Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Игорь Комаров, президент АВТОВАЗа («Газета.Ru»)

Исполнилось три года с тех пор, как Игорь Комаров стал президентом «АвтоВАЗа». Что удалось сделать за это время, как изменилась Lada и как концерн планирует выживать без господдержки в условиях растущей популярности недорогих иномарок, глава отечественного автогиганта рассказал в интервью «Газете.Ru».

– Уже ровно три года, как вы возглавляете «АвтоВАЗ». Что можете выделить в вашей работе за это время?

– Удалось сформировать серьезную и эффективную команду менеджеров и всем нам вместе удалось вывести компанию из «пике». Результат нашей работы воплощен в тех новых автомобилях LADA, которые мы производим. Важно, что мы вышли из стадии «выживание» и перешли к поступательному развитию. Я считаю, что полностью выполнена антикризисная программа, реструктурирован долг, оптимизирована численность, уменьшены социальные и производственные расходы. Очень большая работа проведена по выделению непрофильных производств. В нереально короткие для «АвтоВАЗа» сроки начали продажи LADA Granta и LADA Largus, запустили новую линию В0 и ставим на производство новую LADA Kalina... Важно, что до конца года компания станет мультибрендовой - произведем первые автомобили для Nissan. И то, что сегодня мы презентовали первую «Ладу» с автоматом и автомобиль с электродвигателем - EL LADA – это реальность.

Я думаю, что в целом, несмотря на очень напряженную работу и тяжелое состояние, в котором находился «АвтоВАЗ» три года назад, нам удалось выйти из кризиса.

– Без сокращения сотрудников «АвтоВАЗа» это сделать не удалось бы?

– На первом этапе в начале 2009 года численность была 106 тысяч человек. На данный момент наш коллектив - менее 70 тысяч человек. И он в целом близок к оптимальному с учетом нынешнего уровня технологии.

– Понятно, что это не очень популярная мера для градообразующего предприятия.

– Оптимизация численности проходила в 2009-2010 годах. Это была одна из составных частей антикризисного плана. Важно, что при поддержке государства и акционеров мы корректно и мягко решили этот непростой вопрос. Сегодня уровень безработицы в Тольятти ниже, чем в других моногородах, наоборот, требуются высококвалифицированные и инженеры, и рабочие.

– Еще людей сокращать планируется?

– Сокращений больше не будет. Вместе с тем мы будем в дальнейшем повышать эффективность производства.

Будем вводить новые трудосберегающие и энергосберегающие технологии. Это будет отражаться на снижении издержек при производстве одного автомобиля. Мы понимаем, что нам и дальше надо серьезно работать над повышением эффективности труда. Но мы добиваемся снижения себестоимости и при той же численности персонала планируем увеличить объемы производства. Если в этом году собираемся произвести около 700 тысяч автомобилей и машинокомплектов, то после 2017 года эта цифра вырастет до более миллиона автомобилей. То есть одновременно будет расти производительность труда, и этот рост будет выражаться не в снижении численности, а в увеличении объемов производства автомобилей.

– По поводу отношения обычных людей к продукции «АвтоВАЗа». Вы наверняка сталкиваетесь с тем, что люди с недоверием относятся к отечественным автомобилям. Дизайн оставим, часто возникают вопросы по поводу качества. Из обратной связи с читателями мы видим, что стереотип остался – наши машины, да, дешевые, но плохие. Скажите, вот этот стереотип как-то удается преломить?

– Действительно, есть такой стереотип. И мы в достаточно острой форме сталкивались с ним и три, и два, и полтора года назад. С этого момента на заводе многое поменялось, но этот стереотип, не секрет, остался. И его мы ломаем только одним «простым» способом – кропотливым ежедневным трудом по улучшению качества, разрабатываем новые модели, учитывая все современные требования по качеству. Люди видят: ситуация с качеством на «АвтоВАЗе» существенно улучшается. И это - объективно: качество комплектующих улучшилось, их дефектность уменьшилась в разы. Объемы гарантийного обслуживания и ремонта снизились в два раза. Кроме того, важно, что мы работаем вместе с Альянсом Renault-Nissan, вводим единые стандарты Альянса и по качеству.

– То есть рост качества происходит благодаря сотрудничеству с иностранными партнерами?

– Мы очень много используем методик и знаний партнеров по Альянсу. Но главную работу должны делать мы и мы ее делаем. В конце года на линии главного конвейера, где уже производится «Ларгус», мы начнём, как я уже говорил, производить автомобили для Nissan. Значение этого события трудно переоценить, в том числе, и в смысле позитивных изменений по отношению к качеству наших автомобилей.

