Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Японское возрождение

Автопроизводители Японии оправились от последствий землетрясения и готовы к дальнейшему наступлению на мировые рынки. Однако сейчас их развитию препятствует высокий курс иены, делающий невыгодным производство автомобилей внутри страны.

На Токийском автосалоне, завершившемся на прошлой неделе, японские автопроизводители продемонстрировали всему миру, что они достойно справились с последствиями мартовского землетрясения. Производственные мощности восстановлены, практически заново построены дороги и прочая инфраструктура. Тем не менее автомобильная отрасль страны переживает не лучшие времена.

Да, нынешнее мотор-шоу проходило на более позитивной ноте, чем предыдущее. Напомним, предыдущее проведение пришлось на кризисный 2009 год (Токийский автосалон проходит раз в два года), и тогда выставка вообще была под угрозой срыва – из-за драматичного падения продаж в ней отказались участвовать европейские и американские компании, да и японские фирмы до последнего думали, стоит ли устраивать «пир во время чумы».

Сейчас все было иначе. Японские компании развернули яркие выставочные стенды, приехало большинство крупных автопроизводителей из-за океана. Однако обеспокоенность участников все равно была заметна. Из-за землетрясения, кризиса в экономике и укрепления иены японский автомобильный рынок, который сейчас стал четвертым по величине в мире (после Китая, США и Бразилии), по итогам текущего года просядет примерно на четверть: в 2011 году продажи составят примерно 3,1 млн автомобилей, в то время как в 2010 году было продано 4,2 млн. Согласно прогнозам, при столь серьезном падении продаж восстановить их Япония сможет лишь через четыре-пять лет.

Не добавило оптимизма и появившееся за месяц до выставки сообщение, что Toyota по итогам текущего года лишится статуса крупнейшего мирового производителя. По данным исследовательских компаний, компания закончит год с показателем 6,7 млн произведенных автомобилей и откатится на третье место после немецкого Volkswagen (8 млн) и американской General Motors (7,2 млн).

Представители Toyota старались делать вид, что относятся к этой новости философски и что утеря звания компании номер один вряд ли отрицательно скажется на ее общем имидже. «Если вы спросите, например, мою жену, сколько Toyota произвела в прошлом году и каков мировой рейтинг компании, то она не сможет ответить на этот вопрос, – сказал в беседе с “Экспертом” Дидье Леруа, президент Toyota Motor Europe. – Так что для рядового потребителя тот факт, что Toyota не самый крупный производитель в мире, не такой уж критически важный. Наша задача – продолжать выпускать качественные и надежные автомобили, как раз это и ценит обычный покупатель».

Во многом сегодняшние сложности автопроизводителей Японии связаны с высоким курсом иены. «Для нас это сейчас самая большая проблема. Вспомним, что до кризиса доллар стоил 110 иен, сейчас – 75. Из-за этого производить в Японии автомобили для экспорта становится невыгодно, – безо всяких азиатских реверансов высказался по этому поводу на специальной пресс-конференции Карлос Гон, глава альянса Renault-Nissan. – В Японии в автомобильной индустрии занято четыре-пять миллионов человек, и половина из них работает на экспорт. Эти люди могут потерять работу. Nissan и другим автопроизводителям выгоднее выводить мощности в Таиланд, Китай, Мексику и другие страны. Мы призываем японское правительство принять меры и остановить укрепление своей валюты, как, например, это было сделано в Швейцарии».

О возможности пересмотреть свои производственные планы в пользу размещения производства в других странах на выставке заявляли и другие японские компании, в частности, президент Toyota Motor Company Акио Тойода. Правда, он отметил, что из-за высокой социальной значимости деятельности компании для страны производство самих автомобилей компания выводить пока не собирается. Однако она может скорректировать политику выбора поставщиков комплектующих в пользу предприятий, находящихся за пределами Японии.

