АВТОСТАТ | Автодилеры тонут в долгах («Коммерсант»)

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

13.03.18 Прочитали 1675 раз

Автодилеры тонут в долгах («Коммерсант»)

За одним из крупнейших автодилеров страны «Независимостью» начал сокращать бизнес другой лидер рынка – Genser. Уже три банка планируют подавать иск о банкротстве компании, которая расторгает договоры с концернами. По словам собеседников “Ъ”, до кризиса Genser довела череда управленческих ошибок – от формирования портфеля на базе низкодоходных брендов до «неоправданных» инвестиций в строительство дилерских центров. В отрасли уверены, что перечень закредитованных участников рынка не исчерпан.

Один из крупнейших автодилеров страны Genser начал расторгать контракты с концернами: уже прекращено сотрудничество с Audi и Datsun, с Ford работа закончится в течение месяца и, по данным источника “Ъ”, скорее всего, закроется один из двух центров Infinity. В ноябре дилер разошелся с Renault. В Volvo следят за ситуацией, замечая, что это самый слабый по объему продаж дилер Москвы. В Genser отказались от комментариев.

На начало года Genser принадлежало 45 дилерских центров в РФ. Контрольный пакет акций у главы совета директоров компании Владимира Пронина и наследников его основателя Игоря Пономарева, говорили собеседники «Ведомостей».

Долг дилера составляет порядка 12 млрд руб., объясняет источник “Ъ” на рынке. Но его прошлогодняя реструктуризация не помогла: на ведение операционной деятельности нужны еще средства, кроме того, по данным источника “Ъ”, условием реструктуризации была выплата процентов по кредитам. Вчера в ВТБ “Ъ” рассказали о планах подать заявление о банкротстве дилера – с конца 2017 года он не обслуживает задолженность перед банком. C начала месяца аналогичные заявления сделали «Российский капитал» и МКБ. Другие кредиторы ситуацию не комментировали.

По словам собеседников “Ъ”, к критической ситуации компанию прежде всего привела «череда конкретных управленческих ошибок», а «макроэкономика просто добила». Главными брендами компании были General Motors и Nissan, говорит собеседник “Ъ”. Первый ушел с рынка РФ еще в 2015 году, второй бренд стал «низкодоходным». Доходность Nissan упала два-три года назад и остается низкой, соглашается другой источник “Ъ”: смена модельного ряда будет только в 2019 году, и лишь тогда появится «надежда на то, что бренд будет чувствовать себя лучше». Оба собеседника “Ъ” называют ошибкой вложение более 1 млрд руб. в крупнейший в Восточной Европе дилерский центр Audi (в 2017 году на фоне роста рынка продажи бренда упали на 18%, до 16,8 тыс. машин). Один из источников “Ъ” называет Audi «глубоко убыточным брендом» и отмечает, что у дилера даже не было сервисной базы, чтобы хоть как-то зарабатывать. Об окупаемости дилерского центра речи идти не могло, уверяет собеседник “Ъ”. Помимо центра Audi, по словам собеседника “Ъ”, Genser вложил «безумные деньги в центры Volvo и Infiniti, которые тоже сейчас недоходные», к этим расходам присоединилась и дорогостоящая аренда многих дилерских центров. «На это наложилось падение рынка, снижение эффективности компании, что привело к тому, что она не может обслуживать долг»,– полагает он. По его данным, 12 марта Сбербанк, ключевой кредитор Genser, принял решение не рефинансировать долг. В банке от комментариев отказались.

Genser – не первый дилер из лидеров рынка, чей бизнес стал рушиться в 2017 году, уже после выхода авторынка из острого кризиса. В ноябре «Независимость», ранее один из крупнейших дилеров, остановил продажи автомобилей и закрыл все дилерские центры. Банки-кредиторы подавали иски о банкротстве структур «Независимости», по словам собеседника “Ъ”, в этом случае у дилера не было «бешеной закредитованности, связанной с развитием». Собеседники “Ъ” в отрасли уверены, что это не последний прецедент закрытия крупного дилерского холдинга: особо закредитованные игроки будут сыпаться и дальше.

«Коммерсант»

, источник: www.autostat.ru