Власти Москвы поддержали ограничения для неэкологичных машин («РБК») | АВТОСТАТ

Власти Москвы поддержали ограничения для неэкологичных машин («РБК»)

0

755486885804557

Столичные власти поддержали идею президентского Совета по правам человека ввести ограничения по передвижению автомобилей давних годов выпуска. Предложение поддерживают экологи, но некоторые эксперты считают меру антисоциальной.

Какие автомобили ограничат в передвижении

Президентский Совет по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) предложил ограничить движение легковых машин «низких экологических классов» по Москве; в столичной мэрии эту идею поддержали. Об этом говорится в сообщении на сайте СПЧ, опубликованном в понедельник, 28 января.Ограничения предложено ввести для автомобилей с двигателями классов

Евро-3, Евро-2, Евро-1 и Евро-0. Как говорится в сообщении СПЧ, доля таких автомобилей в Москве в 2016 году составляла 40%. В целом в России, по данным агентства «Автостат» на 1 января 2018 года, автомобилей с такими двигателями насчитывалось более 58%.

Евро – экологические стандарты предельных концентраций вредных веществ в выхлопных газах, которые были введены Евросоюзом. Самый ранний – Евро-0 – был принят в 1988 году. Последний – Евро-6 – в 2015-м. Они регламентируют предельные концентрации в выхлопах как дизельных, так и бензиновых двигателей. С каждым новым стандартом предельно допустимые концентрации вредных веществ уменьшаются.

Среди предложений СПЧ значатся определение границ зон с ограничением въезда транспортных средств низких экологических классов; установление категорий автотранспортных средств, на которые устанавливаются ограничения; создание баз данных экологических классов зарегистрированных автотранспортных средств; создание системы видеоконтроля въезда в зоны с ограничением въезда автотранспортных средств низких экологических классов и фиксации нарушений.

В ответе столичного мэра Сергея Собянина на предложения правозащитников говорится, что в Москве могут появиться зоны, в которые будет запрещен въезд таких автомобилей. Правительство города «поддерживает инициативу» и «готово оказать содействие» по предложению СПЧ, заявил градоначальник.

Проработку вопроса мэр столицы возложил на своего заместителя, руководителя департамента транспорта Максима Ликсутова.

Как в Москве борются с автомобилистами

Власти Москвы ведут последовательную политику по снижению плотности автомобильного движения в столице. С 2012 года в городе стали вводить платные парковки на городских улицах. К 2019 году зоны платной парковки вышли за пределы МКАД, а тарифы на эту услугу на 237 центральных улицах выросли до 380 руб. в час.

В конце 2017 года вице-мэр и глава столичного дептранса Максим Ликсутов в интервью «Газете.Ru» объяснил, при каких условиях на дорогах могли бы исчезнуть заторы. По его словам, всего в Москве и области зарегистрировано 7,2 млн автомобилей, а количество ежедневно ездящих автомобилей в Москве составляло порядка 3,6 млн, тогда как для комфортного передвижения без пробок оптимальный показатель машин должны быть на 0,5 млн меньше.

О возможности введения ограничений на въезд в крупные города для автомобилей, не соответствующих последним экологическим стандартам, в августе 2017 года говорил Николай Асаул, занимавший тогда должность замминистра транспорта. «Идея состоит в том, чтобы постепенно повышать экологический класс, то есть не вообще запрещать двигатели внутреннего сгорания, а, например, начать с запрета Евро-3», – объяснил он тогда.

Влияние на экологию

Инициативу СПЧ поддерживают в «Гринпис России» (экологическую комиссию в СПЧ возглавляет Сергей Цыпленков, исполнительный директор отделения «Гринпис России»). Эксперт организации Василий Яблоков указал на исследование от 2017 года, согласно которому меры по ограничению транспорта с грязным выхлопом могут привести к снижению концентрации диоксида углерода и диоксида азота в воздухе на 22–27%. Яблоков назвал ограничение неэкологичного транспорта «самой значимой мерой» по очищению воздуха в области транспорта. «Мы направляли этот сценарий в мэрию и участвовали в составлении запросов по теме в СПЧ», – пояснил эксперт.

Поправки в ПДД, позволяющие ограничить в отдельные городские зоны въезд машин с двигателями классов Евро-0, Евро-1 и Евро-2, вступили в силу еще летом 2018 года. Среди прочего был введен новый дорожный знак «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». Яблоков утверждает, что в ответ на запрос «Гринпис» в 77 городских администраций 15 из них пообещали установить подобные знаки после введения соответствующих ГОСТов.

