Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 4 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Видео

Александр Гершунович. Takata Petri AG

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Свежая статья

Добавят денег на тягач («Российская газета») Добавят денег на тягач («Российская газета»)

Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

02 декабряподробнее

Сергей Целиков: Просто Шкода

шкода_СЦ.jpg

Марке Skoda уже более 120 лет. Это одна из старейших автомобильных компаний мира. Но лично для меня, как жителя Тольятти, наиболее интересен последний период. 25 лет назад, 16 апреля 1991 года, был подписан контракт о продаже 31% акций Skoda автомобильной группе Volkswagen (VAG). К концу 1995 года VAG нарастил свою долю до 70%, а к 2000 году получил 100-процентный контроль над чешским автопроизводителем. С того времени началась новая история Шкоды. История успеха.

шкода_сверху.jpg

Посещая завод Skoda в Млада Болеславе, я невольно проводил параллели с Тольятти. АВТОВАЗ продал блокирующий пакет акций (25%) концерну Renault в 2008 году. Через некоторое время к нему присоединился Nissan, а к середине 2014 года доля альянса Renault-Nissan в капитале АВТОВАЗа увеличилась до 67%. Будет ли в перспективе полный контроль франко-японского альянса над волжским автозаводом, не знаю. Поживём – увидим.

А пока вернемся в Чехию. Меня там интересовали не только результаты деятельности и планы на будущее, но и долгосрочные тренды последних лет. Динамика производства, обновление модельного ряда, численность персонала, зарплата, условия труда, отношение людей к своему заводу и бренду…

Обо всём по порядку. Завод Skoda к началу 90-х выпускал фактически единственную модель Favorit в объеме менее 200 тысяч в год. И первые совместные с Volkswagen действия были связаны именно с ней. На базе этой модели в 1994 году появился хетчбек Felicia. Принципиально новая модель Octavia вышла на рынок в 1997 году и была построена на общей платформе с VW Golf. Еще через два года (1999) появилась компактная модель Fabia, сделанная на общей платформе с VW Polo. Следом, на платформе Passat, увидел свет флагман модельной линейки Skoda Superb (2001). Далее последовали трудяга Roomster (2006), компактный кроссовер Yeti (2009), миникар Citigo (2011) и бюджетная модель Rapid…

шкода_производство.jpg

Из семи моделей, выпускаемых Шкодой в настоящее время, на российский рынок поставляются лишь четыре. Россиянам сейчас недоступны ни Roomster, ни Citigo, ни Fabia. Кстати, Rapid в кузове универсал (spaceback), который крайне популярен в Европе, у нас тоже заказать невозможно. 

О глобальном. Если посмотреть на объемы производства и продаж Skoda в мире, то можно наблюдать перманентный рост. Были, конечно, и небольшие снижения, но в целом тренд положительный. В итоге уже к 2014 году была преодолена отметка в 1 млн единиц. Треть из этого объема собирается и продается в Китае и Индии, остальное в Европе. Главными европейскими рынками являются Германия (15,1%), Чехия (8,1%), Великобритания (7,1%), Россия (5,2%) и Польша (4,8%).

шкода_конференция.jpg

Головной сборочный завод Skoda расположен в Млада Болеславе. На нём производят не только автомобили (более 500 тысяч в год), но и двигатели, и коробки передач (более 1 млн единиц). Примерно половина из них уходит на другие заводы, в том числе и на Volkswagen, и на Audi, и на Seat. Работает там около 20 тысяч человек. А с учетом еще двух сборочных площадок численность персонала у Шкоды в Чехии составляет 26,6 тысяч человек. Еще два сборочных завода расположены в городах Квасины и Врхлаби. Объем сборки Skoda в Чехии в 2015 году превысил 660 тысяч штук. Суммарный же выпуск автомобилей, включая заграничные предприятия, преодолел рубеж 1 млн единиц. Может быть это как раз и есть целевые показатели для АВТОВАЗа?

