АВТОСТАТ | За счет чего будет расти рынок в 2018 году?

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Видео

Все видео

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

02.03.18 Прочитали 2038 раз

За счет чего будет расти рынок в 2018 году?

За счет чего будет расти рынок в 2018 году?

21 – 22 февраля в Москве проходил форум автобизнеса «ForAuto – 2018», организованный агентством «АВТОСТАТ», главной темой которого было подведение итогов прошедшего года и прогнозы на 2018 год. Первыми на эту тему высказались представители дистрибьюторов и дилерских холдингов, мнения которых мы приводим в нашей рубрике.

Владимир Мирошников, ГК «Рольф»:

Мирошников.jpg- 2017-ый был для нас непростым, но мы его прошли с честью. Приведу несколько цифр. Наши продажи выросли на 16% по сравнению с 2016 годом. По авто с пробегом – рост на 45%. Корпоративные продажи замедлились – по ним рост +2%, но мы пошли на это сознательно. От ряда сделок отказались, так как стали больше смотреть на итоговый финансовый результат. Выработка сервиса показала рост на 8%. Рост выручки компании к 2016 году: (в целом рост на 20,6%). По новым авто – рост на 15,5%, по авто с пробегом – рост на 49,2%, по сервису – на 8,9%, по запчастям – на 11,7%, по финуслугам – на 62,6%. За 2017 год открыли 5 новых дилерских центров. Сегодня компания представляет 22 бренда в России и имеет 21 ДЦ.

2017-ый был первым годом в новой стратегии Компании, принятой в конце 2016 года. Стратегия рассчитана до 2020 года. Компания выделяет для себя 4 основных вектора развития: удержание лидерства на российском рынке; стратегический фокус на развитие бизнеса автомобилей с пробегом (в рамках новой стратегии это направление будет выделено в независимое и станет развиваться вне дилерских центров); лидерство в технологиях («Рольф» хочет поискать новые технологические решения не только за границей но и в других, в том числе неавтомобильных сферах деятельности) и по качеству обслуживания клиентов; стратегический фокус на сотрудниках (рынок поменялся и нужно корректировать людей и их знания).

2018-ый год нам видится непростым. Господдержка ожидается в меньших объемах, и на первое место будет выходить эффективность игрока. Рост рынка в 2018 году мы оцениваем в 10%.

Виталий Павловский, «ГК АвтоСпецЦентр»:

Павловский.jpg- Рост рынка в 2018 году составит примерно 10-12%. Общее экономическое состояние страны, скорее всего, не изменится, но появится больше стабильности, поэтому люди будут покупать автомобили, в том числе из-за отложенного спроса. Потребитель будет покупать авто не потому, что у него появится больше денег и он захочет инвестировать их в автомобиль, а потому, что имеющаяся у него машина будет устаревать и изнашиваться и ее необходимо будет обновлять.

Второй тренд связан больше с амбициями производителей. Если производитель планирует рост производства, то должны вырасти и продажи бренда. Насколько выгодны будут эти продажи для дилеров – это другой вопрос.

Третий год подряд мы видим практически полное переформатирование бизнеса автодилеров: если раньше дилер зарабатывал на продаже самого автомобиля, «на железе», как мы иногда говорим, то сейчас мы зарабатываем больше на продаже финансовых продуктов и на сервисных услугах. Это позволяет нам поддерживать баланс.

Для Москвы 2017 год был тяжелым. Мы все знаем те потери, которые понесло дилерское сообщество, но мы выжили и собираемся расти и расширяться в 2018 году.

Геннадий Павлов, «Чери Автомобили Рус»:

Павлов.jpg- Думаю, рынок будет расти, но буду осторожен в прогнозах – не больше 5%. Господдержка сокращается. Полагаю, что рост рынка, наверное, будет более заметен по тем брендам, у кого низкая база.

Для дилерского бизнеса сегодня финансовые инструменты – действительно очень важное направление, и Chery уделяет ему достаточно много внимания.

