Поделись машиною своей. Зачем нужен «народный каршеринг»? («Российская газета») | АВТОСТАТ

Поделись машиною своей. Зачем нужен «народный каршеринг»? («Российская газета»)

2888 0

Москва собирается запустить платформу для "народного каршеринга", на которой автовладельцы смогут сдавать в краткосрочную аренду свою машину. Об этом заявил мэр города Сергей Собянин. Делиться своей машиной на время, пока она тебе не нужна, - новый всемирный тренд. По прогнозам экспертов, к 2020 году в сводном "парке" народного каршеринга во всем мире будет более 200 тысяч машин. "РГ" разбиралась в новом для нас явлении.

Что такое народный каршеринг

У многих автовладельцев машины в основном стоят. В Москве, например, зарегистрировано около 4,5 миллиона авто, при этом даже в часы пик по дорогам едет 3,6 миллиона машин. Остальные где-то отстаиваются. И даже у тех, кто каждый день едет на работу и обратно на машине, днем она стоит без дела. А сколько тех, кто садится за руль вообще только по выходным, чтобы добраться до дачи? При этом за содержание машины - страховку, зимнюю резину, ТО - платить приходится по полной программе.

На Западе уже давно задумывались над тем, как сделать из такого прожорливого пассива актив, и там набирают популярность сервисы peer-to-peer, то есть "человек - человеку". Тот, кому прямо сейчас не нужна машина, может отдать ее тому, кому она нужна, и получить за это деньги.

Как это работает

Встретиться этим людям как раз и помогают интернет-сервисы peer-to-peer. В приложении или на сайте хозяева машин оставляют свои данные, их находят клиенты. Сервисы позволяют применять фильтры - по марке и модели машины, по адресу получения авто, по географии поездок. Выбирать есть из чего. Например, у британского Drivy в базе порядка 30 тысяч машин. В Штатах работает крупный сервис TURО - он есть в 4,5 тысячи городах. Запустили такой сервис и в России. В базе сейчас около 7 тысяч машин и 20 тысяч потенциальных клиентов. На сайте в виртуальном виде заключается договор аренды, при желании можно добавить страховку КАСКО на несколько дней.

За состояние машины целиком отвечает владелец. "Ему же придется гнать и эвакуатор за авто, если с ним что-то случится, и чинить", - рассказывает Александр Ладыгин, генеральный директор Rent A Ride, отечественного "народного каршеринга".

После заключения виртуального договора арендатору и владельцу придется встретиться для передачи ключей и документов и потом еще раз - по завершении аренды. Это неудобно, и сейчас в компании собираются экспериментировать с установкой оборудования для дистанционного управления машинами. Как в обычном каршеринге.

Кто отдаст свою "ласточку"

Первый вопрос, который обычно задает автовладелец, услышав об идее "народного каршеринга": да кто же по доброй воле отдаст свою машину не пойми кому?!

На самом деле таких людей много. Например, пожилые хозяева, которым тяжело содержать свою машину, - так они зарабатывают на ту же страховку или себе на бензин. Кто-то покупает вторую и даже третью машину специально для сдачи в аренду и делает из этого небольшой бизнес.

По опросам Rent A Ride, готовы отдавать машины в аренду около одного процента автовладельцев. Это 45 тысяч автомобилей, если говорить, например, о Москве с ее 4,5 миллиона зарегистрированных авто.

Чем лучше обычного каршеринга

Резонен и вопрос: а зачем нужен такой "сам себе каршеринг", если в Москве уже полно коммерческих автомобилей, за ключами от которых не надо ездить по всему городу. Первый ответ - дешевле. Для арендатора такая машина будет стоить меньше, чем в суточной аренде каршеринга. Второй фактор - выбор. Все-таки в коммерческом каршеринге марок машин не так много. В основном фирмы предпочитают стандартные "Фольксваген Поло" или "Хендай Солярис". Есть и премиальные марки, но их не все компании и не всем водителям дают, ограничивая аренду по стажу вождения, возрасту или истории пользования машинами.

Здесь же можно взять любое авто - хочешь лимузин, хочешь автобус, а хочешь скромный седан. Шире и возможности использования таких машин. "Большие внедорожники часто берут на охоту, рыбалку", - рассказывает Александр Ладыгин. - Самому покупать такую машину ради нескольких дней дорого. Автобусы, минивэны разбирают для поездок по Золотому кольцу большой компанией. Небольшие машины арендуют на день-два поделать свои дела".

Когда появится московский вариант

Как рассказал заммэра по транспорту Максим Ликсутов, в Москве хотят сделать собственную платформу для "народного каршеринга" - городу автовладельцы будут доверять больше, поскольку дело касается имущества и денег.

"Мы разработаем программное обеспечение, думаю, оно появится в следующем году, - заявил заммэра. - Оно будет позволять владельцу отдавать свою машину на какой-то период. В программе можно будет вводить несколько ограничений. Например, если вы хотите, чтобы машина была свободна к шести часам вечера. А радиус, где можно вернуть авто, - 1000 метров".

Столичные власти надеются, что запуск городской платформы даст толчок развитию сегмента рынка, хотя особых надежд на него не возлагают. "Это просто очень маленький сегмент в наземном транспорте", - резюмировал Ликсутов.

Впрочем, обычный каршеринг три года назад тоже начинался со 100 автомобилей. А в этом году парк превысил 11,5 тысячи машин.

Светлана Батова, «Российская газета» 

Фото: depositphotos.com

, источник: АВТОСТАТ

Подписывайтесь на наши обновления
И получайте самые актуальные новости первыми

также подписывайтесь на наши соцсети

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью