Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

06.03.19 Прочитали 1287 раз

Господдержка кроется в деталях («Коммерсант»)

Господдержка кроется в деталях («Коммерсант»)

Автоконцерны все-таки не заставят в обязательном порядке производить в РФ ключевые элементы машин, как предлагал Минпромторг. Минэкономики при поддержке вице-премьера Дмитрия Козака предложило дать автопрому выбор, какие именно компоненты производить в РФ. Такой подход, по данным “Ъ”, в целом поддержал даже Минпромторг, хотя в отрасли опасаются — при такой схеме производить сложные узлы и заниматься НИОКР никто не будет.

Правительство может серьезно поменять правила игры для автоконцернов по получению господдержки. Минэкономики по поручению вице-премьера Дмитрия Козака представило поправки к ключевому постановлению правительства №719, которое определяет, какая продукция считается произведенной в РФ. Эти поправки, в отличие от идей Минпромторга, дают автоконцернам свободу в отношении того, какие именно компоненты автомобиля локализовать и в какие сроки.

В июле 2018 года Минпромторг представил кардинальные изменения правил подсчета локализации для отрасли. Министерство предлагало ввести систему, в которой каждому компоненту автомобиля соответствует определенное число баллов, при этом локализация некоторых компонентов (двигатель, коробка передач и т. д.) и определенные операции (например, НИОКР) становились обязательными. Если автоконцерн не набирал минимального числа баллов и не выполнял обязательных операций, то не получает доступ к госзакупкам и господдержке. В отрасли тогда сочли новые требования неисполнимыми.

В основе текущих предложений Минэкономики — та же балльная система, но число операций и количество баллов за них серьезно выросло.

В Минэкономики сочли, что автоконцерны могут сами выбирать, что им экономически целесообразно локализовать, отказавшись от обязательных операций.

Еще более важно, что Минэкономики впервые предложило формально привязать все ключевые меры господдержки к выполнению критериев локализации. Это льготные автокредиты и лизинг, банковская субсидия для экспорта, а также субсидия на компенсацию части затрат при производстве автомобилей, их узлов и агрегатов (де-факто компенсация роста ставок пошлин на ввоз автокомпонентов). Последняя, как и поручал Дмитрий Козак, дифференцирована в зависимости от глубины локализации. Но, чтобы получить промсубсидию (компенсация утильсбора для российских компаний), производителям придется обязательно подписать специнвестконтракт, а если те не успеют сделать это до 1 июня — еще и набрать определенное число баллов.

Собеседники “Ъ” в отрасли рады тому, что смогут выбирать, какие компоненты производить в РФ. Однако некоторые из них отмечают: распределение баллов таково, что доступ к господдержке можно получить за счет уже освоенных или низкотехнологичных компонентов.

Кузов, экстерьер, топливный бак и обивка совокупно получили больший вес, чем двигатель, коробка передач и электронный блок управления двигателем (18,2% против 12,2%), хотя доля последних в себестоимости автомобиля на 50% выше, говорит один из источников “Ъ”. Также нивелирована роль НИОКР, которыми заниматься теперь необязательно,— вес составляет 2,4% (против 10,8% в системе Минпромторга). Ряд источников “Ъ” по-прежнему говорят о сложно достижимых планках — двигатель освоен только традиционно российскими компаниями и инвесторами второй волны промсборки.

Как сообщили “Ъ” в аппарате Дмитрия Козака, предложения Минэкономики концептуально поддержаны — они отражают суть поручений вице-премьера от 13 ноября по результатам работы рабочей группы по автопрому. Поправки предусматривают балльный расчет локализации исходя из добавленной стоимости — подхода, поддержанного Дмитрием Медведевым для сельхозтехники, говорит источник “Ъ” в правительстве. Аналогичная система подсчета локализации позднее будет разработана и для грузовой техники.

В Минпромторге тему не комментируют. Но, по словам источников “Ъ”, министерство также поддержало свободный выбор операций. Сейчас Минпромторг дорабатывает проект Минэкономики, частично пересматривая в большую сторону баллы по наиболее весомым, с их точки зрения, категориям, например по инвестициям в НИОКР или локализации коробок передач. Проект может быть внесен в правительство на этой неделе. В Минэкономики “Ъ” не ответили.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что жесткое навязывание требований не учитывает экономическую целесообразность операций для отдельных компаний, а гибкий подход может помочь постепенно и мягко нарастить локализацию. Этого не произойдет, уверен Дмитрий Бабанский из SBS Consulting, если сохранится перекос по баллам в сторону уже локализованных или низкотехнологичных операций.

Ольга Никитина, «Коммерсант»  

, источник: www.autostat.ru

 
Загрузка...