АВТОСТАТ | Вопрос эксперту: «Есть ли будущее у рынка мотоциклов в России?»

Инфографика

Все публикации

Видео

Все видео

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

07.11.17Прочитали 1008 раз

Вопрос эксперту: «Есть ли будущее у рынка мотоциклов в России?»

Вопрос к эксперту

Российский рынок мотоциклов падает третий год подряд. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», за 9 месяцев 2017 года рынок новых мотоциклов сократился еще на 38% (до 6, 7 тыс. шт.). Есть те, кто связывает падение рынка мототехники с падением автомобильного рынка, которое происходило в течение последних трех лет, но так ли это на самом деле? Каковы особенности российского потребителя? Мы решили задать экспертам вопрос «А есть ли будущее у рынка мотоциклов в России?» Ответы ведущих участников этого рынка читайте в нашей регулярной рубрике «Вопрос эксперту»:

Антон Прохоров, глава марки Harley-Davidson в России и СНГ:

Антон Прохоров.jpg- Сейчас непростая ситуация в экономике, что сказывается на всех потребительских рынках и на рынке мотоциклов в частности. Мы наблюдаем более явную корреляцию динамики продаж мотоциклов с динамикой показателей потребительской уверенности и индексом деловой активности. Мотоцикл в России – это хобби, а не предмет первой необходимости, и в кризис это как раз та вещь, от которой люди, ограничивая потребление, отказываются в первую очередь.

В 2014 и даже в 2015 году, когда все говорили о грядущем затяжном спаде, ощущали его в своих кошельках, но в глубине души в него не верили, мотоциклы продавались. В 2016 и 2017 годах пришло окончательное осознание, что это надолго – и это мгновенно сказалось на спросе на мотоциклы, хотя и потребление, и кредитование вроде бы как раз начали медленно «оживать». Люди готовы снова тратить, но тратить рационально, на необходимое. Мотоцикл для большинства в эту категорию товаров пока, к сожалению, не входит.

Сезонность - одна из главных особенностей российского рынка мотоциклов. Большая часть нашей страны находится в таких климатических зонах, где с середины осени и до середины весны на мотоцикле нет возможности ездить вообще, даже иногда. И как следствие такой сезонности в России - мотоцикл пока мало кем воспринимается в качестве утилитарного транспортного средства в сравнении, например, с азиатскими странами или той же Европой, где мотосезон не закрывается по большому счету никогда.

Еще одна интересная, казалось бы, даже забавная, особенность, которая отличает спрос российских и постсоветских стран от других – это сильная зависимость от года производства транспортного средства. Это частное наблюдение, но тенденция налицо. Если в других странах потребителя может интересовать определенный модельный год, так как его смена часто несет изменения в продукте, то российский потребитель отказывается покупать даже самые долгожданные новинки, если они появились во второй половине года, готов ждать весны, чтобы получить заветные цифры в ПТС.

Я бы ожидал продолжения падения рынка в 2018 году с переходом к росту не ранее 2019-2020 гг. Иногда кризис на рынке мотоциклов увязывают с кризисом на рынке автомобилей, но это сравнение некорректное. Автомобильный рынок начал снижение еще в 2013 году, задолго до событий 2014 года. Тогда в ожидании будущего роста (как мы знаем, необоснованном) продолжали открываться все новые и новые дилерские центры, вкладывалось все больше денег, целевые показатели росли, в то время как рынок приближался к насыщению, а прибыльность дилеров, наоборот, падала. Спад в экономике усугубил ситуацию, но кризис в автомобильном бизнесе структурный. Мы видим положительную коррекцию относительно низкой базы, но идет ли речь о восстановлении?

На рынке мотоциклов всё не так, так как у нас имеется еще очень большой потенциал для роста. Рынок не насыщен. Есть еще огромное количество людей, которые могли бы купить мотоцикл, но еще даже не думали об этом. На сегодня в России есть города, и города крупные, в которых мотопарк исчисляется лишь сотнями или даже десятками мотоциклов. Именно в таких регионах потенциал развития моторынка и будет реализован.

Не стоит списывать со счетов и Москву с Санкт-Петербургом – здесь мотодвижение еще тоже очень незначительно по сравнению с тем, что могло бы быть. «Кризис в голове», о котором я писал выше, не может существовать вечно. Если сейчас человек, мечтавший о мотоцикле, откладывает покупку, так как «не самое лучшее время», рано или поздно он вернется к этой идее.

 

Владимир Чайковский, руководитель «BMW Motorrad Россия»:

Владимир Чайковский.jpg- Стагнация – это застой. Мотоциклетный рынок у нас не в застое. Происходят довольно серьезные изменения: одни компании теряют позиции, другие - наоборот, укрепляют свое положение. Для мотоциклиста очень важно общение. В том числе и с тем, у кого он покупает свои мотоциклы. Сейчас таких надежных партнеров, к сожалению, не много.

Для бизнеса непростые времена: кредитные деньги довольно дорогие, многие еще несут бремя долгов с докризисных времен. Поэтому те дилеры, которые смогли сохранить уверенность и не потерять качество обслуживания – с лихвой награждены покупателями и прибыль получают хорошую. Те же, кто в сложной ситуации был вынужден «отпустить» опытных сотрудников, уменьшил ассортимент, ухудшил условия покупки – либо уже закрылись, либо сделают это в ближайшее время. Думаю, что очень скоро этот переходный период закончится и начнется постепенный рост.