Эколог надеется, что ограничения для автомобилей с грязным выхлопом в Москве станут примером распространения практики в регионах. «Ну и, конечно же, надо не забывать про меры – это развитие общественного транспорта, это развитие велоинфраструктуры, это развитие пешеходной инфраструктуры. Собственно, Москва также в некоторых моментах использует лучшие практики – реконструирует улицы, делает их более удобными. Но то, что, например, касается велоинфраструктуры, Москва могла бы быть более сложной. И у Москвы есть план прекрасный по развитию инфраструктуры, но пока что и этого не делают», – сказал Яблоков.

В «Гринпис» ссылаются на западный опыт. Во многих европейских столицах, чтобы снизить выбросы углекислого газа, практикуются меры вплоть до запрета машин с определенным типом двигателя или года выпуска или запрета передвижения на них на авто в определенное время суток или дни недели. Например, в Лондоне, указывает Яблоков, чем ближе к центру города, тем жестче ограничения и дороже въезд для авто с низким экологическим классом двигателя. Подобные меры значительно снизили выбросы парникового газа в столице Великобритании, отмечает эколог. Людей, которые дышат грязным воздухом, намного больше, нежели тех, кому необходим автомобиль, подчеркнул эксперт «Гринпис».

«Антисоциальная» мера

Ограничения для автомобилей с низким экологическим классом двигателей ударят по более бедным потребителям, в частности пожилым автовладельцам, заявил РБК директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин. Он назвал меру «антисоциальной» и выразил удивление в связи с тем, что за подобный запрет ратует СПЧ.

Дорожная инфраструктура в Москве позволит легко и недорого администрировать подобные ограничения – в столице тысячи камер, а экологичность авто можно проверить по базам зарегистрированных автомобилей, утверждает Блинкин.

«Оборудование на балансе Центра организации дорожного движения (ЦОДД) позволяет администрировать любое экологическое ограничение. Можно, например, по базам разослать предупреждение о запрете ездить по городу автомобилям определенных годов выпуска. Вся проблема не в том, во сколько обойдется администрирование, а в том, как отреагирует самая скромная часть московских автовладельцев. Это очень странная позиция СПЧ – они наносят удары по бедным владельцам автомобилей», – говорит Блинкин.

Он добавил, что мэрия многое сделала в плане развития экологического общественного транспорта в Москве – закупаемый по линии бюджета города транспорт относится к высшим экологическим классам и соответствует международным стандартам. «В этом плане Москва делает максимум. В столице 5 млн автомобилей, около 30% из них относятся к низшим экологическим классам. Все упирается в то, что владельцами транспорта низших экологических классов являются пенсионеры и люди не самые благополучные. С одной стороны, тут вопрос экологии, с другой – прямые интересы человека, которому нужна машина для, например, поездки в магазин. Это абсолютно небезобидный вопрос».

Как ограничения скажутся на авторынке

Чисто теоретически может произойти дальнейшее сокращение рынка подержанных автомобилей и рост рынка новых, сказал РБК директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
За прошлый год объем рынка подержанных авто в Москве в среднем сократился на 3%, в январе–ноябре, по официальным данным, их было куплено 262,3 тыс. В то же время рынок новых автомобилей вырос по отношению к 2017 году на 12,1% – в Москве их было куплено 238,8 тыс. Требования к экологическим стандартам двигателей провоцируют дальнейший рост рынка новых легковых машин, а на рынке подержанных машин вырастет популярность более молодых автомобилей четырех-пятилетней давности, считает эксперт.

Новые требования затронут вторичный рынок авто, полагают автодилеры. В пресс-службе автомобильной группы «Авилон» отметили, что введение в Москве зон, куда нельзя будет въезжать автомобилям низших экоклассов, никак не отразится на ценах на автомобили и условиях трейдинга. «Подержанные автомобили быстро уйдут в регионы. Москва незначительную долю в этом сегменте занимает. Возможно незначительное снижение цен в Москве в пределах 5–7% в краткосрочной перспективе сразу после внедрения [ограничительных мер]», – заявил РБК представитель группы.

«РБК»

Источник: АВТОСТАТ
Подписывайтесь на наши обновления
И получайте самые актуальные новости первыми

также подписывайтесь на наши соцсети

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью