АВТОСТАТ | Сергей Целиков: что ждет авторынок в 2018 году?

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Видео

Все видео

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

11.01.18Прочитали 982 раз

Сергей Целиков: что ждет авторынок в 2018 году?

Результаты опроса в facebook. Прогноз на 2018 год.

Новый год наступил. В профильной группе Facebook директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков высказал свое мнение о том, что будет происходить на рынке в ближайший год и спровоцировал небольшой опрос на тему ожиданий от рынка в 2018 году, взяв за отправную точку прогнозов цифры минувшего года. Так будет рост или падение рынка? Останутся ли продажи автомобилей на уровне 2017 года?

В результате были получены ответы 131 человека (результаты см. на картинке). Кто-то из участников дискуссии отвечал коротко, другие – обосновывали свое мнение развернутыми постами (см. ниже). Итак, большинство участников (53%) считает, что рынок вырастет в пределах 10%. Нашлись еще большие оптимисты, прогнозирующие рост выше 10% (18% участников). При этом 21% участников опроса полагают, что рынок останется на уровне прошлого года, а 8% уверены, что он упадет.

Сергей Целиков, гендиректор «АВТОСТАТ»:

- Выскажу свое мнение о том, что будет происходить на авторынке в 2018 году и какие факторы будут оказывать влияние.

К отрицательным факторам отношу рост цен. Вроде бы, и рубль укрепляется не первый год, и цены на автомобили почти на 50% выше, чем в докризисное время, но, тем не менее, многие автопроизводители настроены на дальнейшую корректировку прайс-листов. В этом году, если рубль будет относительно стабильным, ожидаю повышения цен в среднем в пределах 5-7%...

Вторым отрицательным фактором является продолжающееся снижение покупательской способности населения. Даже официальная статистика это подтверждает, а уж неофициальная – просто кричит об этом. Небольшим утешением является тот факт, что целевая аудитория рынка новых авто - это не всё население РФ, а лишь 20-25% процентов «верхнего слоя». А в этом «слое» ситуация с покупательской способностью чуть лучше, чем в общей массе. Есть еще много успешных бизнесов, которые «майнят» себе доходы и прибыли при любой ситуации…

Третий существенный фактор – господдержка авторынка, автопрома и других отраслей. В этот году она будет. Это плюс. Но ее будет меньше, чем в прошлом году, и это минус. В математике плюс на минус дает минус, как будет у нас - посмотрим. Думаю, что если пойдет что-то не так, то и второй транш господдержки увидим…

Бесспорным положительным фактором является отложенный спрос. Цикл смены автомобиля за время кризиса увеличился. Тем не менее, автомобиль - не вино, и с годами лучше не становится. Сейчас автовладельцам пришла пора менять машины 2011-2013 годов, а их много: в 2011 году было куплено 2,5 млн новых авто, в 2012 году - 2,8 млн, в 2013 - 2,6 млн…

В плюс авторынку сейчас играют банки. Ставки по автокредитам планомерно снижаются, объем выдачи увеличивается. К концу года доля автокредитов на рынке дошла до 50%. В 2018 году ожидается дальнейшее «медленное, но верное» снижение кредитной ставки…

Экономика страны стабилизировалась. В отдельных отраслях появились признаки роста. Это хорошо. В 2018 году пройдут два важных события, которые косвенно поспособствуют добавлению денег в розничный оборот - это выборы президента и чемпионат мира по футболу…

Суммируя плюсы и минусы, я лично ожидаю роста авторынка в 2018 году примерно на 15%. Так что еще на один год остаюсь оптимистом. Консолидированный прогноз агентства «АВТОСТАТ» будет на уровне +10%. А наша многофакторная матмодель (где основной фактор - нефть) показывает такие цифры: при среднегодовой стоимости барреля Brent в $55 будет нулевая динамика рынка, при $65 за баррель – рост на 11%, при $70 - рынок вырастет на 14%, а при $80 - рост составит 24%.

