Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Динамика авторынка России в январе – ноябре 2016 года

Видео

Форум Росавтодилер 2014

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Итоги конференции "Автомобильный рынок России. Итоги 2013 и прогнозы 2014"

В Москве 26 февраля 2014 года состоялась IV ежегодная конференция для аналитиков и маркетологов "АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК РОССИИ: итоги и прогнозы", организованная аналитическим агентством "АВТОСТАТ" и порталом AutoMarketolog.Ru. Место проведения – Москва, гостиница «Бородино».

Более 160 участников (автопроизводители, дилеры, производители автокомпонентов, представители банков и страховых компаний, профильных институтов, руководители отделов маркетинга) собрались вместе, чтобы проанализировать итоги прошедшего 2013 года, оценить современную ситуацию на российском авторынке, выявить основные тенденции, обсудить краткосрочные и долгосрочные перспективы.

Конференция началась с подведения итогов конкурса на самый точный прогноз авторынка России, объявленного на прошлой конференции». Приз за первое место получил Кирилл Никода, аналитик «Газпромбанка». Второе место занял Роман Минченко (Новлайн), третье – Милан Прохаска (Шкода Ауто).

За один день были представлены итоги и прогнозы практически по всем сегментам автомобильного рынка. Ведущие аналитики и эксперты дискутировали по темам: легковые автомобили, грузовики, легкие коммерческие автомобили, автокредитование, лизинг автомобилей, проблемы утилизации, место России на мировом рынке, стратегия развития автопрома до 2020 года и многое другое.

Представим тезисно некоторые доклады конференции:

Сергей Литвиненко, старший менеджер PwC по компаниям автомобильной отрасли выступил с докладом «Российский авторынок на фоне мировых рынков».

1.png 2.png

Все предыдущие годы рост приходился традиционно на развивающиеся авторынки и прежде всего — на страны БРИК, в 2013 году большинство стран БРИК (исключение составил Китай) показали отрицательную динамику.

В США результат по году - 15,6 млн. автомобилей, последние годы этот рынок растет: некоторое восстановление экономики, хорошие условия для автокредитования, набирает рост лизинг (в том числе и для физических лиц). Из ярких тенденций на авторынке страны – активность азиатских и европейских производителей, они наращивают объемы производства и теснят традиционную «детройтскую» группу.

Ситуация в Европе достаточно депрессивная. Только Великобритания и Испания показали позитивные результаты. Многие производители оптимизируют производственные мощности. Некоторые возвращают производства в Европу. Избыточные мощности производители пытаются сокращать. Некоторые заводы будут закрываться. Цель - повысить эффективность производства.

Рейтинг стран, в соответствии с продажами автомобилей, в ближайшие 10 лет может измениться. Наибольший потенциал роста по-прежнему в странах БРИК, их рынки будут по рейтингу подниматься вверх. У России в этом ряду – меньший потенциал, если смотреть на такие показатели, как количество автомобилей на тысячу человек, ВВП на душу населения, и на макроэкономические прогнозы экспертов. Тем не менее, потенциал роста в России есть.

Для отечественных брендов в России год был тяжелым и пока ситуация не очень радужная. Иномарки отечественного производства показали рост + 9%, в то же время импорт новых автомобилей сократился на 17 %: тенденция последних нескольких лет — постепенное импортозамещение. Производители увеличивают объемы производства в России, и эта тенденция однозначно продолжится и дальше. Производители, у которых нет собственного производства в России, находятся в худшем положении, и вероятнее всего — будут повышать цены.

Российский авторынок сегодня оценивается примерно в 70 млрд. долларов рынок. Динамика положительная, поскольку премиальный сегмент в плюсе, несмотря на общее снижение рынка, средняя стоимость автомобиля движется вверх и соответственно - общий объем рынка по деньгам тоже растет.

Прогноз на 2014 год — снижение рынка как следствие общей макроэкономической ситуации. Что касается долгосрочного прогноза — эксперты не видят оснований его менять, и, как и раньше, прогнозируют в России 3,6 млн автомобилей к 2025 году.

Сергей Целиков, директор АА «АВТОСТАТ» выступил с докладом «Ключевые цифры авторынка. Зависимость автомобильного рынка от макроэкономических факторов».

3.png 4.png

Общемировой спрос на автомобили вырос. В прошлом году в мире было зарегистрировано порядка 83,5 млн. новых автомобилей. Это плюс 5% к 2012 году. Доля рынка североамериканского континента сократилась с почти 30% до 22%. Примерно на такое же количество с 28 до 43 % выросла доля Азии. В первую очередь это Китай, во вторую Индия. Европа не растет, доля Европы (включая Россию) скатилась с 31 до 18%.

Российский рынок в мировом рейтинге располагается достаточно высоко (была на 10-ом, сейчас на 7 месте в мире), и это место, скорее всего, будет сохраняться достаточно долго. В долгосрочном периоде российский рынок может быть больше, чем сейчас. 3,5 млн. автомобилей в долгосрочном плане – вполне реально.

Факторы, влияющие на авторынок:

- Долгосрочные (доходы населения/цены на автомобили, обеспеченность населения автомобилями, доступность кредитных ресурсов)

- Краткосрочные (стимулирование спроса, планирование производства, сезонность спроса)

- Инфраструктурные (развитие дилерских и сервисных сетей, развитие дорожной сети, развитие общественных видов транспорта).

В ТОП-20 мировых авторынков на первое место вышел Китай. Потому что население – миллиард с лишним человек и потому что обеспеченность населения автомобилями дает возможность расти, экономика достаточно стабильная, инфраструктура развита. Хотя, с инфраструктурой в крупных городах Китая уже проблемы, и такие, которые нам пока и не снились. И уже введены ограничения (езда по четным и нечетным дням, номера на аукционах и т. д.).

В противоположность лидеру десять трендов российской экономики:

1. Рост ВВП снижается.
2. Промышленное производство не растет.
3. Рубль слабеет.
4. Оборот розничной торговли замедляется.
5. Объем перевозки грузов снижается.
6. Дефицит региональных бюджетов растет.
7. Доходы населения растут.
8. Отток капитала увеличивается
9. Объем кредитования растет.
10. Просрочка по кредитам увеличивается.

Сергей Целиков отметил, что, хотя в европейских странах обеспеченность автомобилями выше (500-600 на 1000 жителей), показатель продаж новых автомобилей на 1000 жителей сохраняется на нашем уровне (порядка 20 шт.), поскольку хорошие подержанные машины перемещаются из соседних стран.
В России же ежегодный объем продаж может оставаться на одном уровне, а обеспеченность будет расти. «Рынок может и не расти, а обеспеченность продолжит расти», - заметил эксперт.

«Мировой автопром и путь России» - тема выступления исполнительного директора НП «Объединение автопроизводителей России» Игоря Коровкина.

5.png  6.png

Развитие мирового автопрома за 100 лет — сплошные кризисы и сплошные взлеты. Но перспективы у автомобильной промышленности есть, потому что есть возможности роста. Так, в 2012 году было произведено 84 млн., по 2013 году предварительные цифры - произведено примерно 87,3 млн. авто. В 2012 году было продано 81 млн. (3 млн. осталось в стоках), в 2013 ожидается цифра в районе 84 млн.

Основной прирост в 2013 году был обеспечен производством в Великобритании, Америке и в Китае. Резко упало производство в Европе и хуже всего здесь — во Франции.

По легковым автомобилям в 2013 году было произведено 65 млн. шт. Рост в Великобритании, небольшой рост в Германии, Бразилия показала рост на уровне 6%, США — на уровне 6%. Китай — 16,5%. Производство в Японии продолжает падать.

Коммерческие автомобили. В Великобритании производство LCV упало почти на 30 процентов, в Германии выросло на 7%. Бразилия и США показали хороший рост, Китай — рост порядка 5,5%. Индия упала на 7%, Россия — на 2,1%.

Грузовые автомобили. По ним ряд стран результаты представлять отказались. Великобритания показала рост производства на уровне 5%. В России падение очень резкое, около 17%, в США – на 6%. В Бразилии – рост по всем видам транспорта, Индия «упала» на 32%, Китай традиционно вырос на 10%, Япония «упала» на 0,6%.

Автобусы. В целом в мире производство автобусов сократилось на 1,3%. Но в Великобритании — производство выросло, в России — упало почти на 5%. Бразилия показала рост на 9,5%. Китай — незначительно, Индия — продолжила падать.

В 2012 году Россия была на 7-ом месте в мире по продажам автомобилей, в 2013 — скорее всего на 7-8 месте и останется. В производстве автомобильной техники Россия стабильно входит в ТОП-15 производителей техники и колеблется между 11 и 12 местом.

Итоги работы отрасли в 2013 году. Из положительного - российских производителей в конце 2013 года обрадовали цифры бюджета на 2014 год: предусмотрено субсидирование российской автомобильной промышленности в размере более 70 млрд. рублей. Это важно, так как позволит стабилизировать ситуацию с производством автомобильной техники. Важно, что практически прекратились поставки на российский рынок контрафактной, фальсифицированной автомобильной техники. Наметилась стабилизация численности персонала при незначительном росте его в производстве компонентной базы. Завершилась разработка 21 национального профессионального стандарта (находятся на учреждении в Минтруда России).

Из отрицательного - сократились продажи легковых автомобилей на 9 %, грузовых — на 15,4%, автобусов — на 4,5%. Автомобильной техники — по всем секторам. Не обеспечено достижение уровня локализации производства. Учитывая, что с 2018 года придется еще и субсидировать тех, кто не успел локализовать производство, это будет большой минус. Из-за необеспеченности локализации продолжается вывоз из страны капитала. 60-65% возвращается в Европу.

России пока так и не удалось решить задачу по совершенствованию законодательства, направленного на обновление парка автомобильного, технического и налогового законодательства.

Владимир Мирошников (автохолдинг «Рольф») выступил с докладом «Экономика автомобильного бизнеса: изменение модели на стагнирующем рынке, оптимальные варианты».

7.png 8.png

Прибыль современного дилерского предприятия складывается из нескольких источников – от продаж новых автомобилей (львиная доля оборота дилера), сервисных услуг, продаж авто с пробегом, продаж финансовых продуктов и запчастей.

Спикер на основе данных своего холдинга продемонстрировал, как на современном этапе в структуре продаж новых автомобилей возрастает доля премиальных брендов. В 2007 году эта доля была в размере всего 2,8%, в 2010 – уже 9%, в 2013 – доросла до 15%.

В кризисный для авторынка период, когда продажи падают, удержаться в бизнесе можно, лишь активно наращивая долю сервисных услуг, причем в большей степени – за счет постгарантийного обслуживания. Так, в 2008 году доля постгарантийного сервиса в прибылях холдинга составляла 28,6%, в 2010 – уже 50,1%, в 2013 – 53,9%. И здесь на первый план выходит развитие программ по поддержанию лояльности клиента.

Еще один спасительный якорь в тяжелый период – это активизация работы по продажам подержанных автомобилей. Причем, это направление работы достаточно перспективное. Потому что:

- сделки по б/у автомобилям более чем вдвое превышают объемы продаж новых автомобилей в год, а рынок б/у менее чувствителен к колебаниям общей экономической ситуации

- качество предложения растет (все больше молодых авто, обслуживающихся у официальных дилеров)

-данный рынок слабо охвачен дилерами (порядка 4% по стране в целом, в Москве уже – порядка 26%)

- маржинальность продаж б/у выше, чем у новых автомобилей.

Что касается продажи финансовых услуг, то и здесь спикер также выделил ряд перспективных моментов:

- это высоко маржинальный сегмент,

- есть возможность предложить широкий спектр услуг,

- наличие данного сервиса способствует стимулированию продаж автомобилей.

Если в 2008 году то же страхование автомобилей составляло в деятельности компании 84,8% прибыли, получаемой от продажи всех финансовых услуг, в 2013 году – уже только 52 % (спектр финансовых услуг становится шире).

Михаил Родионов (Rusmet.ru) выступил с докладом «Утилизационный сбор: удар по автопрому или стимул спроса на новые автомобили?».