Урожай гибридов

Впрочем, несмотря на трудности, японские автопроизводители представили на выставке немало интересных новинок. Из серийных моделей одной из наиболее значимых стал новый гибридный автомобиль Toyota Aqua – «младший брат» самого популярного в мире гибрида Toyota Prius. Гибридные автомобили сейчас особенно ценятся в Японии в связи с тем, что их покупатели получают существенные налоговые льготы. Новый компактный гибрид Aqua, который благодаря взаимодействию бензинового и электрического моторов потребляет всего 2,8 л на 100 км, начнет продаваться уже в этом месяце. Безусловно, он будет пользоваться большим спросом на японском рынке, а затем постепенно примется осваивать и рынки других стран.

Для России же, где гибридные машины пока не столь популярны, самой значимой новинкой от Toyota можно назвать новое спортивное купе GT-86. Эта модель создана в сотрудничестве с Subaru, на нее установлен известный субаровский двухлитровый оппозитный двигатель, который позволяет машине иметь низкий центр тяжести и делает ее очень послушной на дороге. Смотрится GT-86 броско и выразительно, что в последнее время не очень характерно для автомобилей Toyota, которые часто критикуют за слишком сдержанный и скучный дизайн. Компания сторонится смелых дизайнерских решений, потому что стремится угодить всем вкусам и ссылается на то, что автомобили Toyota долго служат, а смелые дизайнерские идеи быстро устаревают.

В результате такой политики автомобили Toyota растеряли интерес молодежной аудитории: например, в США автомобили этой марки водят люди, которым за 50. Тойотовцы признают, что им нужно расставаться с консервативными подходами в области дизайна и становиться смелее. Примером трансформации внешнего вида моделей как раз и служит GT-86. Уже объявлено, что наряду с крупными мировыми рынками к лету следующего года эта машина официально появится в России.

Значимую для российского рынка концептуальную разработку представила и Mazda. В следующем году концепт-кар Takeri превратится в Mazda 6 нового поколения, а эта модель неплохо продается в России. С этим продуктом Mazda рассчитывает поднять на новую планку продажи автомобилей так называемого малого бизнес-класса – размерного класса D.
Интересной серийной новинкой от Mitsubishi стала модель Mirage. Эта компактная машинка в первую очередь ориентирована на рынки стран третьего мира, хотя будет продаваться и в Японии. Mirage будет производиться на заводе Mitsubishi в Таиланде и за счет своей экономичности и невысокой цены станет эдаким массовым японским лоукостером. О появлении этой модели на российском рынке пока не известно, однако, несомненно, она смогла бы найти у нас хороший спрос в сегменте бюджетных автомобилей.

Suzuki собирается вести наступление как на внутренний рынок, так и на Европу с помощью Suzuki Alto – «маленького автомобиля для большого города», который потребляет чуть более 3 л топлива на 100 км. Nissan намерен расширить свое присутствие в секторе легких коммерческих автомобилей – на выставке был представлен прототип легкого коммерческого автомобиля нового поколения NV350. При небольших размерах машины длина ее грузового отсека благодаря системе трансформации салона может достигать трех метров, и внутреннее пространство легко подстраивается под конкретные грузы с помощью оригинальной системы крепежей.

«Жуки» прилетели

Что касается европейских автопроизводителей, то в этом году на выставке их противостояние с японскими компаниями было особенно заметно. На предыдущий токийский салон, как мы помним, они вообще не приехали, а в этом году представили довольно внушительные стенды: своими новинками публику заманивали Audi, BMW, Mercedes-Benz, Citroёn, Land Rover, Jaguar, Peugeot, Renault и др.

Самый внушительный стенд развернул концерн Volkswagen, вырвавший у Toyota звание мирового производителя номер один. Руководство немецкого автогиганта заявило, что в течение ближайшего года рассчитывает удвоить продажи своих автомобилей на японском рынке, приблизившись к отметке 100 тыс. машин в год. Наступать на японский рынок Volkswagen в том числе намерен с помощью представленной на выставке азиатской версии нового поколения «Жука» – праворульной модели The Beetle. В ранге мировой премьеры на стенде Volkswagen значилась и полноприводная модификация Volkswagen Passat – модель Passat Alltrack. Настоящий фурор произвела премьера стильного и выразительного концепт-кара Cross-Coupe – компактного спортивного внедорожника, демонстрирующего, в каком ключе будет развиваться модельный ряд немецких кроссоверов.