Для полноты картины мы решили привести здесь некоторые развернутые мнения участников опроса – как «оптимистов», так и «пессимистов» (авторская пунктуация и орфография в основном сохранены). Стоит отметить, что первых в целом оказалось больше (71%).

"Оптимисты"

Андрей Гиязов:
- Один из лидирующих концернов на нашем рынке - «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» - при выпуске в 2017 году 233,5 тыс. автомобилей (+13% к 2016-му) на 2018 год заявляет выпуск 235 тысяч. Так что +/- их ожидания - на уровне прошлого года…

Aleksey Mukhanov:
- Надо понимать, что это только рио/солярис/крета, а они и до этого неплохо продавались. Корейцы сильно постарались, чтобы удержать за собой В+ сегмент в кризис. Будут ли те, кто ездил на машинах С-класса и среднеразмерных кроссоверах, менять их на «солярис» или «крету»? У меня сомнения на этот счет…

Владимир Никитенко:
- На ситуацию на рынке может сильно повлиять повышение цен.

Kazushi Yoshida:
- В любом бизнесе нельзя работать без оптимизма. Так что я полностью согласен с прогнозом С. Целикова!!:))

Олег Консуров:
- К замечательному по полноте и объективности анализу хочется добавить:

  1. Платежный баланс за 9 месяцев 2017 года - 22 млрд.долл (+46% к АППГ). Какая-то часть доберется и до потребительского рынка, здесь важна динамика.
  2. Стоимость основных экспортных товаров растёт вместе с увеличением мирового спроса. Кроме стоимостных объемов нефти/УВ, растет физический объем экспорта с/х продукции (хотя тут сохраняются опасности последствий перепроизводства). Скажется увеличение поступлений от углеводородов, привязанных к нефти с лагом в 1-2 квартала - газа, угля и нефтепродуктов.
  3. Риск разбалансировки рынка нефти несколько снизился. Скорость и представительность переговоров, качество выполнения и аргументация продления сделок ОПЕК успокоили рынки и дают основания надеяться на сохранение во второй половине 2018 года рационального подхода к антисланцевому демпингу у арабских производителей.

Григорий Былов:
- Формула примерно такая: Рынок 18 = Рынок 17 + (средняя цена на нефть 2018 - $55) %. Каждый доллар средней цены на нефть сверх $55 добавляет по 1% к рынку.

Владимир Дукельский:
- Я скорее выберу пункт 2 (т.е. рост будет в пределах 10%), а может даже и пункт 1 (выше 10%). Скажется отложенный спрос. Машины, проданные в 2012-2013 году, пора менять. А менять будут на В и В+, и конечно на В- и С-SUV. Основные бенефициары – Lada, «корейцы», Renault, VW group. Кто-то, возможно, подержал авто, купленное в 2011 году, семь лет. Ведь тогда ещё достаточно много С-сегмента продавали. Они будут менять авто на новое, скорее всего на сегмент B+ или SUV.

Виталий Шамов:
- Думаю, рост будет в пределах 10% - скорее, на базе внешних, а не фундаментальных показателей. В преддверии выборов - вряд ли будут сокращены программы господдержки. Напротив, стоит ожидать вливания денег + Чемпионат мира + тенденция по умеренному увеличению стоимости нефти + снижение ставки рефинансирования. Поэтому в первой половине года жду рост, во второй - темпы либо снизятся, либо сойдут на нет.

Сравнения с прошлыми периодами я бы делал с очень большой осторожностью, особенно с периодами до 2010 года. Причин тому несколько:

  1. Изменилась модель потребления; покупатели спокойно смотрят на увеличение срока использования а/м + покупка стала более рациональной, а не эмоциональной.
  2. Ограничения в крупных городах на владение а/м, в частности, в Москве, являющейся наиболее крупным рынком.
  3. Сокращение пассивных источников дохода населения. Ставки депозитов, доходность ПИФов, других финансовых инструментов, вложения в недвижимость, покупка земельных участков и т.д. - по большинству этих позиций доходность либо резко снизилась, либо стала отрицательной.
  4. Существенное изменение покупательской активности населения.
  5. Ситуация в малом и среднем бизнесе в целом по стране, длительность кризиса/стагнации.

