АВТОСТАТ | Игорь Моржаретто: меняем «хотелки» на «умелки» или «Die erste Kolonne marschiert…»

Инфографика

Все публикации

Видео

Все видео

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

19.11.18 Прочитали 2356 раз

Игорь Моржаретто: меняем «хотелки» на «умелки» или «Die erste Kolonne marschiert…»

Моржаретто.jpgПока все автосборочные  заводы в России исправно работают, и с конвейеров каждую минуту сходят примерно 12 легковых автомобилей. Это здорово, но некоторые из производителей почему-то считают ситуацию ненормальной. «Все будет хорошо, - успокаивают их чиновники из нашего правительства. – Вы, главное, не о чем не беспокойтесь». А они почему-то продолжают беспокоиться! Потому, видимо, что скоро в массовом порядке должны закончить свое действие соглашения о промсборке, а как будут выглядеть новые – мало кто пока понимает… То есть пока мы, вроде бы, работаем по старым, привычным правилам, а завтра… А что завтра?..

Игорь Моржаретто: меняем «хотелки» на «умелки» или «Die erste Kolonne marschiert…»

НИ МИРА, НИ ВОЙНЫ

Не так давно Минпромторг РФ озвучил уже третий, кажется, вариант поправок к постановлению правительства № 719 от 2015 года, где описаны условия, на которых автоконцерны, работающие в России, имеют право на льготы и субсидии. Тут надо вернуться еще на 15 лет назад, чтобы понять, откуда ноги растут. С начала двухтысячных правительство активно пыталось привлечь иностранных производителей в нашу страну, дабы они строили здесь свои предприятия. И, надо сказать, все сработали здесь очень успешно: за эти годы в стране открылось около 20 (!) новых автозаводов, да и старые, традиционные, при помощи зарубежных капиталов и специалистов, обрели второе дыхание. Пришли инвесторы в Россию, понятно, не просто так, а после проведения тщательных расчетов и оценок. Что они видели в нашей стране? Растущий, перспективный авторынок – это, во-первых. А во-вторых, твердые гарантии российского правительства: в обмен на серьезные инвестиции и строительство новых заводов вы получите такие-то льготы, такие-то субсидии… Словом, нормальная практика, а в итоге – выгодно всем.

Правда, за последние 4 года ситуация в стране в целом и на автомобильном рынке в частности сильно изменилась. Продажи новых автомобилей просели в два раза; загрузка автомобильных производств в среднем не превышает 40 – 50%. Жесткие требования по локализации поэтому были чуть смягчены в 2015-м году, а сейчас пришло время думать, что в принципе делать с соглашениями о промсборке. Они массово заканчиваются в 2019 – 2020 годах. Продлевать их? На каких условиях? Вот тут министерство и предложило вариант поправок № 3…

Рассматривать его в деталях, честно говоря, нет никакого желания. Он, конечно, стал значительно человечнее, что ли, по отношению к предыдущему варианту, но все-таки напоминает попытку описать процессы термодинамики с помощью простых арифметических действий. Судите сами. Еще с весны в Минпроме обсуждается идея введения для автозаводов балльной системы, позволяющей оценить усилия по локализации. Так, создание современного центра НИОКР оценили в 20 баллов; строительство заводов по производству двигателей и коробок передач тоже дает по 20 баллов. Всего, начиная с 2019 года, для получения права на субсидии нужно было бы набрать не менее 100 баллов. Теперь требования, вроде бы, смягчились (после ряда жалоб руководителей автоконцернов «профильному» вице-премьеру Дмитрию Козаку), но производители все равно считают новые требования невыполнимыми.

Вроде бы балльная система из последнего варианта исключена (и требования в основном касаются использования российского металла, в первую очередь алюминия), зато теперь в документе в одну кучу смешали автобусные производства с автомобильными. И требования к ним похожие, хотя одни выпускать с конвейеров могут сотни тысяч машин в год, а другие – собирать на стапелях – несколько сотен. Для всех без исключения в проекте остались обязательства по выпуску и использованию российских двигателей и коробок передач. Но то, что выгодно при сборке легковушек массового сегмента, не подходит для производителей автобусов или тяжелых грузовиков! И в целом все нормы, может быть, и выглядят логично с точки зрения чиновников, но абсолютно не устраивает представителей бизнеса.

Для строительства завода по производству двигателей, коробок передач или электрооборудования, во-первых, должна присутствовать экономическая целесообразность; локализация должна быть выгодной, а не превращаться в самоцель. А здесь при годовом объеме рынка новых электромобилей в 150 штук хотят заставить заводы выпускать электромоторы для них. Какая тут экономика, где? Но сразу вспоминается героиня знаменитой комедии Гайдая, которая безапелляционно на все возражения заявляла: «Кто не будет брать лотерейные билеты – тому отключим газ!».

При этом в Минпромторге говорят, что в этом году консультации с автопроизводителями проводили чуть ли не ежемесячно… Только вот, похоже, бизнесменов не услышали. Во всяком случае, еще в сентябре с ними продолжали обсуждать старый, «балльный» проект, хотя в правительство уже ушел новый.

Игорь Моржаретто: меняем «хотелки» на «умелки» или «Die erste Kolonne marschiert…»

ПОЙДИ ТУДА…

Впрочем, все разговоры о «промсборке-2.0» могут в ближайшее время оказаться пустыми: недавно вице-премьер Козак договорился с руководителями компаний автопрома о создании рабочей группы, которая должна представить свои предложения по изменению правил игры в отрасли. Речь идет о новых требованиях к локализации автокомпонентов в РФ и – по мере их выполнения – правилах предоставления субсидий. Предложения рабочая группа, в которую войдут представители крупнейших автомобильных концернов, должна выработать уже до конца года.

Но и это не все новости! Оказывается, в Минфине сейчас разрабатывается другой механизм – некие «соглашения о защите и поощрении капиталовложений». Это не соглашения о промсборке и не аналог СПИК (специальных инвестиционных контрактов), а договор инвестора с российским правительством о «неизменности условий инвестирования». Впрочем, о том, как будет выглядеть этот документ и когда он появится (и появится ли вообще) – доподлинно неизвестно.

Кстати, о СПИКах. Минпромторг достаточно давно предлагает признать специнвестконтракт наиболее удобной формой работы с российскими и иностранными инвесторами в автопроме. Два таких соглашения уже подписаны и действуют – во Владивостоке недавно компания Mazda запустила завод по производству двигателей, а в Подмосковье строится сборочное предприятие Mercedes. Это, конечно, замечательно, но против такой формы соглашения категорически выступают другие представители автобизнеса, а так же ряда наших министерств и ведомств. Основная претензия – несоблюдение правил честной конкуренции. СПИК – документ закрытый, и никому не известно, на каких условиях договорились компания Х и наше правительство. Как дальше работать конкурентам в таких условиях?..

«Самое сложное в работе в России – отсутствие долговременных правил игры, - на условиях анонимности пожаловался один из руководителей зарубежного автоконцерна. – В Европе мы обычно планируем на 2 – 3 года, а в РФ приходится корректировать планы каждые 3 месяца…».

Игорь Моржаретто: меняем «хотелки» на «умелки» или «Die erste Kolonne marschiert…»

ТРЕВОЖНЫЙ ДЕКАБРЬ

Впрочем, для кого-то все эти разговоры о будущих инвестиционных соглашениях – разговор дальний, и носит он чисто теоретический характер. А для других – проблема, требующая немедленного разрешения. Так, у корейской компании Hyundai соглашение по промсборке истекает в декабре этого года, и, чтобы не лишиться льгот, ей нужно подписать некий договор с Минпромторгом до конца ноября. Кроме того, могут сорваться сроки начала строительства завода по производству двигателей в Ленинградской области. Вроде бы еще летом был готов и почти согласован СПИК, а теперь весь механизм подготовки специнвестконтрактов по поручению Дмитрия Козака пересматривается (у вице-премьера возникли вопросы к прозрачности процедуры). Хотя министр промышленности Мантуров уверен, что контракт обязательно будет подписан в срок, остались лишь незначительные «формальные процедуры»… По некоторым сведениям, если будут нарушены сроки разрешения этих «формальных вопросов», «подвешенным» окажется вопрос о строительстве моторного завода; по проекту инвестиции корейской компании составляют свыше 27 млрд. руб.

А на очереди – заявки на подписание контрактов с нашей «Группой ГАЗ» и германской компанией BMW. Они, оказывается, тоже были практически согласованы в Минпромторге, но… пока «заморожены». На сколько? Пока ответа нет.

…За неполные 20 лет в России, можно сказать, случилось экономическое чудо – возникла новая, современная, конкурентоспособная отрасль – автопром. Российские и иностранные инвесторы вложили в нее десятки миллиардов долларов и евро, и сегодня в стране есть возможность выпускать ежегодно свыше 3 млн автомобилей. Сотни тысяч людей получили рабочие места. И что? Осталось только договориться о правилах работы, чтобы они были прозрачными, приемлемыми и выгодными для всех сторон. Но для этого не только бизнес должен учитывать интересы страны, где работает (что, безусловно, очень важно), но и правительство – с уважением относиться к предложениям инвесторов. Они же деньги вкладывают не в целях благотворительности…

P.S. Почему-то вдруг вспомнил из романа Льва Толстого «Война и мир»: «Die erste Kolonne marschiert, die zweite Kolonne marschiert...» («Айне колонна марширен, цвайне колонна марширен»). Даже без перевода с немецкого все понятно: «Первая колонна марширует, вторая колонна марширует»... Это так командующий объединенными австрийскими и русскими силами генерал Пфуль расписывал действия своих войск в сражении под Аустерлицем против Наполеона. Чем закончилась та попытка подчинить творческий процесс (битву) неким сухим, придуманным арифметическим правилам, можно узнать у Л. Толстого или в учебнике истории для 8 класса.

Но это так, к слову пришлось...

, источник: autostat.ru