В 2017 году компания предоставляла клиентам много собственных финансовых продуктов, основанных без господдержки. В этом году будем продолжать развивать данное направление, потому что рост продаж авто в кредит реально существует.

Плюс программы поддержки вторичных продаж – это очень важно не только для сетей, не только для розницы, но и для дистрибьютора, как инструмент, который поддерживает работу розничных сетей.

Не все дилеры готовы осознать, как можно не зарабатывать на продаже новых автомобилей – тенденция, которая есть сейчас.

Михаил Семенихин, «Volkswagen Коммерческие автомобили»:

Семенихин.jpg- Мы очень довольны результатами прошлого года. В моем понимании успех – это комплекс факторов, и продажи – лишь один из них. По совокупности всех показателей (продажи, загрузка сервиса, продажи финансовых услуг, удовлетворенность клиентов, оптимизация товарных запасов) – вес каждого из которых разный, мы закончили год удачно.

Что касается видения на год текущий, рост рынка LCV до 6 тонн будет примерно 10%. То, что снижены программы господдержки – я сейчас скажу крамольную вещь – мы поддерживаем. Потому что тем самым дается возможность всем участникам рынка работать в более рыночных условиях, возможность слезть наконец с дотационной иглы государства.

Боюсь, что компании, которые свой рост в прошлом году построили исключительно или в большой степени на дотациях государства, в текущем году здорово проиграют или не доберут в темпах роста. В этом плане мы, как марка импортирующая, имеем нулевую зависимость от дотаций государства и всячески приветствуем снижение программ господдержки.

Фокус в нашей работе – это предложение финансовых услуг. К счастью, рынок финансирования достаточно развит: все больше и больше на рынке предлагаются западные продукты, ориентированные не столько на низкую ставку финансирования, сколько на низкий ежемесячный платеж. Мы уверены, что за продуктами с гарантированной остаточной стоимостью – будущее.

Владислав Рыдаев, ГК «Терра-Авто»:

Рыдаев.jpg- В 2017 году мы показали порядка 10% роста. Подросли в основном в городах Северо-Запада, где работаем. В Санкт-Петербурге же мы в основном сконцентрировались на внутренней эффективности. Порядка 68% роста – по финансовым продуктам.

Думаю, что 2018 год пройдет стабильно, ожидаю рост в пределах 10%. То есть, если каких-то внешних катастроф не будет, то мы его должны год провести удачно. В основном вижу потенциал для развития массовых брендов. С трудом понимаю, где будут ресурсы для развития брендов премиальных…

В регионах, во многих городах с населением меньше 50 тысяч, сегодня нет ни дилерских центров, ни нормального автосервиса, а соответственно там есть определенный спрос.

Думаю, росту в 2018 году поможет также потребительский оптимизм. В качестве примера: город Псков находится в самом низу ТОП-20 по уровню доходов населения, но, тем не менее, дорогие машины в кредит там покупаются даже в большей степени, чем дешевые. То есть, покупатели готовы брать более дорогой продукт в кредит…

Вячеслав Галузинский, «Лифан Мотор Рус»:

Галузинский.jpg- Для Lifan 2017 год был хорошим. В 2016-ом на падающем рынке мы выросли на 15%, в 2017-ом - показали тот же результат. В 2018-ом мы хотим удержаться на том же уровне. Что же касается рынка целиком, по нашим покупателям мы видим, насколько он зависит от господдержки. Отмечу, кстати, что хоть формально Lifan в господдержке есть, но на самом деле за все время у нас не было ни одной сделки с господдержкой. При этом наши покупатели постоянно приходят, задают вопросы, почему нет.

К сожалению, на этот процесс мы повлиять не можем. Поэтому работаем без господдержки, сами, живем креативно, стараемся улавливать настроения наших покупателей и быстро меняться. Ну, нет у нас помощи со стороны российского государства господдержки, но у нас есть свои собственные программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». И еще мы запустили программу «кэш-бэк», которой, по моим данным, ни у кого, кроме, как у Lifan, в настоящий момент нет.

Сейчас много говорят по поводу финансовых продуктов – мол, здорово, что у дилеров есть возможность на них расти. Но, с другой стороны, общаясь тесно с нашими банками-партнерами, я понимаю, что банк – это не дойная корова. Банки уже отдали почти все, что могли. Соответственно, заработок дилера на финансовых продуктах – это усложнение и утяжеление условий для конечного покупателя. Поэтому дистрибьюция Lifan никогда сама не зарабатывала на кредитных продуктах. А для дилеров мы запустили программы, по которым они получают от нас субсидию – чтобы не перегружать своего покупателя.

2018 год пока для нас не очень понятный. С учетом того, что у нас есть новые программы работы с клиентами и с учетом того, что мы в этом году выведем на рынок два новых продукта – мы уверены, что результаты 2016 и 2017 годов сможем подтвердить. Для Lifan сегодня стабильность – как для дистрибьюции, так и для дилера и для покупателя – важнее, чем скачки «рост-падение». Последние три года у нас взят тренд на стабильность и, я повторюсь, я не вижу пока причин для того, чтобы не продать столько же автомобилей, сколько в 2017 году.

Александр Михайлик, ГК «СИМ»:

Михайлик.jpg- В прошлом году у нас были достаточно хорошие результаты. В продажах новых автомобилей мы выросли более чем на 19%, а в продаже подержанных – более чем на 25%. Это существенно, при том, что еще и переформатировали бизнес: занимались оптимизацией, перемещением брендов, слиянием и т.д. Правда, это мало сказалось на параметрах чистой прибыли.

То есть, мы заработали больше, но не в таких процентах, как рост продаж. Это та самая общая проблема, о которой коллеги уже говорили – о том, что переформатирование дилерского бизнеса происходит достаточно бурными темпами последние 3-4 года и структура нашего дохода или прибыли сильно изменилась.

На мой взгляд, это факт ненормальный, когда мы не зарабатываем на продажах автомобилей, а зарабатываем только на производных инструментах, которые уже статистически более волатильны, нежели определенный гарантированный уровень с продажи кузова. То есть, этот элемент не добавляет финансовой стабильности дилерским компаниям. Но этот тренд есть и, скорее всего, он останется.

Что касается следующего года, то я поставил свой прогноз – нулевой рост рынка. Мотив такой: как пожелание – мы, конечно, хотим, чтобы рынок рос, но как операционный бизнес – мы, конечно, должны рассчитывать на худший сценарий. Если будет хорошо – то и так все будет хорошо. Но мы должны планировать в расчете на нулевой рост рынка.

При этом для нашей компании мы заложили рост объемов продаж чуть больше 10%, ну и всего того, что с этим связано. Потому что наш ресурс не только в том, что дает наш рынок, но еще и улучшении своих бизнес-процессов по работе с клиентами. И, соответственно, за счет усиления конкурентной позиции, межбрендовой и внутрибрендовой – улучшать свои показатели. Если только на рынок ориентироваться – то мы будем очень нестабильны.

На мой взгляд, есть опасность в том, что многие производители заложили на следующий год рост производства выше 10%. Вырастет ли спрос на эти цифры – никто не знает. Соответственно давление излишних планов может сильно повредить дилерскому сообществу в плане доходности – то, что мы наблюдали в 2013 и 2014 году, когда были и пики продаж, но мы просто переваливали объемы, а рентабельность осталась крайне низкая.

Что происходит у нас на рынке – реально доходы населения не растут. Может, где-то кто-то и берет больше дорогих машин в кредит (как сказал кто-то из коллег), но это не тренд, а, скорее, какая-то точечная вещь. Если нет базовых факторов роста экономики, то откуда взяться росту рынка? От того, что у тебя машина износилась? Но у тебя нет денег, чтобы купить новую… Поэтому насчет роста рынка в 2018 году – большой вопрос. Нам очень повезло в прошлом году – за счет господдержки и, возможно, некоторого оптимизма потребителей, да, выросли. Но в сегодняшней, такой сложной экономической ситуации и непростой политической, два года подряд 10% роста было бы очень здорово…

Алексей Калицев, «Хендэ Мотор СНГ»:

Калицев2.jpg- Должен сказать, что прошлый год был рекордным по прибыльности для дилерской сети. По нашим данным, маржинальность выросла минимум на 40%. Такой прибыльности давно дилеры не знали. И на «железе» - если брать наш бренд – они давно уже не теряют. Это такой небольшой комментарий по поводу того, что говорили коллеги.

Если же говорить о прошлом годе, мы, как бренд, закрыли его достаточно успешно. В целом тренды, которые наметились со второго квартала, с апреля, подтвердились и действительно рынок был плюсовым. Если говорить про Россию в общем рэнкинге компании Hyundai, то мы заняли в 2017 году почетное 5-е место, сохранив позиционирование России как ключевого рынка для нас. Поэтому большое внимание к этому рынку со стороны компании, поэтому у нас здесь есть завод, прекрасно работающий, поэтому есть дальнейшие планы по его развитию и инвестициям, а также укреплению наших позиций на российском рынке.

По поводу 2018 года – мы видим 9-11% роста. Один из существенных потенциалов и факторов, которые на это повлияют – это, конечно, 2013 год. Сейчас, если задуматься, каждый из 3 млн владельцев 5-летних автомобилей как минимум раз задумается, а что же с ним делать. Понятно, что у кого-то, может быть, нет средств на покупку нового автомобиля, но не у всех же ситуация может быть настолько тяжелая. Поэтому давление парка новых автомобилей, свежих, проданных через официальные дилерские сети – это огромный капитал. Его просто нужно взять и использовать в этом году.

Если говорить про реалии и ограничения, которые мы сегодня видим, то, конечно, есть две вещи – это госпрограммы и вообще регулирование отрасли в целом, которые оказывают разнонаправленное влияние. С 1 января была обнулена госпрограмма «трейд-ин-утилизация» и с 1 января убрали существенную поддержку автокредитования – компенсацию процентной ставки. Вместе с тем программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые были запущены в июле прошлого года, были возобновлены. Могу сказать по нашему бренду – мы очень активно включились в процесс, только за январь уже продали более 1000 по этой программе.

Безусловно, мы понимаем, что эффект от нее ниже, чем от тех, что были прекращены с 1 января. Они касаются ограниченного количества людей (либо должно быть два ребенка в семье, либо это первый автомобиль). Тем не менее, мы должны ими воспользоваться. Прогнозируем, что бюджет этот, скорее всего, будет выбран уже в апреле. Поэтому именно сейчас хорошая возможность у тех, кто хочет купить «Солярис» или «Крету» с 10-процентной скидкой.

Возможно, эта программа будет продлена, потому что она работает и немного стимулирует рынок. Что касается других программ – совершенно очевидно, что рынок «развернулся в плюс», и государство больше не будет ничего изобретать. Но мы для себя ничего критичного в этом не видим. Конечно, процентная ставка сейчас немного шокирует клиентов. Сейчас эффективная ставка – 15-16%. Но программы дистрибьюторов готовы переломить эту тенденцию и как-то ситуацию снивелировать. Это первый момент. Второй – мы сейчас все в равных условиях, поэтому результат будет больше зависеть от эффективности каждого производителя, чем от господдержки.

Если говорить о регулировании отрасли, здесь есть два серьезных момента. Во-первых, это повышение утилизационного сбора, которое сейчас активно муссируется и по которому до сих пор официально ничего не опубликовано. Базовый сценарий – что он будет проиндексирован на 15%. В принципе мы как производитель, уже это учли. И если будет такой сценарий, то никакого эффекта на цены это не окажет для нашего бренда.

Но если же будет второй сценарий – вы знаете, что сейчас обсуждается значительно более высокое повышение утилизационного сбора, то, конечно, это ударит по импорту сильно. В нашем случае удар будет минимален, потому что весь модельный ряд у нас производится здесь. Во-вторых, акцизы – вы знаете, что с 1 января ввели акциз на лошадиные силы 200 и выше – безусловно, это немножечко усложнит жизнь премиум-сегменту…

 

, источник: www.autostat.ru