АВТОСТАТ | Иномарки врежутся в бюджет

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

11.11.11Прочитали 61 раз

Иномарки врежутся в бюджет

"Ъ" стали известны подробности урегулирования одной из ключевых проблем вступления России в ВТО – промсборки автомобилей. При формальном сохранении условия локализации производства для иностранных автоконцернов в 60% реально они могут закупать в России только 35% деталей. По сути, это тот же уровень, что и в старом режиме промсборки, который был год назад ужесточен. При этом действие старых соглашений, истекающих в 2016 году, может быть продлено до 2018 года, а срок новых сократится на два года. Но после этого государство будет субсидировать автоконцерны на сумму упущенных льгот. В целом они с 2012 года на промсборке смогут сэкономить более $5 млрд.

Вчера в Женеве был одобрен протокол о присоединении России к ВТО. Само вступление России в организацию, скорее всего, произойдет на министерской конференции 15-17 декабря. Одной из ключевых, обсуждавшихся до последнего проблем, мешавших вступлению в ВТО, был действующий в России с 2005 года режим промсборки автомобилей. Он позволяет автоконцернам ввозить в страну комплектующие для производства машин по нулевым или сниженным таможенным пошлинам. "Ъ" стали известны подробности финальных договоренностей сторон.

Дискуссия шла по трем основным вопросам – срокам действия соглашений, подписанных в этом году, требуемому Россией уровню локализации (доля компонентов российского производства) и судьбе старых соглашений о промсборке, подписанных до 1 января 2009 года. Дело в том, что в конце декабря Россия серьезно ужесточила условия режима промсборки. В частности, уровень локализации вырос с 30% до 60% (должен достигаться поэтапно). Был и ряд других новых условий, но выполнение их, утверждают источники "Ъ", близкие к переговорам по ВТО, нормам организации не противоречит.

Либеральные старые соглашения о промсборке (подписан 31 документ) действуют в среднем до 2015-2016 годов. Новые должны были действовать до 2020 года.
ЕС требовал сократить сроки новых соглашений до 2016 года и существенно снизить процент локализации по ним, а старые соглашения, наоборот, продлить до срока действия новых соглашений. По срокам старых соглашений, говорит один из собеседников "Ъ", финального решения нет, но зафиксировано, что Россия "рассмотрит возможность" их продления еще на два года, то есть в среднем до 2018 года. По новым соглашениям (их подписано 12) срок действия таможенных льгот сокращен – также до 2018 года. Однако иностранные концерны не понесут дополнительных затрат.

Как рассказал "Ъ" источник в одном из профильных министерств, затраты производителей на оплату пошлин будут компенсироваться из бюджета. Собеседник "Ъ" добавил, что подобная схема компенсации пошлин уже работает в рамках проекта "Сколково". Там возмещение пошлин происходит после того, как резиденты представят документы о том, что назначение этих товаров соответствовало статусу инновационного центра. Другой источник "Ъ", знакомый с ситуацией, уточнил, что прорабатывается механизм "прямого перечисления денег" от Минфина Федеральной таможенной службе, который ускорит выплаты и позволит автопроизводителям избежать "лишних бюрократических процедур".

Источники "Ъ" рассказывают, что летом в ходе переговоров обсуждалось несколько вариантов компенсаций таможенных пошлин, в том числе выдача автопроизводителям "скидочных купонов", которыми можно будет оплачивать пошлины. В качестве альтернативы рассматривалось предоставление "бюджетных ссуд на создание или модернизацию производственной линии автокомпонентов или создание производства компонентной базы", софинансирование проектов иностранных инвесторов, предоставление инвестору готовой инфраструктуры для производства или частичное освобождение компании от уплаты налогов. Однако сейчас все собеседники "Ъ" говорят именно о прямых субсидиях или расчетах между министерствами.

Глава российской делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков сообщил "Ъ", что "пока механизм компенсации окончательно не определен", но "вариант субсидий производителям – один из возможных". По оценкам Михаила Пака из ИК "Атон", при том объеме автомобильного рынка, который есть в 2011 году, России с учетом средней пошлины в 12% пришлось бы выплатить около $350 млн компенсации за год. Однако источник "Ъ", близкий к переговорам по ВТО, утверждает, что летом на них приводилась гораздо более существенная оценка – $1,7 млрд за последние три года действия режима, то есть более $560 млн в год. В целом, уточнил собеседник "Ъ", в 2012-2020 годах режим промсборки поможет иностранным автоконцернам сэкономить $5,14 млрд, что "в целом соответствует их заявленным инвестициям в проекты в России".

Однако компенсация пошлин, а по сути субсидирование автопроизводителей, может войти в противоречие с нормами ВТО о равных экономических условиях для всех участников организации. Источник "Ъ", знакомый с ходом переговоров, утверждает, что если страна–член ВТО докажет ущерб от субсидии "по результатам проведенного расследования", то может потребовать "компенсационных пошлин при импорте субсидированного товара". "Кроме того, член ВТО может инициировать судебную процедуру по разрешению споров, доказать наличие ущерба от субсидий и потребовать компенсацию либо отмену субсидии",– считает источник. Но при этом собеседник "Ъ" признает, что "сбор доказательной базы является чрезвычайно трудным, кроме того, сама процедура по разрешению споров длится несколько лет". К тому же, добавляет юрист, хорошо знакомый с правовой базой ВТО, "субсидирование разрешается ВТО в исключительных случаях, а таким и является компенсация пошлин, поскольку она направлена не на прямую поддержку производителя, а на выполнение обязательств по ранее заключенным соглашениям".

Требование по локализации производства на уровне 60% формально сохранено, однако реально она ограничена почти прежним уровнем. Суть в том, что в рамках нового режима промсборки формула оценки уровня локализации стала гораздо более гибкой. Если в прежних условиях речь шла о 30% от стоимости всех компонентов автомобиля, то в новом – о 60% от его фактической цены на складе (ex works) с учетом НДС и прочих налогов, которые уплачивает автопроизводитель. Таким образом, поясняет один из источников "Ъ", производитель может достигать необходимого уровня локализации с помощью учета различных затрат – включая стоимость технологий и патентов, услуг, накладных расходов, рекламы, а также уплаченные налоги.

В договоренностях по ВТО, уточнил один из источников "Ъ", зафиксировано, что доля российских комплектующих не должна превысить 35% от общей их стоимости, то есть вырастет всего на 5 п. п. по отношению к старым условиям. Второй возможный ограничитель, также оговоренный,– 25% от цены автомобиля ex works. Господин Медведков подтвердил эту информацию, уточнив, что из двух критериев "будет применяться тот, который более жесткий".

«Коммерсант»