9.png 10.png

Вопросы утилизации и сырьевой безопасности следует рассматривать вместе. Обязанность автопроизводителей по утилизации должна быть такой же, как у всех остальных производителей по закону об отходах производства и потребления (хотя сейчас ограничили эту ответственность только уплатой утилизационного сбора). Необходим контроль за утилизацией, введение утилизационного сертификата.

Ежегодно в мире утилизируется около 35 млн. авто, в системе ЕС - 10 млн., средний возраст автомобиля не превышает 10 лет. Стоимость продукции, полученной в результате вторичной переработки автомобилей, оценивается в 250 млрд. долларов.

В России необходимо построить высокотехнологичную отрасль утилизации транспортных средств, которая будет стимулировать производство новых и безопасных машин. Целевой показатель проекта — 6% утилизации в год от общего парка. К 2020 году отрасль России должна перерабатывать 3,2 млн. машин в год. Предлагается создать для этого 83 региональных центра утилизации, 800 приемных пунктов. Приблизительный объем инвестиций — 26 млрд. рублей. Докладчик отметил, что эта сумма гораздо ниже, чем сумма утилизационных сборов, уже собранных.

Отличие России от стран, где программа утилизации уже есть в том, что по меркам Европы, Россия - очень большая страна, поэтому решения, которые есть там, здесь могут работать только частично. Пока на всю Россию работают всего 12 шрёдерных установок. В Европе — другой порядок цифр (только в Германии — 47 шрёдерных заводов).

Сейчас автопроизводителей закабалили единственным сбором — оплатить сбор и все. Потребителя тоже текущее положение не стимулирует. Сегодня в России даже нет точных цифр по размерам имеющейся утилизации. В лучшем случае — найдется лишь статистика по утилизации кузовов.

Требуется доработка статьи 24 ФЗ об отходах производства и потребления. Для производителей и импортеров заниматься утилизацией невыгодно, поскольку утилизационный сбор ими уплачен и обязанность по закону выполнена. Для собственников вышедших из эксплуатации ТС сдавать их на утилизацию тоже невыгодно, потому что за новые машины взнос уплачен и, согласно закону, они не обязаны что-нибудь предпринимать для их реальной утилизации, а старые машины, выпущенные до 1 сентября 2012 года, вообще остались за рамками данного закона. Утилизаторам тоже заниматься невыгодно, потому что нет устойчивого потока автомобилей и нет механизма компенсации затрат (утилизация - чем меньше нагрузка, обходится дороже, разница от 6 до 27 тысяч).

Владимир Мартюков, директор департамента автокредитования Сетелем Банка выступил с докладом на тему «Кредитование как инструмент увеличения автомобильных продаж».

11.png 12.png

У банка и дилера, торгующего автомобилями, сегодня как минимум 5 точек соприкосновения:

1. Продажа (совместного продукта)
2. Увеличение продаж на одного клиента (допоборудование, сервис)
3. Удержание клиента (повторные продажи, программы лояльности)
4. Продвижение продукта (стандарты, реклама, акции)
5. Создание продукта.

Реализуемый сегодня потенциал даже в продаже новых автомобилей составляет всего 20%. Нереализованный – 80%. Большая часть клиентов дилерских центров вообще не охвачена предложением банка, даже при максимальной субвенции.

Между тем клиент с помощью кредитных программ способен купить автомобиль большей стоимости. Диапазон потенциальных покупателей с помощью кредитных программ может быть расширен за счет вовлечения сегмента покупателей, для которых раньше автомобиль вообще был недоступен.

Дилер же, участвуя в партнерских программах с банком:

- продает автомобиль клиенту в новом клиентском сегменте,

- получает больший доход в данном клиентском сегменте,

- регулирует цикличность продаж,

- делает привязку к своему сервису,

- создает новый бизнес,

- получает преимущества перед конкурентом.

АВТОСТАТ продолжит публикацию на сайте наиболее интересных материалов прошедшей конференции.

05.03.14 Виктория Лобода
Источник: www.autostat.ru
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 Добавят денег на тягач («Российская газета»)

    Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

    подробнее