Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 6 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Лидеры рынка в городах РФ с населением более 1 млн человек

Лидерами рынка в 15 городах-миллионниках являются лишь три модели.

21 февраляподробнее

Авторынок не вписался в бюджетный сегмент

В целом весьма оптимистичные итоги работы авторынка России в 2011 году оказались серьезно омрачены тенденциями декабря. Продажи бюджетных моделей замедлились, многие показали отрицательную динамику. Автоконцерны объясняют ситуацию производственными проблемами, но дилеры и аналитики видят в этом признак нестабильности рынка. По их мнению, продажи бюджетных автомобилей продолжат снижаться и могут утянуть за собой весь рынок в целом.

Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей в России в 2011 году и в декабре. По итогам года российский авторынок вырос на 39% – до 2,65 млн проданных машин. Но эти результаты в первую очередь обеспечены активным посткризисным ростом, который наблюдался в первом полугодии (на 56%), с июня продажи начали замедляться. В декабре они увеличились всего на 23%.

Сильнее всего снижение темпов роста проявилось в бюджетном сегменте автомобилей стоимостью 250-500 тыс. руб. Они начали замедляться еще осенью, но в декабре появилась уже отрицательная динамика.

Например, продажи Lada Priora упали на 20%, Lada Kalina – на 3%, а по "классике", которая в первом полугодии показывала рост на 35%, снижение составило 56%. Это сформировало в целом отрицательную динамику продаж АвтоВАЗа в декабре (снижение на 15%). Но падение спроса на эти модели было предсказуемо – все они пользовались большой популярностью в рамках завершившейся государственной программы утилизации. Более серьезным сигналом стало снижение продаж бюджетных иномарок.

Продажи Chevrolet Aveo упали на 84%, Daewoo Nexia – на 5%, Renault Logan – на 1%. Остальные недорогие иномарки существенно замедлили рост – продажи Toyota Corolla увеличились лишь на 22%, хотя еще в ноябре росли на 45%, Ford Focus – на 9% против 28% в ноябре.

Автопроизводители уверяют, что причины ухудшения ситуации – чисто производственные. В GM падение продаж Chevrolet Aveo объясняют подготовкой к запуску новой модификации этой машины на российском рынке, старая уже снята с производства, и сейчас идет распродажа оставшихся стоков. В Renault пояснили, что отрицательная динамика Logan связана с нехваткой производственных мощностей, которая возникла из-за запуска в России сборки новой модели Duster. "Спрос на Logan сохраняется, в некоторых регионах на эту модель есть очереди",– заверили "Ъ" в компании.

Но дилеры с этим не согласны и говорят о "сохраняющейся нестабильности на рынке", из-за которой спрос смещается в сторону автомобилей более высокого ценового диапазона (от 600 тыс. руб.). "Рынки по-прежнему испытывают сильную волатильность. Начиная со второй недели декабря спрос неуклонно растет, но потребители ориентированы на высокотехнологичные модели",– считает глава "Фаворит-Моторс" (официальный дилер Chevrolet, Kia, Peugeot, Opel) Владимир Попов. По его мнению, в 2010 году и первом полугодии 2011 года российский авторынок рос "за счет привлечения в рамках программ господдержки той категории населения, которая традиционными потребителями автомобилей не являлась".

Но теперь "этот ресурс исчерпан", поскольку программа утилизации закончилась, а банки "в качестве предкризисной меры повысили минимальную ставку экспресс-кредитования с 8% до 16% и установили высокие ограничения по рискам". "Сейчас мы вновь имеем дело с традиционной аудиторией, которая ориентирована на автомобили в ценовом диапазоне от 600 тыс. руб.", а это значит, что "фактически крупнейшие российские рынки, такие как Москва и Петербург, для машин бюджетного класса потеряны", полагает дилер. Он уверен, что без "очередной поддержки со стороны государства" вряд ли в ближайшей перспективе "стоит ждать рекордных продаж от машин супербюджетного сегмента".

С этим согласен и Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала", который отмечает, что сегмент бюджетных автомобилей "наиболее чувствителен к общей нестабильности на рынке" и падение спроса на эти машины отражает "ухудшающуюся ситуацию с кредитованием" и серьезные опасения потребителей. Кроме того, по его мнению, снижение продаж в сегменте говорит и о том, что дилеры учитывают опыт кризисных 2008-2009 годов, стараются заранее сокращать стоки автомобилей, поскольку "продажи в январе однозначно будут невысоки, а дальнейший спрос спрогнозировать сложно".

Михаил Пак из "Атона" тоже уверен, что бюджетный сегмент авторынка покажет еще более серьезный спад, пик которого придется на март. "Ближе к лету на общую тенденцию к замедлению спроса наложится еще и сезонное снижение продаж",– уточняет аналитик. По его мнению, "провал" в бюджетном сегменте окажет серьезное влияние на общую динамику рынка, который в 2012 году с большой долей вероятности покажет нулевую, а то и отрицательную динамику.

«Коммерсант»

13.01.12
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • вчера, 10:32 Ой, растет «Калина» («Российская газета»)

    Впервые за 4 года доля проданных машин российских марок превысила 20 процентов. Налицо достаточно серьезный рост, однако причины его, считают эксперты, далеко не самые радужные. Хотя, безусловно, позитив в этой динамике тоже есть.

    подробнее
  • 15 февраля 2017 Какие автомобили выставляли на продажу в 2016 году? («АВТОСТАТ»)

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование предложений о продаже легковых автомобилей на сайте DROM.ru, опубликованных в 2016 году. Согласно результатам исследования, в целом за прошлый год количество предложений о продаже машин, имеющих год выпуска с 2006-го по 2015-й, на этом сайте превысило 1 млн штук.

    подробнее
  • 9 февраля 2017 Авторынок не спешит заводиться («Коммерсант»)

    Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в январе, несмотря на низкую базу прошлого года, вновь сократились – на 5%, до 77,9 тыс. машин. По словам участников рынка, в первом полугодии восстановления спроса ждать не стоит, надежды лишь на второе полугодие. По итогам года компании и дилеры рассчитывают на рост в пределах 5-10%. Впрочем, эксперты поводов для роста рынка не видят и полагают, что автопродажи скорее останутся на уровне прошлого года.

    подробнее