АВТОСТАТ | Прибавить GAC. Как китайская автокомпания победит российские стереотипы («Российская газета»)

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

07.12.18 Прочитали 756 раз

Прибавить GAC. Как китайская автокомпания победит российские стереотипы («Российская газета»)

salon 1000

Китайская государственная компания GAC, недавно объявившая о выходе на российский рынок, в следующем году планирует привезти в нашу страну четыре модели автомобилей. В будущем товарная линейка будет расширяться, а объем продаж должен достичь 50-100 тысяч экземпляров в год. Это может стать рекордом для импортеров из КНР. Корреспондент "РГ" отправился в Поднебесную, чтобы выяснить, чем подкреплены амбициозные планы малоизвестного в России производителя.

Китайский авторынок очень разнороден. Жители мегаполисов предпочитают иномарки, тем более что в стране работают десятки совместных предприятий. Поэтому в Пекине или Шанхае непросто встретить популярные у нас Geely, Chery или Lifan. Другое дело на периферии, где значительно больше автомобилей местных марок, в том числе с абсолютно неизвестными нам "шильдиками".

Увидеть все и сразу можно только на автосалонах - благо их в Поднебесной проводят во многих городах. Стенд GAC попадался мне в апреле на Пекинской автовыставке. Но тогда интерес к этой марке был поверхностным - наряду, скажем, с брендами SAIC или MG, которые казались так же далеки от российского рынка. Но в августе, когда компания открыла в Москве свое представительство, все изменилось. И отправляясь на ноябрьский автосалон в Гуанчжоу, я планировал поближе познакомиться именно с продукцией GAC.

Это было правильное решение. Третий по величине китайский город - вотчина бренда, о чем говорит начальная буква в его названии. Автомобили со стилизованной литерой G на логотипе в Гуанчжоу можно встретить и в пробках на улицах, и на следующих с огромного производства в промзоне автовозах, и на рекламных щитах. В общем, везде. А на автосалоне GAC и его партнеры по СП занимали такой же по площади павильон, какого хватало десятку иных брендов.

Ничего удивительного. GAC Group занимает 202-е место в авторитетном рейтинге самых доходных мировых компаний Fortune Global 500 - а это, между прочим, 16-я позиция в мире среди автопроизводителей. Объемы производства и продаж за 4 года выросли ровно вдвое и в 2017-м достигли фантастических показателей - 2 и 1,9 млн единиц соответственно. Другими словами, при желании компания с "дочками" вполне может обеспечить автомобилями весь российский рынок. Но это - в теории.

За так называемым приветственным ужином с руководителями компании я задал вице-президенту GAC Motor по зарубежным рынкам и главе российского представительства Ван Шуншэну, казалось бы, неудобный вопрос. Как компания может грезить объемами продаж даже в 50 тысяч экземпляров в год, если самая успешная в России китайская марка, Lifan, довольствуется цифрами в 3-4 раза ниже? Взять хотя бы прошлый год. Lifan реализовал около 17 тысяч машин, Chery - 6 тысяч. Да что там говорить: 50 тысяч авто - это уровень Ford и Skoda, а 100 тысяч дает пропуск в топ-5. В группу, где обосновались такие популярные бренды, как Lada, Hyundai, Renault и Kia. Откуда взяты ориентиры для GAC? Новой, напомним, компании с далеко не бюджетными автомобилями.

Ван Шуншэн улыбнулся и дал понять, что со статистикой российского авторынка хорошо знаком, и это лишь укрепляет его уверенность. "Во-первых, это наша долгосрочная задача, - спокойно заметил глава представительства. - Во-вторых, 50-100 тысяч продаж на рынке объемом в 2 млн автомобилей - согласитесь, это совсем немного".

Согласиться можно - речь ведь идет о доле всего в 2,5-5 процентов. Однако на данном этапе все китайские производители, вместе взятые, занимают только 2% рынка. Этот показатель, безусловно, будет расти - вместе с качеством автомобилей из Поднебесной и доверием россиян к брендам из КНР. Но если в GAC полагают, что доля "китайцев" начнет увеличиваться стремительно, то, видимо, именно себе готовят роль катализатора этого процесса. Роль марки, способной перевернуть стереотипы россиян.

Формально шансы на это у GAC есть - результаты работы в Китае налицо. Только сделать предстоит невероятно много. Благо, в компании и сами понимают, что немного запоздали с выходом на российский рынок, а потому действовать теперь надо стремительно. "Уже многие производители из КНР здесь закрепились, корейцы тоже", - говорит Ван Шуншэн. Но начать раньше в GAC вряд ли могли, несмотря на появлявшиеся в прессе заявления, - ведь выпускают машины под собственным брендом всего 10-й год.