С точки зрения бренда BMW Motorrad, спрос в России отличается только в количественном выражении, но не в качественном. Наш главный мировой бестселлер BMW R1200GS и в России занимает первое место по продажам, обгоняя не только собратьев по модельному ряду, но и всех своих конкурентов. Модели S-серии также отлично продаются не только в мире, но и в России. Например, супербайк S1000RR в структуре спроса занимает второе место после большого «Гуся» - R1200GS.

Определенные закономерности скорее можно выявить в зависимости от класса мотоцикла. Например, наши литровые супербайки и нейкеды BMW S1000RR и S1000R в основном покупают активные молодые люди мужского пола, а люди среднего и выше возраста с солидным достатком предпочитают туристические мотоциклы R и K-серий.

Несмотря на замедление всего российского мотоциклетного рынка, которое мы наблюдаем последние 3 года, наш бренд BMW Motorrad продолжает лидировать в премиальном сегменте, а также в сегменте мотоциклов с объемом двигателей свыше 500 см³. В 2016 году мы продали 1500 единиц двухколесной техники BMW, а за 9 месяцев 2017-го наши показатели выросли еще на 5,3%.

Конечно, если говорить не о премиальных, а о массовых брендах, предпосылок для увеличения их продаж в ближайшее время я не вижу. Причины все те же, что я ранее озвучивал.

До показателей наиболее результативного периода в истории отечественного мотоциклетного рынка – 80-х годов прошлого века, когда по всей России продавались сотни тысяч различных мотоциклов местного производства – мы тоже вряд ли дотянемся в обозримом будущем.

 

Кеичи Сумида, генеральный директор «СУЗУКИ МОТОР РУС»:

Кеичи Сумида.jpg- На наш взгляд, рынок находится в равновесном положении , что связано со значительным увеличением розничных цен на мототехнику, начиная с 2015 года. Таким образом, сказалось падение покупательской способности населения и повышение стоимости владения мототехникой.

Абсолютное большинство мототехники, представленной на российском рынке, является импортной. Сейчас мототехника еще более сместилась в высоко-ценовой сегмент, что, конечно, привело к значительному сокращению объема продаж новых мотоциклов по сравнению с объемами до 2015 года.

Нельзя не учитывать сезонность продаж мотоциклов как вида транспорта, а также большую по сравнению с прошлыми годами активность на рынке вторичной мототехники. Люди воспринимают мотоциклы от известных производителей больше как дорогостоящее хобби, а не средство транспорта. Сейчас они склонны сокращать расходы на свои увлечения, что также отразилось на спросе.

Возрождение рынка до докризисных объемов возможно при возвращении в соответствующие докризисные условия. Более точные прогнозы давать достаточно сложно, так как в данный момент на рынок влияет слишком много факторов.

 

 Данна Миронова, руководитель BMW Motorrad ГК “Ключавто”:

Данна Миронова.jpg- Cейчас у нас в стране покупать мототехнику очень выгодно. Когда произошел первый кризис, рынок мототехники и его производители, BMW в том числе, постарались удержать цены и сохранить покупательскую способность в России. Таким образом, многие компании работали себе в убыток, постепенно повышая цены на адекватный процент. Сейчас примерно раз в квартал происходит увеличение стоимости на 5-7%, но даже с учетом этих цифр мы не сравняли стоимость мототехники с европейской или мировой.

Особенности спроса на мотоциклы в России, безусловно, есть. Более того, поправка не только на российские, но и на региональные запросы. Сезонный и природный факторы в наших регионах – Ставропольском крае, Краснодарском - выходят на первый план. Таким образом, мототехника приобретается для практически круглогодичного использования. Плюс большинство моделей – это топ-версии мотоциклов.

На европейском рынке ситуация складывается иначе: там популярен массовый, бюджетный сегмент. Кстати, российские покупатели в своих предпочтениях перекликаются с американскими владельцами.
Еще в нашей стране не настолько развит сегмент скутеров и макси-скутеров, в отличие от других стран.

Однако, все же не могу сказать, что рынок находится в плачевном состоянии. Вспомните положение еще 10 лет назад, тогда не было такого количества брендов и вариантов моделей. Сейчас ассортимент достаточно широкий.

О подъеме можно будет говорить, как только стабилизируется экономическая ситуация, рынок сейчас находится в спящем режиме, в ожидании адаптации. Считаю, что следующий сезон будет стабильным и уровень продаж сохранится.

 

Сергей Паршиков, руководитель «АВИЛОН BMW Motorrad»:

Сергей Паршиков.jpg- Я верю в малокубатурную технику и среднекубатурные мотоциклы для города. На рынок мотоциклов, как и на рынок автомобилей повлияло падение покупательской способности населения, а также удорожание мототехники. В этом году также существенное влияние оказал такой сдерживающий фактор, как плохая погода в летний период.

Конечно, в России существуют свои особенности отношения потребителя к мотоциклу. Он воспринимается не сколько как средство передвижения, а скорее как дорогая игрушка, средство демонстрации своего хобби, статуса или престижа. Именно поэтому акцент в продажах смещен в сторону дорогих мотоциклов. Сейчас покупатель мотоцикла уже, как правило, имеет автомобиль.

Для восстановления моторынка должно пройти не менее двух лет, и главные ожидания в основном связаны с восстановлением доходов населения.

 

 

, источник: www.autostat.ru