АВТОСТАТ | Российские автобусы тормозят перед ВТО

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

22.02.12Прочитали 67 раз

Российские автобусы тормозят перед ВТО

Вслед за производителями грузовиков и сельхозтехники ущерб от вступления России в ВТО оценили производители автобусов. Группа ГАЗ, контролирующая более 60% российского автобусного рынка, ждет уменьшения выручки по сегменту уже в этом году на 3–3,5  млрд руб., а к 2014 году – на 4 млрд руб. Это до 15% профильных доходов. Сохранить долю рынка ГАЗ надеется с помощью «компенсационных мер», которые должно разработать правительство, и запуска новой платформы Unimax, которая снизит себестоимость автобусов.

Группа ГАЗ представила итоги продаж своего автобусного дивизиона за 2011 год. С учетом импорта группе удалось продать 13,2 тыс. автобусов всех типов, из них на российском рынке было реализовано 11,6 тыс. машин, рост продаж составил 22%. В целом, по данным ГАЗа, российский рынок автобусов в 2011 году вырос на 33%, до 18,2 тыс. машин, в количественном выражении и на 61%, до 48,4 млрд руб.– в денежном. Доля ГАЗа на внутреннем рынке по итогам прошлого года в количественном выражении снизилась на 6% по сравнению с 2010 годом и составила 64%.

Однако в этом году группа ГАЗ планирует снижение продаж на российском рынке на 4%, до 11,1 тыс. автобусов, поясняя, что рынок исчерпал посткризисный потенциал и поэтому, «скорее всего, останется на уровне 2011 года». Еще более существенное влияние на продажи ГАЗа может оказать резкое снижение импортных пошлин на автобусы, которое произойдет после присоединения России к ВТО. Например, пошлины на новые автобусы до 120 пассажирских мест, которые сейчас составляют 20%, через пять лет после вступления в ВТО опустятся до 10%. Пошлины на подержанные автобусы возрастом от трех до пяти лет (с дизельным двигателем и вместимостью от 120 пассажирских мест) сразу после вступления в ВТО опустятся с нынешних 30% до 15%, а через три года – до 10%. На старые автобусы возрастом от пяти до семи лет пошлины опустятся с нынешних 15% до 10%.

Как и российские производители грузовиков, в ГАЗе рассчитывают на компенсацию снижения пошлин со стороны правительства. Директор автобусного дивизиона группы Дмитрий Одинцов сегодня на пресс-конференции заявил, что «если компенсационные меры (от снижения пошлин.– “Ъ”) не будут согласованы», то «собственный рынок» автобусов ГАЗа уменьшится «уже в 2012 году где-то на 3–3,5 млрд руб. и уже на 4 млрд руб.– к 2014 году». По словам топ-менеджера, меры могут быть разработаны «до июня». Тем не менее из презентации группы ГАЗ следует, что в план продаж на 2012 год уже заложено снижение выручки от продаж автобусов на российском рынке на 12% – с 25 млрд руб. в этом году до 22 млрд руб.

Помимо компенсационных мер негативный эффект от вступления в ВТО ГАЗ рассчитывает минимизировать с помощью участия в долгосрочных программах обновления пассажирского транспорта крупных городов (аналогичных прошлогоднему заказу правительства Москвы больших городских автобусов на 18 млрд руб.), обновления модельного ряда и оптимизации производства. В частности, сделать это планируется за счет запуска единой платформы для автобусов Unimax, которую ГАЗ разрабатывает самостоятельно. В группе планируют применять эту платформу на всех четырех своих предприятиях для модульной сборки унифицированных автобусов всех классов. По оценкам ГАЗа, это должно снизить себестоимость на 5–10% и облегчить запуск новых моделей. Внедрение новой платформы начнется с ПАЗа, к 2015 году она должна применяться на всех предприятиях группы.

По мнению Михаила Пака из «Атона», в ближайшей перспективе ГАЗ в любом случае сохранит доминирующее положение на российском рынке. Это будет возможно в первую очередь благодаря большим муниципальным закупкам малых и городских автобусов. «Чтобы удержать свою долю рынка, для группы логично развивать сотрудничество с крупными иностранными игроками, такими как Scania и MAN»,– считает аналитик. По его оценкам, снижение пошлин после вступления в ВТО в первую очередь скажется на сегменте туристических и междугородних автобусов, поскольку именно эта подержанная техника будет пользоваться наибольшим спросом.

«Коммерсант»

 
Загрузка...