АВТОСТАТ | Алексей Рахманов, замминистра промышленности и торговли РФ («Российская газета»)

Инфографика

Все публикации

26.04.12Прочитали 142 раз

Алексей Рахманов, замминистра промышленности и торговли РФ («Российская газета»)

Сегодня минпромторг представит председателю правительства предложения по механизмам взимания оплаты утилизационного сбора в России отечественными и иностранными производителями автотранспорта.

В начале апреля на совещании в Тольятти премьер предложил ввести в России такой сбор. При ввозе автомобилей из-за рубежа, как уже писала "РГ", предполагается, что импортеры будут платить "живыми" деньгами, а отечественные производители и иностранные компании, которые собирают машины в России, обеспечат гарантиями их последующую утилизацию. "РГ" обратилась к заместителю министра промышленности и торговли Алексею Рахманову с просьбой прокомментировать предварительные наработки.

- Казахстанские СМИ со ссылкой на официальные источники сообщили, что утилизационный сбор за ввоз авто на территорию Таможенного союза составит от 300 до 1000 долларов. Это так?

- Пока в нашем законодательстве не установлена сама возможность взимания утилизационных сборов, нет оснований говорить о его ставках и размере.

Сейчас Минпромторг России наряду с другими ведомствами работает над поправками к Закону "Об отходах производства и потребления". С этим есть сложности: изменения вносятся по очень большой номенклатуре товаров. Законопроект уже прошел второе чтение, но я не исключаю, что придется возвращаться к первому чтению - в кратчайшие сроки вносить изменения отдельно по автотранспорту. Автомобили, как товар, в законе формально не присутствуют. Кроме того, пока в нем нет понятия "утилизационный сбор".

- Нормативная база и сроки введения сбора будут синхронизированы со странами-партнерами по Таможенному союзу?

- Надеемся, что в России законодательство будет готово к концу лета. Возможна некоторая рассогласованность с Белоруссией и Казахстаном по срокам. Но, думаю, в итоге придем к согласию. Размер сбора для стран Таможенного союза будет одинаков.

- Что включает в себя понятие утилизационный сбор?

- Утилизационный сбор по сути своей призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который наносит автомобиль.
Продиктовано это необходимостью повышения экологического благополучия российских городов, в которых люди зачастую умирают, только оттого что дышат "грязным" воздухом. Поэтому для оценки экологического вреда коэффициенты сбора могут быть "привязаны" к размерам выбросов углекислого газа и прочих вредных веществ. Чем больше двигатель, тем больше вредных веществ. Особенно это касается подержанных ввозимых в страну автомобилей, поскольку с возрастом работа нейтрализаторов сходит на нет.

Утилизационный сбор будет применяться только к машинам, впервые выпускаемым в обращение. И не распространяться на уже находящиеся в эксплуатации в России. Для таких машин ответственность за утилизацию в конце ее жизненного цикла будет нести конечный владелец.

- В чем будет эта ответственность? В штрафах за недоставку на утилизацию?

- В первую очередь речь пойдет о том, что последний владелец будет сам оплачивать доставку автомобиля на пункт утилизации и стоимость утилизации, если к тому времени она останется платной. Известно, что при определенных объемах и глубине переработки утилизация автомобилей становится выгодной. Нам для этого предстоит в течение последующих 5-7 лет построить новую отрасль переработки отходов под названием "автомобиль".

- Кто и как будет определять, когда заканчивается жизненный цикл авто?

- Рано или поздно машина теряет свои потребительские свойства. Для нас определяющий фактор - техосмотр. Если машина не может пройти его и быть отремонтирована либо ее ремонт стоит запредельных денег, то это значит, что она перестает быть автомобилем.

- Про "живые" деньги утилизационного сбора в общих чертах понятно. А в какой форме могут представляться гарантии?

- Для юридических лиц, которые работают и производят технику в России, включая иномарки, мы будем давать возможность гарантировать будущую утилизацию автомобилей.

Почему так? Есть несколько причин. Во-первых, все производители несут на себе серьезную налоговую нагрузку в виде обязательных страховых выплат с каждого рубля зарплаты и тем самым участвуют в финансировании затрат, в том числе на здравоохранение. Я даже не говорю об обязательных природоохранных мерах, которые каждый производитель должен предпринимать согласно законодательству. Во-вторых, автозаводы не строят на один год, поэтому мы имеем дело с предприятиями, которые могут менять хозяев, но, пока существует та или иная марка, всегда будет правопреемник, который ответит по обязательствам в рамках будущей утилизации произведенных им автомобилей. Для этого на паспорте транспортного средства, которое произведено в стране, будет запись, что утилизацию гарантирует такая-то компания. Для граждан это не будет иметь никаких прямых финансовых затрат. И когда автомобиль выработает свой срок, то дилеры либо представители производителя возьмут на себя все затраты, сопряженные с его последующей утилизацией.

- А сборы от импортеров поступят в бюджет или в специально созданный фонд? А может, к единому оператору?

- Мы отказались от формы фонда. Это противоречит бюджетному законодательству. Утилизационно-экологический сбор будет зачисляться в бюджет, а по мере передачи машин на утилизацию - тем многочисленным компаниям-утилизаторам, которые предъявят федеральному органу исполнительной власти паспорт транспортного средства с отметкой об уплате утилизационного сбора или о предоставленной гарантии производителя. Будут предоставляться субсидии из бюджета с целью развития глубины и степени переработки. Такие компании в России и сегодня есть. Когда система заработает, их станет еще больше.

«Российская газета»

 
Загрузка...