Китайские бренды, которые пытаются выйти на европейский или американский рынок (а о подобных амбициях заявляют не только в GAC, но и, например, в Geely, Haval, Chery), кажется, нашли оптимальный алгоритм действий. Они открывают на Западе дизайн-студии или исследовательские центры, везут автомобили на крупный международный автосалон и набирают в штат целые команды "легионеров" - перекупая у известных автоконцернов действующих "звезд" или подбирая оставшихся не у дел заслуженных ветеранов.

GAC тоже основал два офиса для проведения НИОКР (R&D) в США - в Лос-Анджелесе и знаменитой Силиконовой долине - и готовится запустить третий. Кроме того, в 2018 году "засветился" сразу на трех крупных автосалонах за пределами Поднебесной - не только в Москве, но и куда более авторитетных Париже и Детройте. А вот кадровую политику GAC ведет абсолютно иначе, делая ставку на доморощенных специалистов.

- Но другие производители даже хвалятся своим интернационалом! - удивился я в разговоре с топ-менеджерами компании.

- Другие начинали с нуля и вынуждены набирать иностранцев, - широко улыбнулся вице-президент GAC Motor Чжан Сунгуань. - Знаю компанию, которая наняла сразу 200 зарубежных специалистов. Пусть, если есть такие возможности. Но у нас, в отличие от этих брендов, уже на старте собственного производства была долгая история на рынке. Мы выпускаем автомобили с 1985 года, начав это делать с французами и японцами. В результате подготовили уже целое поколение дизайнеров и разработчиков, на которых можем теперь опираться. Хотя с расширением присутствия компании на рынке все больше специалистов сами изъявляют желание перейти к нам - как китайских, так и иностранных. И более того: зарубежные сотрудники утверждают, что в других компаниях сталкивались с неким конфликтом культур. У нас такого нет - потому что мы имеем давний опыт работы с иностранцами.

Этот же опыт позволил GAC при выходе на рынок миновать этап, на котором у других производителей появлялись набившие оскомину "амулеты" и "отаки". "Джи-Эй-Си" первые машины, седаны GA5, собрал в 2010-м - и они сразу удостоились чести обслуживать Азиатские игры, проходившие в Гуанчжоу. А уже через два года на рынок вышли и первые кроссоверы - GS5, второе поколение которых презентовали недавно в Париже.

Проще, чем другим, было начинать и сотрудничество с иностранными поставщиками запчастей и оборудования для их производства. Многие западные концерны к 2010 году уже работали с "дочками" GAC Motor. В итоге список партнеров молодой китайской компании выглядит более чем убедительно: Aisin, Bosch, Continental, Denso, Gestamp, Michelin, Valeo, ZF и многие другие.

Сейчас в линейке GAC 13 моделей - 5 кроссоверов, 5 седанов, 2 минивэна и электрический хэтчбек. Некоторые автомобили получили еще и гибридные версии. В общем - солидный набор, который, впрочем, наверняка будет пополняться. Судить об этом можно хотя бы по интересным концептуальным проектам, которые представили на автошоу в Гуанчжоу.

- В следующем году мы запустим новый завод, который станет выпускать только электрокары. Кроме того, работаем над "умными" и беспилотными автомобилями. У нас большие планы, но все зависит от спроса и развития технологий, которые должны способствовать снижению себестоимости продукции, - подчеркнул Чжан Сунгуань.

В списке моделей, которые GAC планирует вывести на наш рынок, электромобилей, естественно, нет. В компании утверждают, что провели необходимый мониторинг для понимания потребностей российских автолюбителей. А потому зайдут сразу с трех козырных карт: своего главного бестселлера, кроссовера GS4, только что сменившего поколение GS5 и нынешнего флагмана бренда, внедорожника GS8.

GS4 и GS8 россияне имели возможность видеть на Московском автосалоне. Несмотря на кардинальные отличия в дизайне и размерах (на 300 мм в длину, что позволило добавить внедорожнику третий ряд сидений), интерьер автомобилей стилистически схож. Фирменная черта GAC - три небольших блока для управления климат-системой, расположенных под дефлекторами и монитором мультимедийной системы. "Восьмерка" при этом явно богаче. У нее полный привод, 2-литровый турбомотор с отдачей в 201 л.с. и 6-диапазонный "автомат".

"Четверка" - несколько проще, визуально спортивнее, оснащается турбомоторами 1.3 и 1.5 на 137 и 152 л.с. с "механикой" и роботом DCT. Разница отражается в цене. В базовой комплектации флагман чуть ли не вдвое дороже GS4 (в пересчете 1,58 млн и 866 тысяч рублей соответственно), в топовой - на миллион (2,5 и 1,46 млн).

