АВТОСТАТ | Грузовики объедут кризис

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

02.11.11Прочитали 166 раз

Грузовики объедут кризис

Финансовый кризис, разразившийся три года назад, подорвал все оптимистичные прогнозы, которые обещали подъем рынку грузовых автомобилей на долгие годы вперед. Новая волна кризиса, которую прогнозируют эксперты, может повторить ситуацию трехлетней давности. Однако производители грузовой техники уверяют, что на этот случай у них припасено несколько сценариев.

«КАМАЗ – один из немногих автопроизводителей, переживший экономический кризис с наименьшими для себя потерями. В основном это произошло благодаря тому, что мы заранее просчитали различные ситуации, которые могли нам встретиться в кризис», – говорит представитель КАМАЗа Олег Афанасьев. Еще три года назад гендиректор компании Сергей Когогин уверял, что этот кризис КАМАЗ переживет, так как руководcтвом заранее была подготовлена антикризисная программа. «Она предполагает, прежде всего, введение режима жесткой экономии средств и ресурсов, резкое сокращение затрат по всем направлениям деятельности», – ранее сообщал он.

«Если сейчас наступит вторая волна кризиса, у нас уже есть несколько вариантов развития ситуации», – заявляют на КАМАЗе. По словам г-на Афанасьева, до конца этого года компания обеспечена заказами, а для возможных сюрпризов КАМАЗ подготовил несколько вариантов. «У нас есть оптимистичный, пессимистичный и стагнационный варианты, когда мы можем остаться на том же уровне, на котором находимся сейчас», – сообщил Олег Афанасьев.

Подстраховываются от новой волны кризиса и в группе ГАЗ. «В зависимости от различных прогнозов у нас разработаны несколько сценариев производства на следующий год, а также план обеспечения экономической эффективности в случае реализации негативного сценария», – сообщила вице-президент компании Елена Матвеева.

Однако не все производители грузовиков считают, что им необходимо готовиться к новой возможной волне кризиса. Так, компания «Рено Тракс Восток», у которой в России есть собственный завод, уверяет, что специальных мер, рассчитанных на кризис, она пока не предпринимает. «Мы рассчитываем на осторожно-позитивный сценарий для России, но у нас уже есть опыт выживания при резком падении продаж новой техники. Надеемся, что нам не придется им воспользоваться», – заявил директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса «Рено Тракс Восток» Алексей Шарапанюк. Он напомнил, что кризис очень сильно ударил по производителям грузовиков, особенно иностранных. «В кризис продажи упали в России в 5 раз. Мы надеемся, что следующий год превзойдет докризисный 2008 год, когда продажи европейских грузовиков полной массы более 6 т достигали 20 тыс. штук. Мы рассчитываем поставить на российский рынок более 2 тыс. грузовиков, плюс некоторое количество пойдет на рынки Белоруссии и Казахстана», – прокомментировал г-н Шарапанюк.

Главным иностранным импортером в России является Scania, которая за январь–август этого года продала на российском рынке 4,03 тыс. грузовиков – на 4,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года (доля на рынке импорта – 27,5%), вторым в этом списке значится MAN, чьи продажи увеличились на 2,2%, до 3,9 тыс. грузовиков (доля 26,7%). Однако им пока далеко до объемов продаж КамАЗа, который за январь–август продал около 23 тыс. машин, а доля его рынка составила 40%. В целом в этом году КамАЗ планирует продать в России и за рубежом 38,5 тыс. грузовиков. Для сравнения: в кризисном 2009 году продажи тяжелых иностранных грузовиков упали на 80%, до 4,6 тыс. машин. При этом продажи отечественных машин «КАМАЗ» снизились на 62%. «КАМАЗ восстанавливается медленнее, чем иностранные марки, в прошлом году его продажи выросли на 89%», – подсчитывали ранее эксперты.

«Первая волна кризиса была финансовой, и проблемы у производителей грузовиков были связаны не столько с отсутствием спроса, сколько с финансированием. Я думаю, если финансирование сохранится, то в возможной второй волне кризиса такого падения продаж мы не увидим», – рассуждает руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ компании A.T. Kearney Moscow Евгений Богданов.

«Кризис в экономике не наступил, но негативные прогнозы уже сейчас влияют на покупательское поведение на рынке коммерческого транспорта. Потребители опасаются снижения темпов в своем бизнесе или отрасли и из-за этого начинают проявлять особую осторожность при инвестировании, откладывая покупку на тот период, когда наступит большая ясность в экономике», – говорит Елена Матвеева. Она подчеркнула, что группа ГАЗ сейчас фокусируется на стимулировании покупательского спроса. «Мы внедряем специальные программы и маркетинговые акции для клиентов: например, скидку на новые автомобили, равную возрасту старого автомобиля, который сдается по схеме trade in; компенсацию ставки по кредиту при покупке автомобиля в рассрочку на три года; лизинг без первоначального взноса, взамен которого идет в зачет стоимость старого автомобиля», – пояснила она.

Напомним, что в этом году производители грузовиков ждали запуска государственной программы утилизации грузовой техники. Однако в ведомствах решили пока отказаться от этой идеи, объясняя это тем, что продажи грузовых автомобилей идут хорошо, стимуляция рынка не нужна. С чиновниками согласны и на КамАЗе. «Утилизация грузовиков как рычаг стимулирования спроса была бы сейчас неактуальна. Рынок растет нормальными темпами. Однако она была бы уместна для замены старого парка новым, ведь больше половины грузовиков на рынке старше десяти лет. То есть с точки зрения экологии программа утилизации была бы полезной», – уверен Олег Афанасьев.

«РБК daily»

, источник: www.rbcdaily.ru