Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 4 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Стив Маттин, главный дизайнер АВТОВАЗа («Эхо Москвы»)

В рамках Московского Международного салона «Крокус-Экспо» мы побеседовали со Стивом Маттином, главным дизайнером «АвтоВАЗа».

- Сегодня вы показали концепт-кар нового кроссовера. На что вы ориентировались при его создании?

- Когда я работал над этим концептом, у меня было очень много свободы. Прежде всего, с руководством компании мы договорились о том, что нужно создать такой концепт-кар для автосалона в Москве. С другой стороны, этот проект был важен для меня лично. Поэтому у нас здесь было взаимопонимание. Как я уже говорил во время пресс-конференции, в концепцию этого автомобиля заложено несколько проектов, которые сейчас разрабатываются. Поэтому для меня важно было создать концепцию, которая включает в себя все эти проекты, над которыми мы работаем.

Не было задачи создать один определенный автомобиль, но он отражает, тем не менее, целый модельный ряд, такое определенное слияние, совмещение разных идей. Также очень важно было показать направление, в котором наш бренд развивается. С одной стороны, это расширение портфеля. С другой стороны, гораздо большее внимание дизайну. Также было желание создать что-то уникальное, что-то очень выразительное, то, что хорошо бы соответствовало бренду. Также концепт-кар является прототипом тех машин, которые будут выходить в будущем, дает нам возможность понять, как они будут выглядеть. И это тоже очень важно.

- В «АвтоВАЗе» перед вами ставили какие-то определенные задачи, какие-то требования?

- Было очень много свободы при работе над этим проектом. Как я уже говорил, наша студия работает над несколькими моделями сейчас. Мы хотели некоторые идеи взять из этих проектов и воплотить их в одной этой машине. Конечно, здесь потребовался и опыт, и доверие друг к другу, потому что на этот проект у нас было очень мало времени, нужно было делать очень быстро. Единственный способ достичь результатов в такой ситуации – это было иметь минимум внешнего вмешательства. Безусловно, я хотел сформулировать новое ДНК нашего бренда, высоко поставить ту планку, к которой мы потом будем стремиться.

- Вы можете описать это ДНК в словах?

- Для меня это начинается с понятия контраста. Когда я приехал в Россию, я столкнулся здесь с очень резкими контрастами. Это и климатический контраст, и сезонный контраст – зима-лето. Поскольку страна обширная, есть разные климатические, природные зоны. Распределение денежных ресурсов – здесь тоже огромная разница: есть люди, которые сверхбогатые, есть люди, которые живут очень скромно, есть люди, которые живут простой жизнью, есть люди, которые живут совершенно невероятной жизнью. Мы все понимаем что такое контраст. Но как его можно показать?

Поэтому нужно было создавать определенный язык. Использование достаточно прямых архитектурных линий, с одной стороны, например, на боковой стороне есть такой продолговатый элемент. Что касается боковой стороны, она достаточно просто решена. Тем не менее, туда тоже вложены определенные чувства, там есть своя экспрессия. Например, как сделаны крылья, там это очень заметно. Они асимметричны, там есть такая дуга на границе между простой поверхностью и более структурной поверхностью, которая была вдохновлена природными поверхностями. На самом деле, если посмотреть, это похоже на сжатый мускул.

Также контраст использован в таких решениях, где сочетаются матовые и глянцевые поверхности, цветовые решения тоже. Конечно, самая яркая часть, если мы говорим о ДНК дизайна, это то, что определяет лицо бренда. Если мы смотрим на переднюю панель, это то, что самое заметное, то, что мы видим в первую очередь. Я создал решетку радиатора в такой графической Х-образной. С одной стороны, это вдохновлено решетками, которые я видел на других машинах, там, где они сделаны достаточно широкими. С другой стороны, я в курсе того, что происходит в нашей отрасли. Я вижу, какие решения внедряются. Я не вижу, чтобы кто-то пытался реализовать такую Х-образную концепцию решетки радиатора. Это очень смелое, очень яркое решение, хотя при этом очень консервативное.
Мне показалось, что это очень подходящий ход, для того чтобы создать новое лицо бренда. Российские автомобили в любом случае всегда чем-то отличались. История автопрома (неразборчиво), много повторялось одного и того же, эти машины везде есть. И наступило время создать что-то уникальное для российского автопрома, новый бренд, новое лицо, которое уже потом можно будет развивать и использовать в будущем.

- Скажите, как будет развиваться данный дизайн-проект, какие будут у него следующие этапы?

