Вопрос эксперту: «Продолжится ли мартовский рост авторынка?» | АВТОСТАТ

Вопрос эксперту: «Продолжится ли мартовский рост авторынка?»

0

Итоги марта подтвердили прогнозы оптимистично настроенных экспертов. В марте рост автомобильного рынка составил 9,4%, и даже по итогам квартала рынок показывает +1%. А мы задали экспертам вопрос: «Продолжится ли мартовский рост авторынка?» и заодно попытались выяснить, какие факторы обеспечили положительную цифру.

Йорг Шрайбер, глава Комитета автопроизводителей АЕБ, генеральный директор «Мазда Мотор Рус» (полный текст интервью с Йоргом Шрайбером читайте здесь):

Йорг-Шрайбер.gif

- Вам известна официальная позиция АЕБ касательно прогноза рынка на текущий год: мы видим небольшой рост в пределах 5%. В целом преобладает ощущение, что, скорее всего, самое плохое позади, но быстрого рывка вверх ждать не стоит. Экономическое положение потребителя остается сложным, хотя общие показатели экономики показывают верное направление. Непросто ведь не только в карманах потребителей, но и в сознании; пока еще преобладает осознание кризиса, а значит, определенной осторожности. Мы проходим как раз этот период…

…Среди дилеров преобладают более пессимистичные настроения, и это типично. Хотя автопроизводители тоже настроены менее оптимистично, чем обычно. Тут важен политический момент: каким взглядом смотреть на Россию в этом году?

Штаб-квартиры внимательно отслеживают развитие политической ситуации, ведь нужно понимать, насколько верные решения были приняты относительно российского рынка. Те прогнозы, которые мы сделали 10 лет назад – они просто отложены и состоятся ли вообще когда-нибудь?

Конечно, преобладает желание, чтобы все стало лучше хотя бы на скромном уровне, и я думаю, что это отражается на прогнозах по текущему году. Вы знаете, как формируется наш прогноз: каждый автопроизводитель дает свой прогноз, и мы выводим средневзвешенную цифру. Могу сказать, что она совпадает и с моим личным видением, так что падать, скорее всего, в этом году уже не будем. Должна сказываться и низкая статистическая база: падать с каждым годом все труднее - и легче показать положительный результат.

Мы ждем этого. Потому что знаем, что это будет оказывать в том числе положительное влияние на сознание потребителя. Видя рост, он будет думать: «Кто-то покупает, может, и мне тоже поменять машину?»

….Важно, какой у населения взгляд в будущее. Мы видели, что в течение последних месяцев, если верить официальной статистике, рост уровня потребительского оптимизма был очень низким. Все еще преобладает негативная оценка, но процент тех людей, которые настроены очень негативно, уменьшается. Так что кривая идет в правильном направлении – опять-таки, без резких поворотов к лучшему, но вверх. Ждем, когда это проявится в реальной жизни...

Артем Зябин, руководитель аналитического управления ГК «Автомир»:

Артем-Зябин.gif

- У нашей компании рост наблюдался и в январе-феврале, а в марте продажи оказались на 30% больше, чем годом ранее. Ситуация в экономике стабилизировалась, курс рубля значительно укрепился. Если цены на нефть не подкачают, ожидается рост экономики в пределах 1-1,5%.

Как правило, увеличение ВВП на 1% дает 7-10% роста автомобильного рынка, поэтому по году в целом вполне можно ожидать роста в пределах 10%, тем более что есть так называемый отложенный спрос, когда люди откладывали покупку нового автомобиля уже весьма продолжительное время.

 

 

Михаил Кормес, генеральный директор компании «АРТЕКС» (официальный дилер Jaguar Land Rover):

Михаил-Кормес.gif- В первую очередь хочу отметить, что, несмотря на то, что рынок в целом вырос в марте на 9,4%, большая часть марок премиального сегмента показала отрицательную динамику и еще рано говорить о радужных перспективах.

Я пока не вижу предпосылок к росту рынка. Сейчас в большей степени положительные показатели у массового сегмента, но, скорее, из-за эффекта низкой базы.

Также некоторые бренды под закрытие финансового года и квартала обязали дилеров выкупить большой сток автомобилей, который пошел в статистику продаж за период.

 

 

Юлия Дытченкова, директор локации «РОЛЬФ Химки» (Ford, Hyundai, Mazda, Mitsubishi):

Юлия-Дытченкова.gif- По результатам трех месяцев авторынок показал рост всего на 1%, причем здесь сыграли свою роль и окончание первого квартала, и закрытие фискального года. Гораздо более показательными будут результаты апреля и мая. Лишь в том случае, если рост рынка продолжится, можно будет говорить о появлении тренда.

Более очевидна другая тенденция: ценовой разрыв между премиальными и массовыми автомобильными брендами увеличивается.

Если раньше агрессивный маркетинг привлекал к премиум-брендам новых клиентов, и они могли рассматривать в качестве альтернативы приобретению автомобиля массового бренда его «премиального одноклассника», то теперь «игра в либерализацию» премиум-сегмента окончена.

Тем, кто не согласен на снижение статуса, придется платить больше. Перетекание «случайных» клиентов в премиум прекратилось. В то же время автомобили массовых брендов дорожают, все более узкий спектр моделей укладывается в установленные программой льготного автокредитования ценовые лимиты в 1 млн 150 тысяч рублей.

В связи с этим будущее рынка во многом зависит от того, какие программы стимулирования спроса предложит правительство и будет ли отодвинут вверх максимальный ценовой предел для автомобилей-участников программы льготного кредитования.

Еще одна тенденция, наметившаяся давно и актуальная по сей день: рынок все сильнее расслаивается. Мощные бренды увеличивают продажи, сильные дилеры захватывают большую долю рынка. Так, в «РОЛЬФ» продажи новых автомобилей в марте выросли на 18%, автомобилей с пробегом – на 59%.

Укрупнение рынка и его очищение от слабых игроков продолжится. Большим запасом устойчивости обладают мультибрендовые дилеры с диверсифицированными марочными портфелями и умеренной кредитной нагрузкой.

Оскар Ахмедов, председатель совета директоров Caroperator Group:

Оскар-Ахмедов.gif- Конечно, это очень радостная для нас новость – для всех, кто работает в автомобильном бизнесе. Потому что рост 9% после того, что наблюдалось в последние несколько лет - кажется на первый взгляд прорывом. Понятно, что надо как-то "чистить" эту цифру от каких-то технических параметров – но, с другой стороны, мы же сравниваем всегда с предыдущим годом и берем такой же период.

В принципе, понятно, что причиной роста может быть закрытие финансового года у ряда производителей, но ведь и в прошлом году в это время было закрытие финансового года у нескольких производителей. Понятно, что закрытие квартала и еще какие-то технические моменты присутствуют - те, которые повторяются из года в год, и в каком-то долгосрочном сравнении потом эти факты сгладятся.

Будет ли у нас теперь и дальше плюс? В текущей макроэкономической обстановке делать какие-то прогнозы сложно, потому что у нас каждый день приходят какие-то новости, которые стопроцентно влияют если не на краткосрочную какую-то экономическую ситуацию, так на участников рынка, на потребительские настроения.

К сожалению, у нас последние несколько лет, особенно последние два года – было достаточно много плохих новостей, которые держат и рынок, и вот эти самые потребительские настроения в несколько истеричной тональности.

И я думаю, что одна из причин роста, который мы увидели в марте – это как раз то, что последние несколько месяцев мы не наблюдали плохих новостей, к которым так привыкли. Это позволило потребителям как-то перевести дух и задуматься о приобретении автомобиля.

Давайте вспомним конец прошлого года: в принципе были только хорошие новости на международном фронте, какие-то благоприятные вещи на экономическом фронте… К сожалению, сейчас у нас с этих фронтов, которые я перечислил, опять приходят какие-то тревожные сообщения. И поэтому я бы не стал экстраполировать мартовские успехи на целый год.

