АВТОСТАТ | Андрей Панков, главный исполнительный директор «Рольф Импорт», (MotorPage.Ru)

Инфографика

Все публикации

05.06.12Прочитали 152 раз

Андрей Панков, главный исполнительный директор «Рольф Импорт», (MotorPage.Ru)

Все большую популярность на мировом автомобильном рынке в последние десять лет приобретают «гибриды» и электромобили. Последние пока гораздо менее распространены, однако многие эксперты и аналитики говорят о гибридном приводе всего лишь как о переходном этапе. С их точки зрения будущее именно за электромобилями. О перспективах автомобилей на электротяге и разработках компании Mitsubishi порталу MotorPage.ru рассказал главный исполнительный директор РОЛЬФ Импорт, Андрей Панков.

- По общему мнению экспертов, к 2050 году запасы углеводородов иссякнут и мир вынужден будет перейти на принципиально новые технологии. Уже несколько десятков лет назад мировые автоконцерны поставили перед собой масштабные задачи инновационных разработок в области альтернативного транспорта, и на сегодняшний день пришли к единому мнению, что самый перспективный альтернативный транспорт - электрический.

Сегодня мы все становимся свидетелями двух разных путей в одном направлении. Первый - это эволюционный путь от автомобилей с ДВС через гибриды. И второй - революционный - сразу к 100% электромобилю.

Надо понимать, что электромобиль - это результат кардинально новых, крайне сложных и интеллектуально емких инженерных решений. Например, корпорация Mitsubishi потратила 40 лет на уникальные разработки и три года на тестирование, прежде чем запустить продажи первого в мире серийного электромобиля. Это произошло в 2009 году, а уже в октябре 2011 года первый электромобиль появился в России. Сегодня практически все ведущие мировые концерны объявили о разработках в области электрического транспорта, и по прогнозам мировых экспертов, к 2020 году доля электротранспорта может достигнуть 10% от общего числа автомобилей в мире.

- Mitsubishi выбирает революционный путь? Почему? Ведь электромобиль пока не так востребован как «гибрид».

- Да, Mitsubishi не производит гибриды. Сегодня концерн выпустил на рынок первый 100% электромобиль, и в планах до 2015 года - выпуск еще семи моделей электромобилей, в том числе с увеличенным запасом хода. Если говорить о 100% электромобиле, то у него есть несколько важных преимуществ. Первое - ноль выбросов в атмосферу, а вопросы экологии во всем мире выходят сегодня на первый план. Второе - существенная экономия на топливе. Стоимость заправки "полного бака" электромобиля по ночному тарифу - 11 рублей. Этого хватает, чтобы электромобиль проехал порядка 100-130 км. То же расстояние проехать на бензине по, допустим, московским пробкам - это минимум 300 рублей. Чтобы понять выгоду, достаточно умножить разницу в этих двух цифрах на количество дней в году, и вы получите более чем впечатляющую экономию. Еще один важный момент – затраты на регулярное техническое обслуживание (ТО) электромобиля, которое требует существенно меньших затрат, так как в электромобиле нет расходных материалов (масла, фильтров, свечей), требующих регулярных замен. Самая дорогостоящая составляющая электромобиля - батарея - в случае поломки просто меняется производителем на новую, так как на нее распространяется расширенная гарантия – 5 лет.

Кстати, необходимо понимать, что электромобиль работает только тогда, когда едет - то есть для него в принципе нет такого понятия, как холостой ход. Едет - работает, стоит - не работает, и соответственно, не тратит заряд батареи.

- Можно ли рассчитывать на снижение стоимости гибридных и электро- технологий в автомобилестроении? И должны ли электромобили и гибриды рассматриваться как отдельный сегмент с точки зрения налогообложения?

- Разумеется, стоимость будет снижаться, и более того, это произойдет достаточно быстро, как это происходит и в других областях - например, мы все это наблюдали с мобильными телефонами и ноутбуками. Чем больше будет объем производства, тем дешевле будут батареи, а сегодня стоимость батареи составляет более половины от общей стоимости электромобиля. Для сравнения - с 2009 года себестоимость производства батареи уже снизилась более чем на 30%. Мой прогноз - уже к 2020 году электромобиль будет стоить дешевле, чем автомобиль с ДВС аналогичного класса.

Кроме того, на стоимость электрокара для потребителя существенное влияние оказывают меры господдержки. В европейских странах мы видим субсидии покупателям электромобилей, снижение налоговых пошлин и НДС, немонетарные льготы для владельцев электромобилей - въезд в центр города, проезд по выделенным полосам для общественного транспорта, бесплатный проезд по платным дорогам и так далее.
Если говорить о России, то первым шагом в этом направлении мы видим обнуление ввозных пошлин и отмену НДС. Это позволит выйти на рынок максимально большому количеству производителей и заметно повлияет на снижение цены для конечного покупателя. А эти два фактора крайне важны для становления и быстрого развития этого нового рынка.

Сегодня наше предложение о снижении ввозных пошлин на электромобили сроком на один год одобрено российским правительством и рассматривается на уровне Евразийской экономической комиссии Таможенного Союза. В случае положительного решения, можно будет говорить о снижении стоимости электромобиля сразу на 20%.

- Для зарядки электромобилям требуется электроэнергия. Сети не рассчитаны на такую дополнительную нагрузку, и это не только российская проблема. Предлагает ли Mitsubishi какие-то решения в этой области?

- На прошлой неделе мы вернулись из Японии, где присутствовали при начале тестирования демонстрационной интеллектуальной электросети Smart Grid M-tech Labo (это - часть крупного проекта по созданию энергетических и социальных систем следующего поколения в экогороде Киханна), в которую в качестве генераторов интегрировали 5 электромобилей Mitsubishi i-MiEV, а также подержанные аккумуляторные батареи, снятые с электромобилей.

Эта система позволит решить одну из основных проблем энергосистемы - два ярко выраженных пика электропотребления - утром и вечером (когда люди встают на работу и приходят с работы) и провал ночью, когда все ложатся спать. Эта неравномерность губительна для энергосистемы. Энергетики считают, что для выравнивания перепадов в энергосетях необходимо увеличение ночного потребления электроэнергии. Именно поэтому один из необходимых элементов, внедряемых в так называемых "умных сетях" (Smart Grid) - накопители энергии, способные забирать ее ночью и выдавать днем, выравнивая таким образом перепады нагрузок на сети. Эту роль могут выполнять электромобили, которые заряжаются от обычных розеток.

Например, для такого города, как Москва, где по прогнозам к 2015 году количество автомобилей достигнет 5 миллионов, достаточно, чтобы 1,5% от общего числа этих автомобилей были на электротяге. Уже в этом случае их ночная подзарядка сможет решить проблему энергетических пиков и выровнять перепады нагрузок в электросетях. А в обозримом будущем, электромобили смогут не просто брать электроэнергию, но и отдавать ее, и соответственно, владельцы электрокаров смогут покупать и продавать энергию - накапливая ночью по дешевому тарифу и продавая днем по высокому дневному, становясь активным участником рынка электроэнергетики.

Что касается России, где сейчас наблюдаются самые большие потери при передаче энергии - 14% от общего объема - то введение в России "умных сетей" позволит уменьшить потери электроэнергии на 25%, и таким образом сэкономить порядка 35 млрд. кВт∙ч в год - в деньгах экономия составит более 50 млрд. руб.

MotorPage.Ru