сторону. Когда я жил в России в конце 1990-х годов, а затем в середине 2000-х, ситуация была хаотический, трудно было получить разрешения. Сейчас стало легче. Нельзя сказать, что сейчас легко, но проще, чем раньше. Законы изменяются, и нам нужно на это постоянно реагировать. К примеру, количество юристов в российском офисе у нас больше, чем где-либо еще, поскольку очень сложные законы. К примеру, для продажи каждой нашей машины нужен отдельный контракт, чего нет в других странах. Но мы привыкли, мы теперь знаем, как это работает, и сейчас делаем стандартные контракты. При этом могу сказать, что у нас есть определенные стандарты ведения бизнеса, от которых мы не отступаем никогда. Если мы не можем соответствовать этим стандартам, то мы уходим с этого рынка. Так вот, наши стандарты позволяют нам работать в России. К счастью.

– При работе на локальных рынках создаете ли вы совместные предприятия с местными производителями, интересна ли вам кооперация с российскими производителями?

– В мировом масштабе мы практикуем кооперацию с другими компаниями, но в России сейчас нет партнеров, с кем бы мы могли создавать альянсы. Если находится интересный партнер, всегда можно обсудить возможности для сотрудничества. Но я не знаю такого партнера в России. Не исключено, что в будущем ситуация изменится.

«РБК daily»

24.09.12 «РБК daily»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 19 октября 2016 Volvo: традиции, инновации… роскошь («АВТОСТАТ»)

    Автомобили Volvo всегда славились своей безопасностью, «скандинавским» характером и некоторым консерватизмом. Но мы видим, что за последние годы появился новый ХС90, анонсированы изменения модельного ряда… Что такое современные автомобили Volvo, куда движется бренд?

    подробнее
  • 31 мая 2016 Дорога к молодым («Газета.Ru»)

    Компания Volvo презентовала на весь мир два концепта на новой модульной платформе CMA. Она позволит производить компактные автомобили с различным типом двигателей. Делая ставку на инновации, шведы к 2025 году рассчитывают продавать ежегодно миллион автомобилей, оснащенных электромотором или гибридной силовой установкой.

    подробнее
  • 19 октября 2015 Volvo выпустит электромобиль

    Шведская Volvo Cars собирается выпустить на рынок электромобиль в 2019 г. и начать массовый выпуск подключаемых гибридов.

    подробнее