В Японии считается особенным шиком проехаться на автомобиле европейской премиальной марки – BMW, Mercedes или Audi. Специально с прицелом на японский рынок BMW организовала на токийской выставке мировую премьеру своей гибридной 5-й серии под названием Active Hybrid 5. Кстати, теперь гибридные автомобили BMW будут оснащаться батареями производства компании Toyota – заявление о сотрудничестве этих компаний было сделано в ходе токийского мотор-шоу. В обмен японцы будут использовать дизельные двигатели BMW, которые установят на некоторые свои модели, предназначенные для европейского рынка.

Машина с автопилотом

Ну и, конечно, в очередной раз токийская выставка удивила публику японскими технологиями будущего. Судя по представленным в этом году экспонатам, автомобили скоро вообще заживут своей жизнью: будут сами парковаться, отправляться на заправку, общаться через смартфон с владельцем, наконец, перевозить пассажиров без участия водителя.

Например, третье поколение концепт-кара Nissan Pivo позволит автовладельцу забыть о такой неприятной обязанности, как поиск места для парковки. Владелец Pivo просто выйдет из машины, а она сама найдет парковочное место и, если надо, еще и подзарядит батареи. После этого Pivo заберет своего хозяина, скажем, у выхода из магазина, когда тот пришлет ей СМС со своего смартфона.

А кузов концепт-кара Toyota Fun-Vii вообще представляет собой светящийся дисплей. Так что его владелец может в любой момент поменять его окраску и в зависимости от настроения закачивать со своего смартфона на поверхность автомобиля, скажем, изображения бабочек или же подрабатывать, размещая рекламные сообщения.
Очень экстравагантно смотрелась помесь автомобиля и мотоцикла – кругообразный концепт-кар Suzuki Q-concept. Такая машинка шириной всего 1,3 м и длиной 2,5 м способна перевозить двух человек и легко протиснется в городских пробках.

А в опциях концепт-кара Honda AC-Х предусмотрена такая функция, как автопилот. Создатели разработки всерьез утверждают, что водитель, устав от управления, может передать руль автоматической системе. Сам же тем временем, полулежа, вести непринужденную беседу с пассажирами – этому, в частности, будут способствовать сиденья, которые могут трансформироваться в подобие удобных кресел в гостиной.

О возможности полного управления автомобилем с помощью электроники на выставке говорили и представители Toyota. В специальном разделе Smart Mobility City («Умный мобильный город») они показывали системы, позволяющие машине, если, предположим, водителю станет плохо, полностью взять на себя управление. По словам японских инженеров, технически такое возможно уже сейчас, все дело в налаживании на дорогах соответствующей инфраструктуры, когда машина будет передвигаться по улицам, контактируя с установленными вокруг датчиками. Кстати, такой «беспилотный» автомобиль в экспериментальном режиме весьма успешно передвигается в Toyota City – производственном комплексе компании близ японского города Нагоя.

«Эксперт»

13.12.11 «Эксперт-Авто»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 29 ноября 2016 Езда не стоит свеч («Российская газета»)

    Через 19 лет, по самым оптимистичным оценкам, доля мировых продаж машин на альтернативных технологиях (гибриды, электрокары и автомобили на метане) может составить 89 процентов, при этом в России большей популярностью, скорее всего, будут пользоваться автомобили с газобаллонной техникой.

    подробнее
  • 7 октября 2016 Плюс электрификация всей страны («Коммерсант»)

    Электромобили чем-то напоминают коммунизм – это светлое будущее, которое почему-то никак не может наступить. Появившись примерно в то же время, что и машины с двигателем внутреннего сгорания, электрические машины проиграли конкуренцию и весь XX век оставались на вторых ролях. Затем вроде бы начали возрождаться, но до сих пор не сумели занять сколько-нибудь существенную часть рынка.

    подробнее
  • 30 сентября 2016 Японские заморыши: есть ли у них шансы в России? (Авторамблер)

    Проблемы с парковкой в наших мегаполисах уже напоминают токийские. Свободного места все меньше, да и парк автомобилей растет несмотря на кризис. Может пора взять на вооружение опыт японских властей: предложить ощутимые льготы обладателям кей-каров – миниатюрных машин с совсем скромными моторами? А почему бы и нет?

    подробнее