– Появилась информация, что за «Ларгусом» выстроились серьезные очереди, чуть ли не на полгода. Это действительно так и если да, то с чем это связано?

– Есть спрос и спрос неудовлетворенный, по ряду регионов он действительно составляет несколько месяцев. Это объективный процесс, потому что машина получилась интересная и очень конкурентная по цене. Со стороны специалистов и дилеров идут очень хорошие отзывы. Конечно, мы довольны. Некоторые ограничения по объему продаж связаны с началом производства.

Существует период, в течение которого мы постепенно увеличиваем объемы производства до плановых, предъявляя очень жесткие требования по качеству. Когда выйдем на проектную мощность, наши покупатели смогут получить большее количество автомобилей.

– С «Грантой» есть такие проблемы?

– Да, с «Грантой» похожая ситуация. Поэтому мы торопились запустить новую линию на нашей Ижевской площадке. Не только для того, чтобы поддержать ижевский коллектив, дать людям работу, но и чтобы поддержать продажи и удовлетворить спрос на «Гранту». В очень короткий срок, буквально за восемь месяцев, мы запустили там производство. Да и в Тольятти, я думаю, с вводом новой линии окраски будем производить больше «Грант».

– Автомобили «АвтоВАЗа» – это всегда еще и вопрос безопасности. Если сейчас происходит ДТП с иномаркой, то почти всегда жертв больше в автомобилях «Лада». Машины не безопасны. Что делается в этом направлении и что планируется сделать?

– Более половины автомобилей, которые ездят на дорогах нашей страны, это наши «Жигули» и «Лада», их средний возраст более 11 лет.

Статистика не всегда корректна, надо учитывать не только цифры, но и анализировать полученную информацию. Например, если мы говорим о тех ДТП и инцидентах, которые происходят на дорогах, то, как правило, это машины, которые производились достаточно давно и с несколько другими требованиями по безопасности. Сегодня наши автомобили отвечают всем современным требованиям по экологии и безопасности, которые мы ставим жестче, чем это регулируется законодательными нормами, согласно которым, например, не требуется подушка безопасности. А мы решили, что с начала 2012 года ни одной модели «АвтоВАЗ» не произведет без подушки безопасности водителя. Также все выпускаемые нами автомобили поддерживают топливо класса Евро-4.

– В этом году наблюдается падение продаж «АвтоВАЗа». Понятно, закончились госпрограмма утилизации. Скажите, тенденция падения продаж продолжится?

– Нет, не продолжится - мы изменим тренд. Правда и здесь цифры не всегда дают понимание ситуации. Конечно, мы знали, что с окончанием утилизации у нас упадут объемы продаж. Мы понимали это и учли в наших планах на 2012 год. Решили, что это самый подходящий момент для запуска новых моделей. Но при запуске новых моделей мы начинаем производить на тех же мощностях - в случае «Калины», например - меньший объем автомобилей текущего модельного ряда. Важно, что сейчас мы выходим на плановый объем производства «Гранты» и «Ларгуса» и видим повышенный спрос на эти автомобили. Проблема более приятная, чем в отсутствии спроса производить и реализовывать автомобили. И нам внушает оптимизм то, что в июле по сравнению с июлем мы продали больше автомобилей. И по августу хорошая динамика – мы впервые в этом году продали в августе автомобилей больше, чем в августе прошлого года, когда действовала госпрограмма утилизации. То есть, люди купили в августе больше автомобилей LADA, чем год назад, когда получали от государства 50 тысяч рублей, сдавая на утилизацию свою старую машину. Поэтому критический период близок к завершению, и я уверен: «АвтоВАЗ» к концу года выйдет на плановые объемы производства, и мы получим хороший результат продаж.

– А как вы оцениваете конкуренцию на нашем рынке? Например, корейские производители можно сказать наступают на пятки «АвтоВАЗу».

– Конкуренция очень серьезная, иностранные компании наращивают производство. У российского авторынка хорошие перспективы, он становится одним из самых динамично развивающихся в мировом масштабе. И во многом мы видим, что европейские производители решают те тяжелые проблемы, которые существуют сейчас в Европе, за счет в том числе России. Нам непросто: много моделей специально делаются для российского рынка. Но здесь одно решение – быть эффективнее и повышать качество.

– Как собираетесь в таких условиях конкурировать?

– Поверьте, потенциал у «АвтоВАЗа» очень серьезный. Всё реально при правильной работе менеджеров, при верном стратегическом видении, при хорошем взаимодействии с партнерами, высоких требованиях по качеству, коротких сроках запуска новых моделей и быстром обновлении модельного ряда. Многое уже сделано, но расслабляться, разумеется, рано.

– Мы видим первые плоды нового дизайнера «АвтоВАЗа» Стива Маттина – концепт Lada X-ray. Он сильно отличается от всего того, что раньше делал завод. Скажите, это действительно будущее лицо «Лады»?

– Как говорит сам Стив, это ДНК всех будущих моделей Lada. Да, это новый тренд стиля наших автомобилей.

– Скажите, когда первые модели появятся?

– После 2015 года.

– В конце июля «АвтоВАЗ» официально представил версию Lada Granta с автоматической трансмиссией. Каковы перспективы данной модели, какой процент от общего количества автомобилей компании займут версии с «автоматом»? Какие еще модели Lada планируется выпускать с автоматом?

- Мы видим, что спрос есть. В этом году немного произведем - около 10000, а в дальнейшем планируем более, чем на 20% от всего объема «Гранты» и новой «Калины» ставить «автомат». На «Ларгус» и «Приору» пока не планируем АКПП, это связано с технологией адаптации коробки.

– В прошлом году ходили слухи о возможном разделении бренда Lada на два: «АвтоВАЗ» для бюджетных моделей, а Lada – для более дорогих. Такая возможность действительно рассматривается?

- Это - именно слухи. Бренды разделить не планируем. «АвтоВАЗ» - это огромная компания, а LADA - автомобили, которые она производит и успешно продает. Так исторически сложилось в России, нам такая ситуация выгодна и мы её используем. Наши бренды «работают» друг на друга: «АвтоВАЗ» позитивно меняется, меняется и отношение к LADA. И наоборот соответственно. Это - сообщающиеся сосуды.

– 60 млрд рублей кредитных денег «АвтоВАЗ» планирует потратить на новые проекты и модернизацию производства. На что конкретно будут направлены эти инвестиции?

- Часть инвестиций уже реализована: мы ввели в эксплуатацию производственную линию В0, это «завод в заводе», ее проектная мощность более 350 тыс автомобилей. Будем здесь производить автомобили под тремя брендами - LADA, Renault и Nissan. Новая Калина, EL LADA, адаптация «автомата», дальнейшая модернизация производства... Все это требует инвестиций. И немалых. Продолжаем работать над собственной платформой LADA B, на ней в дальнейшем будем делать машины В и С классов. Могу сказать: наши инженеры сегодня головы поднять не могут - такое количество новых проектов. И главное - все это реальные проекты, которые, уверен, станут реальными машинами.

– Вы возобновляете производство электромобилей – с конвейера сойдут модели El Lada. Каковы перспективы электрокаров, учитывая, что стоимость его составит около одного миллиона рублей?

- Альтернатива бензиновым автомобилям необходима. Каждый крупный автопроизводитель многое делает в этом направлении. «АвтоВАЗ» – не исключение. Будут электрокары, появится и инфраструктура. Посмотрим, но потенциал есть. И мы готовы к новым вызовам. А что касается стоимости, при всей ее величине, EL LADA более, чем конкурентоспособна – ее ближайший «одноклассник» на 600 тыс руб дороже. То есть – более, чем в 1,5 раза. Все новые проекты мы делаем, прежде всего, просчитывая их эффективность для компании.

«Газета.Ru»

07.09.12 «Газета.Ru»
Метки: автоваз
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 20 сентября 2016 Российские моторы для Renault («Ведомости»)

    Установка вазовского мотора на Renault поможет снизить себестоимость автомобилей. До реальных поставок еще далеко – партнеры пока только прорабатывают такую возможность.

    подробнее
  • 5 сентября 2016 Renault позаботится об АВТОВАЗе («Ведомости»)

    В декабре 2016 г. может состояться размещение дополнительных акций «АвтоВАЗа» по открытой подписке на 25 млрд руб., рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров «АвтоВАЗа», советник гендиректора «Ростеха» Сергей Скворцов. По его словам, утвердить соответствующее решение планируется на внеочередном собрании акционеров 10 октября.

    подробнее
  • 29 июля 2016 Мор, долги и убытки («Газета.Ru»)

    Убытки «АвтоВАЗа» в первом полугодии выросли на 67% и достигли 8,6 млрд руб. Выручка составила 87,1 млрд руб., что на 5% меньше предыдущего полугодия. При этом объемы продаж сократились на 11%. Эксперт «Газеты.Ru» полагает, что единственный выход из сложной экономической ситуации — реструктуризация долга.

    подробнее