О зарплате. Средняя зарплата рабочих шкодовского конвейера 1200 Евро. По европейским меркам это немного. Но на жизнь в чешской провинции вполне хватает. Жизнь тут несколько дешевле, чем соседних Германии или Австрии. Текучесть кадров невысокая. Система обучения на заводе предполагает освоение не одной, а целого ряда разных операций. Примерно 15% работников - иностранцы. Приезжают на работу сюда из многих стран, особенно Восточной Европы. Среди иностранцев больше всего поляков.

Млада Болеслав город маленький - всего 45 тысяч жителей. Примерно половина трудоспособного населения работает на Шкоде. Кроме того, на завод ежедневно приезжают работники из других близлежащих населенных пунктов. Снимать жильё в Млада Болеславе довольно накладно. Цены близки к столичным (Прага), что объясняется высокой востребованностью временного жилья.

Развивать мысль о том, что чехи очень любят и уважают свою автомобильную марку, думаю не имеет смысла. В России отношение к бренду LADA совсем другое. Но может быть всё еще изменится?

Сергей Целиков,
Млада Болеслав - Тольятти

P.S. Много разных цифр описывать не буду, а выложу в виде слайдов и таблиц.
Реплики и вопросы, как обычно, принимаю на своей странице в Фейсбуке

шкода_portfolio.jpg

шкода_customer.jpg

шкода_customer_deliveries.jpg

шкода_сотрудники.jpg

шкода_финансы.jpg

ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙ SKODA ПО МОДЕЛЯМ (1991-2015)

год/модельFeliciaOctaviaFabiaSuperbRoomsterYetiRapidCitigoВСЕГОизм., %
1991172 000       172 000 
1995210 000       210 000 
1996261 000       261 00024,3
1997288 45847 876      336 33428,9
1998261 127102 373      363 5008,1
1999241 256143 251823     385 3306,0
2000148 500158 503128 872     435 40313,0
200144 963164 134250 978177    460 2525,7
2002 164 017264 64116 867    445 525-3,2
2003 165 635260 98823 135    449 7581,0
2004 181 683247 60022 392    451 6750,4
2005 233 322236 69822 091    492 1119,0
2006 270 274243 98220 98914 422   549 66711,7
2007 309 951232 89020 53066 661   630 03214,6
2008 344 857246 56125 64557 467   674 5307,1
2009 317 335264 17344 54847 15211 018  684 2261,4
2010 349 746229 04598 87332 33252 604  762 60011,5
2011 387 200266 800116 70036 00070 3001 700509879 20015,3
2012 409 360255 025106 84739 24990 9529 29236 687949 4128,0
2013 359 600202 00094 40033 30082 400103 80045 200920 800-3,0
2014 389 300160 50091 10029 600102 900221 40042 5001 037 20012,6
2015 432 300192 40080 20016 60099 500194 30040 2001 055 5001,8

.

23.03.16 Сергей Целиков
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 18 ноября 2016 Audi похоронит конвейер (Авторамблер)

    Вместо привычного конвейера компания Audi будет применять специальную схему производства автомобилей, основанную на отдельных модулях. Об сообщили «Авторамблеру» в Audi.

    подробнее
  • 3 ноября 2016 Почему украинские Skoda Kodiaq не подойдут россиянам («Российская газета»)

    Новый большой кроссовер Skoda Kodiaq начнут собирать на Украине уже в марте 2017 года. "РГ" разбиралась в том, стоит ли россиянам запланировать покупку машины производства Закарпатского автозавода "Еврокар", чтобы стать одними из первых обладателей многообещающей новинки.

    подробнее
  • 31 октября 2016 Провал резидента («Коммерсант»)

    Проект по производству в Татарстане китайских легковых автомобилей не состоялся. Компании «Алабуга Моторс», два года назад заявлявшей о планах сборки до 7 тыс. машин Dongfeng и Zotye в год, грозит ликвидация. В отношении нее заведено дело о банкротстве.

    подробнее