Кроссовер GS5 на ММАС-2018 не показали, потому что премьера новой генерации состоялась чуть позже в Париже. Над машиной всерьез поработали дизайнеры, она стала ярче, динамичнее, но не растеряла корпоративный облик. Современнее и лаконичнее получился интерьер - здесь появилась виртуальная "приборка", оригинально оформленный планшет мультимедийки, панель из кнопок климат-системы. В моторной гамме два полуторалитровых агрегата с наддувом - на 152 и 169 л.с. Доступны "механика" и "автомат", передний и полный привод. Цена новой "пятерки" - от 1,06 до 1,64 млн рублей по актуальному курсу.

Впрочем, мониторинг мониторингом, а одно решение топ-менеджерам GAC подсказала сама жизнь. В Москву на автосалон китайцы привезли сразу 8 автомобилей, чтобы дать более полное представление о компании. Центральное место на экспозиции, как и положено флагману, занимал GS8, но посетителей ММАС-2018 привлек и минивэн на той же платформе - GM8. В шутку или всерьез, но кто-то попросил представителей бренда продать ему такой автомобиль после выставки. Неожиданное предложение сыграло свою роль: теперь минивэн также ожидает сертификации на российском рынке.

Кстати, в Гуанчжоу мне так и не довелось испытать в деле какую-нибудь из моделей GAC, но несколько дней я наслаждался комфортом GM8 в качестве пассажира. Без всякой натяжки - автомобиль понравился. Особенно в топовой комплектации, где и без того удобные кресла второго ряда оборудованы функцией массажа и вентиляции. Приятно, к слову, и на заднем диванчике, куда исправно подается теплый или холодный воздух от климат-системы. В целом салон выглядит богато, а экстерьер - стильно. Если в дизайне кто-то и обнаружит азиатские черты, то их точно не больше, чем, скажем, у Toyota Alphard. Собственно, с этой моделью GM8 у нас и будет конкурировать. А на фоне "японца" цена китайского минивэна (1,7-2,6 млн рублей в пересчете с юаней) кажется едва ли не заниженной.

Солидная стоимость автомобилей GAC у меня лично вопросов особо не вызывает. Но это потому, что довелось услышать слова топ-менеджеров компании, мол, "Джи-Эй-Си" начала делать машины, сразу взяв высокий стандарт производства, установленный партнерами из Toyota и Honda.

Еще потому, что удалось посмотреть, где и как производят и испытывают эти автомобили. Завод компании в Гуанчжоу поразил не столько размерами (объемы выпуска подразумевают большие масштабы), сколько уровнем автоматизации. Взять, скажем, цех сварки на 300 тысяч единиц продукции, в котором 44 немецких робота беспрекословно выполняют пять процедур. Людей здесь крайне мало - разве что на участке калибровки техники.

В огромном R&D-центре тоже все весьма солидно. Посетив, например, акустическую лабораторию, понимаешь, почему в том же минивэне GM8 можно спокойно переговариваться с сидящими на другом ряду коллегами. Показательно, что в одном из ангаров через приоткрытую дверь рядом с GAC довелось заметить кроссоверы Lynk & Co и Tesla - по всей видимости, инженеры проводят и сравнительные испытания с лидерами в своих сегментах.

Стоимость машин показалась адекватнее и после визита в один из дилерских центров. По своему убранству и технологичности он ничем не уступал рядом расположенному салону Lexus. Кстати, здесь уже побывали несколько потенциальных партнеров GAC в РФ - компания пригласила дилеров и на автовыставку, и на завод, и на точку продаж. Возможно, им тоже станет проще воспринимать китайские автомобили по цене от миллиона и выше. Но как быть простым автолюбителям, которые подвержены банальным стереотипам?

- Для нас самые большие конкуренты - японские автомобили. Не только в России, но и на любом другом рынке мы ориентируемся на "японцев", потому что они всегда хорошо продаются, - пояснил вице-президент GAC Motor Чжан Сунгуань. - Ни по внешнему виду, ни по качеству сборки мы не уступаем. Увы, проигрываем только в раскрученности бренда. Зато по цене выгодно выигрываем. В общем, посмотрим, как российский рынок отреагирует на наши автомобили, и в соответствии с этим будем корректировать стратегию.

Уже в ближайшее время GAC намерен начать у нас рекламную кампанию своих лучших моделей, а их продажи стартуют в августе или сентябре 2019 года. Если, конечно, стратегия не будет скорректирована до этой даты.

«Российская газета»

, источник: www.autostat.ru

 
Загрузка...