В теме «премиума» прозвучал тезис, что потребители данного сегмента привыкли платить за статусность. Возможно, но при условии, что у них на это есть средства. Вспоминаю свой разговор полугодовой давности с одним клиентом, он предприниматель. Ранее в семье было 2 Land Rover. Сейчас человек продолжает ездить на старой машине, хотя стоимость владения стала для него ощутимой, а жену пересадил на «соллярис». Объяснение простое: доходность его компании резко снизилась + дебиторка увеличилась на 20+ млн…

Олег Мосеев:
- Мое мнение - будет рост +15%. Прогноз РОАД +10%. Коротко обосную. Доходы надо смотреть не всего населения. Повлияют низкая база начала 2017 года и отложенный спрос.
Так что дело не в оптимизме. При этом это же разговор про весь рынок. А вот разные сегменты и разные бренды будут себя вести по-разному. К тому же ЧМ может как раз напортить летним продажам. Ну и понятно, что говорю про рост – при условии, что не будет серьезного ухудшения в мировой политике. Кстати, хочу напомнить, что про рост в 2017 году тоже не все верили. И я помню, что мы с Сергеем Целиковым называли двузначные цифры, когда многие не верили…

Руслан Абдулнасыров:
- Мы ожидаем роста в пределах 10%. Это сложно назвать ростом, это скорее восстановление, возвращение к более разумным показателям после резкого обвала. Факторов, влияющих на рост, достаточно: стабильные цены на нефть, работающая более менее исправная банковская система, хоть какая-то стабильность в экономике и соответственно в каждом домовладении. Смущает усеченная программа стимулирования покупки новых автомобилей. С ней было бы гораздо веселее...

Максим Дорофеев:
- Рост в пределах 10%. Надеюсь, что "дно" пройдено. Хотя средний чек по продажам ЛКМ у большинства так и не восстановился.

Шмитов Никита:
+5-7%. Отложенный спрос и окончательная адаптация к ситуации должны взять свое. Те, кто "выжил", начинают планировать, в том числе и смену а/м.

Barry Inkeroinen:
- Рост в пределах 10%. Причем с позитивными февралем, мартом и апрелем, затем может даже уйдет в минус, и может быть, «очухается» к концу года.

"Пессимисты"

Роман Назаров:
- Будет падение. После выборов планируется повышение налогов и коммунальных тарифов, а для роста зарплат быстрее инфляции, вроде, нет причин. Кроме того, каждый раз после выборов правительство расслабляется и допускает проседание рубля…

Александр Хорошев:
- Банки снижают ставки и будут снижать их дальше, но более 60% автокредитов было выдано по субсидированной ставке, которой в этом году нет. То, что в 2017 году покупали по ставке 6-9%, сейчас в диапазоне 13-16%. На 6-7% без помощи государства ставку они не снизят. Так где же плюс? Многое зависит от господдержки…

Леонид Айзикович:
- Я по-прежнему останусь в пессимистах и прогнозирую падение рынка. Население закредитовано выше некуда, банкам на этой теме уже завинчивают гайки, и процесс будет продолжаться. Собственным деньгам у населения взяться по-прежнему неоткуда. А если еще и США накроет давно пророчимый кризис - вообще будет "туши свет". Рынок падал, ничего не улучшалось и денег у населения не прибавилось. Так откуда этот рынок может стать платежеспособным? За счет «кубышек» и кредитов. Кубышки, сдается мне, в изрядной степени в 2017 году многие повскрывали…

Artem Bobtsov:
- При смешных объемах рынка любое внутреннее или внешнее колебание легко изменит рынок на двухзначную величину. Причём в любую сторону )) Для нормальной развитой страны с населением почти 150 млн человек рынок должен быть не меньше 5 млн штук.
Но это уже другой вопрос… 

, источник: www.autostat.ru