- С одной стороны, этот проект впитал в себя дизайнерские решения, которые мы воплощаем в других проектах. Как я говорил, там воплощены решения в разных типах автомобилей, над которыми мы сейчас работаем. Но нам приходилось всё это разрабатывать и делать за очень короткие время. Эти проекты осуществлялись, они послужили вдохновением для этого концепт-кара. Но теперь, поскольку концепт-кар уже завершен, он может вдохновлять их в свою очередь. Потому что за это короткое время нам пришлось разработать этот новый язык дизайна.

И следующий шаг – каким-то образом уже воплощать это в жизнь, и какие-то шаги уже делаются для этого. С другой стороны, есть определенные решения, которые мы раньше не использовали, и это один из поводов заставить сотрудников компании задуматься – почему бы нам это не сделать? Мы раньше этого не делали, а сейчас почему бы нет. И здесь в разных элементах это проявляется. Если посмотреть на логотип, это не тот же логотип, там есть определенные изменения, поверхность более утонченно сделана. Если взять логотипы и сравнить их, издали, может быть, почти незаметны различия. Но большая разница – это размер. Это, конечно, основывается на прошлом опыте создания брендов. Я стал задавать вопросы, почему, когда мы что-то делаем для автомобиля, важно соблюдать соответствующую пропорцию.

И если мы создаем новый бренд, то логотип должен быть пропорционален тому, что мы создаем. Если мы создаем что-то, что является неотъемлемой частью нашего дизайна, то как этот элемент взаимодействует с разными поверхностями, насколько это пропорционально, мы должны всё это оптимизировать. Если мы будем этот бренд двигать в направлении нового дизайна, то я не думаю, что здесь нужно давить на тормоза, я не думаю, что российский менталитет настолько консервативен. Я думаю, что россияне в целом гордятся тем, что у них есть.

Но, с другой стороны, очень широкий спектр, и люди разные. Кто-то любит показать, что у него есть, шикануть. Но, с другой стороны, бренд «Лады» был достаточно скромным, машины в основном были в низком ценовом сегменте, не было повода заявлять о себе слишком громко. Но сейчас ситуация будет меняться. Мы знаем, что одни бренды успешнее других, и не важно, в какой сфере: может быть, это спортивное оборудование или телекоммуникационное оборудование, не важно. В любом случае видимость важна. И мы должны внешним видом какую-то идею доносить.

- Может ли случиться так, что к моменту запуска серийной модели представленный вами дизайн уже просто морально устареет?

- Нет, не устареет. Если мы говорим о тех временных рамках, которые есть, это ДНК дизайна, о котором мы сейчас говорили, он в настоящий момент разрабатывается. Он будет актуален для всех новых продуктов. Но поскольку есть определенный производственный цикл, мы можем говорить о горизонте 2015 года и дальше. То, над чем мы сейчас работаем, конечно, эти идеи будут воплощаться на протяжении многих лет в будущем. Если мы хотим создать что-то новое, новый бренд, то это тоже требуется много времени. Внедряется это всё не мгновенно. Вы создали какой-то дизайн, через некоторое время его одобрили, подготовили инженерную часть, провели испытания, начали производство, маркетинг необходимый, продажи… Это длинный процесс.

- На ваш взгляд, насколько сильно серийная модель, которая получится в результате, может отличаться от концепта, представленного сегодня?

- Я еще раз хочу повторить, что наш концепт не преследует цели представить определенную модель машины, которая будет в будущем выпускаться. С одной стороны, конечно, это отражает то, что мы будем входить в сегмент кроссоверов, внедорожников, полноприводных машин. Но опять же это коктейль, это некоторая смесь из разных компонентов. Нужно туда добавить свои компоненты дизайна, которые не обязательно связаны с этим проектом, но они просто должны провести определенный курс.

Как и в любом концепте, здесь что-то будет использоваться, что-то нет, по разным критериям: может быть, по затратам что-то будет отсечено, может быть, что-то с точки зрения практический реализуемости будет отсечено. Но самое важное – это то, о чем я уже говорил. Этот проект был вдохновлен теми проектами, которые у нас уже осуществляются. Мы работали, смогли создать за короткое время эту машину, именно новую дизайн-концепцию. Безусловно, этот концепт-кар окажет влияние на будущие модели с точки зрения дизайна, а также может повлиять и на маркетинг, на производство. Это наше видение дизайна, это некое представление дизайна. Но для компании это больше, не просто дизайн.

- Продолжаем беседу со Стивом Маттином, главным дизайнером «АвтоВАЗа». Речь идет о том, что этот дизайн будет подходить для всей линейки «АвтоВАЗа».

