Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 38 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дата выхода 21.11.2016

Формат PDF, 135 стр.

Цена 32500 руб.

Четвертый год подряд российский авторитейл находится в непростом положении...

21 ноября подробнее

Инфографика

Ёмкость российского рынка услуг автосервиса

Аналитика

Самые продаваемые в 2016 году автомобили "coupe"

Мировой рейтинг бестселлеров "coupe" в 2016-ом возглавил Ford Mustang.

19 январяподробнее

Свежая статья

ЭРА-ГЛОНАСС наступила раньше срока («Газета.Ru») ЭРА-ГЛОНАСС наступила раньше срока («Газета.Ru»)

Чиновники фактически вынудили автокомпании инвестировать в установку систем ЭРА-ГЛОНАСС на продающиеся в России модели на три года раньше, чем позволяет закон, выяснила «Газета.Ru». Некоторые компании рискнули и даже под угрозой срыва поставок не стали внедрять систему. Другие – вывели с рынка непопулярные модели, из-за чего, по оценке экспертов, продажи иномарок могут сократиться на 10%, а государство потеряет более 30 млрд руб. налогов.

20 январяподробнее

Российские автобусы тормозят перед ВТО

Вслед за производителями грузовиков и сельхозтехники ущерб от вступления России в ВТО оценили производители автобусов. Группа ГАЗ, контролирующая более 60% российского автобусного рынка, ждет уменьшения выручки по сегменту уже в этом году на 3–3,5  млрд руб., а к 2014 году – на 4 млрд руб. Это до 15% профильных доходов. Сохранить долю рынка ГАЗ надеется с помощью «компенсационных мер», которые должно разработать правительство, и запуска новой платформы Unimax, которая снизит себестоимость автобусов.

Группа ГАЗ представила итоги продаж своего автобусного дивизиона за 2011 год. С учетом импорта группе удалось продать 13,2 тыс. автобусов всех типов, из них на российском рынке было реализовано 11,6 тыс. машин, рост продаж составил 22%. В целом, по данным ГАЗа, российский рынок автобусов в 2011 году вырос на 33%, до 18,2 тыс. машин, в количественном выражении и на 61%, до 48,4 млрд руб.– в денежном. Доля ГАЗа на внутреннем рынке по итогам прошлого года в количественном выражении снизилась на 6% по сравнению с 2010 годом и составила 64%.

Однако в этом году группа ГАЗ планирует снижение продаж на российском рынке на 4%, до 11,1 тыс. автобусов, поясняя, что рынок исчерпал посткризисный потенциал и поэтому, «скорее всего, останется на уровне 2011 года». Еще более существенное влияние на продажи ГАЗа может оказать резкое снижение импортных пошлин на автобусы, которое произойдет после присоединения России к ВТО. Например, пошлины на новые автобусы до 120 пассажирских мест, которые сейчас составляют 20%, через пять лет после вступления в ВТО опустятся до 10%. Пошлины на подержанные автобусы возрастом от трех до пяти лет (с дизельным двигателем и вместимостью от 120 пассажирских мест) сразу после вступления в ВТО опустятся с нынешних 30% до 15%, а через три года – до 10%. На старые автобусы возрастом от пяти до семи лет пошлины опустятся с нынешних 15% до 10%.

Как и российские производители грузовиков, в ГАЗе рассчитывают на компенсацию снижения пошлин со стороны правительства. Директор автобусного дивизиона группы Дмитрий Одинцов сегодня на пресс-конференции заявил, что «если компенсационные меры (от снижения пошлин.– “Ъ”) не будут согласованы», то «собственный рынок» автобусов ГАЗа уменьшится «уже в 2012 году где-то на 3–3,5 млрд руб. и уже на 4 млрд руб.– к 2014 году». По словам топ-менеджера, меры могут быть разработаны «до июня». Тем не менее из презентации группы ГАЗ следует, что в план продаж на 2012 год уже заложено снижение выручки от продаж автобусов на российском рынке на 12% – с 25 млрд руб. в этом году до 22 млрд руб.

Помимо компенсационных мер негативный эффект от вступления в ВТО ГАЗ рассчитывает минимизировать с помощью участия в долгосрочных программах обновления пассажирского транспорта крупных городов (аналогичных прошлогоднему заказу правительства Москвы больших городских автобусов на 18 млрд руб.), обновления модельного ряда и оптимизации производства. В частности, сделать это планируется за счет запуска единой платформы для автобусов Unimax, которую ГАЗ разрабатывает самостоятельно. В группе планируют применять эту платформу на всех четырех своих предприятиях для модульной сборки унифицированных автобусов всех классов. По оценкам ГАЗа, это должно снизить себестоимость на 5–10% и облегчить запуск новых моделей. Внедрение новой платформы начнется с ПАЗа, к 2015 году она должна применяться на всех предприятиях группы.

По мнению Михаила Пака из «Атона», в ближайшей перспективе ГАЗ в любом случае сохранит доминирующее положение на российском рынке. Это будет возможно в первую очередь благодаря большим муниципальным закупкам малых и городских автобусов. «Чтобы удержать свою долю рынка, для группы логично развивать сотрудничество с крупными иностранными игроками, такими как Scania и MAN»,– считает аналитик. По его оценкам, снижение пошлин после вступления в ВТО в первую очередь скажется на сегменте туристических и междугородних автобусов, поскольку именно эта подержанная техника будет пользоваться наибольшим спросом.

«Коммерсант»

22.02.12 «Коммерсант»