Понятно, что весна, и хотя бы только поэтому потребительские настроения как-то положительно влияют на рынок. Но, чтобы мы увидели тренд, нам важно посмотреть на апрельские цифры. Я знаю по разговорам с большим количеством наших клиентов, что первая декада апреля была не самой лучшей – и это как раз позволяет предположить какие-то технические причины бурного роста в марте.

Вот за апрелем придут май и июнь – в принципе они должны быть неплохими месяцами, даже несмотря на длинные майские праздники. Давайте посмотрим хотя бы по результатам этих ближайших трех месяцев, для того чтобы делать какие-то экстраполяции прогноза на год.

Я, честно говоря, буду ждать небольшой рост в этом году по сравнению с 2016 годом. Но, опять же – если не будет какого-то негативного фона, который повлияет на настроения потребителей.

Илья Пименов, исполнительный директор ГК «Бизнес Кар», вице-президент РОАД:

Илья-Пименов.gif- Мое персональное мнение я уже неоднократно озвучивал: уверен, что все проблемы, которые мы испытывали последние два с половиной года - прежде всего, уникального характера. Если посмотреть статистику, то доходы населения практически не уменьшились, они сократились очень ненамного. При этом депозиты в банках резко выросли.

То есть, в определенный момент (а это обычно бывает, когда достаточно плотный фон негативной информации, когда масс-медиа «дует в уши», что кризис, что проблемы, что стоим на пороге войны) – люди перестают тратить деньги на крупные приобретения.

В первую очередь, страдает рынок недвижимости, во вторую - авторитейл. Потому что после покупки жилья самая крупная покупка - это автомобиль.

Негативный фон мы начали получать с середины 2014 года. И практически весь этот период мы получали отрицательный результат по общему рынку новых автомобилей: он падал и падал, и мы с 3 млн автомобилей в год докатились до 1 млн 400 тысяч.

Я считаю, что накопился очень большой отложенный спрос. У кого-то из классиков было написано: «Войны все нет и нет, а окорок уже портится!»... На каком-то этапе люди все же начинают понимать, что жизнь проходит, а они все откладывают покупку новых автомобилей. И этот отложенный спрос должен сработать. Отложенный спрос я считаю основным фактором.

Также здесь во многом влияет покупательская способность и доступность кредитных средств. В этом году мы уже перешли некий экватор рынка: падать дальше некуда. Накопился огромный отложенный спрос плюс доступность кредитных средств и, что самое главное – их стоимость более-менее начинает приближаться к нормальному уровню. Нормальный уровень – это 12% и ниже. После этого достаточно широко начинают работать кредитные программы. И в этом году, я думаю, эти факторы сработают. Люди начнут опять покупать автомобили, если не будет каких-то новых потрясений – если не объявят войну или еще что-нибудь в этом роде.

Я не думаю, что рост рынка, подобный мартовскому, будет иметь какую-то линейную форму. Но по итогам года - опять же подчеркиваю, если не будет каких-то потрясений - рынок должен увеличиться на 5-10%.

Мы знаем, что рынок в марте вырос по стране на 9%. Наши проценты по группе еще выше: у нас продажи выросли относительно прошлого года на 14%. При этом в Москве где-то процентов на 8%, а в регионах – до 32%. В регионах просто база была ниже, там был больше провал.

Но в общем должен сказать: то, что касается непосредственно авторитейла - маржинальность сейчас очень низкая. На фоне конкуренции внешней и внутрибрендовой продажи новых автомобилей на сегодняшний день стали убыточными: мы покупаем дороже, чем отдаем. То есть, если взять прямые затраты, то продажи cтали убыточны, а зарабатываем мы на послепродажном обслуживании автомобилей с пробегом, продаже аксессуаров, автокредитов и т.д.

Фото автора публикации
Источник: АВТОСТАТ
Комментарии 0
Аватар пользователя
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью
Наверх