- Я бы так не сказал. Когда есть ДНК, это не значит что мы берем какую-то тему и начинаем ее воспроизводить, копировать. То, что идеально вписывается в кроссовер, не подойдет, допустим, для универсала. Тем не менее, у нас есть проекты, которые сейчас осуществляются в разных сегментах. Здесь есть определенная взаимосвязь. В стратегии дизайна нужно проявлять в какой-то мере гибкость. Конечно, каждый бренд подходит по-своему. Это всё равно как вы смотрите на серию портретов своих предков, смотрите на их лица: с одной стороны, есть черты сходства, но с другой стороны, каждый человек уникален, у него свой характер, хотя есть и общие черты, которые характерны для данного семейства.

Для меня было важно создать такой имидж, что, если мы будем смотреть на наши будущие модели, мы могли бы увидеть, что они принадлежат одному семейству. Сейчас такого нет, потому что были модели, которые создавались еще 40 лет назад. И есть модели, которые были разработаны 4 года назад. Разброс очень большой. В будущем всё изменится, поскольку нужно за более короткие сроки выводить модели в производство. Соответственно, мы сможем этот момент контролировать гораздо лучше.

- Работая над этим концептом, брали вы какие-то характерные черты у кроссоверов других передовых производителей?

- Прежде всего, я хотел сказать, что если вы дизайнер, то, конечно, вы должны быть в курсе того, что вообще происходит в этом мире, что создается, особенно чтобы не повторить то, что делают другие. Это очень важно, особенно если вы пытаетесь создать новый бренд. Конечно, люди могут посмотреть на машину и сказать: о-о, ее очертания напоминают мне такой-то автомобиль. Но мы говорим уже об общем виде автомобиле, и нужно создать что-то уникальное, то, что имело бы свое лицо. Безусловно, эта машина отличается от всех других «Лад», которые мы видели. С другой стороны, я хотел создать то, что отличалось бы от всего того, что, по крайней мере, я видел, в тех линиях, тех решениях, которые там воплощены.

- На ваш собственный взгляд, вам удалось создать по-настоящему уникальный и оригинальный дизайн будущего автомобиля «АвтоВАЗа»?

- Конечно, хотелось бы создать то, что соответствовало бы бренду. Я не хочу сказать, что в будущем этот бренд будет передовым и все будут на него ориентироваться. Но, с другой стороны, нужно было создать очень современный продукт. Но, с другой стороны, имея ДНК дизайна, нам требуется и определенная гибкость, чтобы этот бренд имел свою идентичность, отличался от всех остальных на рынке. Важно показать эти изменения сейчас.

- Как вам кажется, российскому потребителю это должно понравиться?

- Я надеюсь. Зачем создают концепт-кары? Чтобы посмотреть, какая на них реакция, как люди на них реагируют. С другой стороны, смотреть можно тоже по-разному, можно в целом оценивать машину, можно оценивать какие-то отдельные решения, детали, а также как вы этот язык выражаете, какая история за этим стоит. Поэтому мы подготовили это для прессы, там очень много информации, мы хотели всю эту историю донести. С моей точки зрения то, что мы сделали, это было не просто так, на это были основательные причины, это связано с нашими проектами, которые осуществляются, связано с необходимостью новой ДНК. Конечно, когда мы работаем над новым концепт-каром, у нас есть свобода выходить за привычные рамки, осваивать новые территории.

- Мы беседовали со Стивом Маттином, главным дизайнером «АвтоВАЗа». Огромного внимания журналистов и гостей Московского Международного автомобильного салона в «Крокус-Экспо» была удостоена концептуальная разработка группы дизайнеров «АвтоВАЗа» под руководством Стива Маттина Lada X-ray. Буквально за день информация, фотографии и видео нового облика Lada разошлись по всему миру.

«Эхо Москвы»

12.09.12 «Эхо Москвы»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 20 сентября 2016 Российские моторы для Renault («Ведомости»)

    Установка вазовского мотора на Renault поможет снизить себестоимость автомобилей. До реальных поставок еще далеко – партнеры пока только прорабатывают такую возможность.

    подробнее
  • 5 сентября 2016 Renault позаботится об АВТОВАЗе («Ведомости»)

    В декабре 2016 г. может состояться размещение дополнительных акций «АвтоВАЗа» по открытой подписке на 25 млрд руб., рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров «АвтоВАЗа», советник гендиректора «Ростеха» Сергей Скворцов. По его словам, утвердить соответствующее решение планируется на внеочередном собрании акционеров 10 октября.

    подробнее
  • 29 июля 2016 Мор, долги и убытки («Газета.Ru»)

    Убытки «АвтоВАЗа» в первом полугодии выросли на 67% и достигли 8,6 млрд руб. Выручка составила 87,1 млрд руб., что на 5% меньше предыдущего полугодия. При этом объемы продаж сократились на 11%. Эксперт «Газеты.Ru» полагает, что единственный выход из сложной экономической ситуации — реструктуризация долга.

    подробнее