АВТОСТАТ | Банкиры разгоняют авторынок («Коммерсант»)

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

10.08.17Прочитали 473 раз

Банкиры разгоняют авторынок («Коммерсант»)

Во втором квартале автокредитование в России выросло более чем на четверть в штуках и почти на 40% в денежном выражении, поставив двухлетний рекорд. Доля реализованных с его помощью машин достигла 47% от общих продаж авторынка. Отраслевые эксперты признают, что расширение кредитования стало ключевым фактором его восстановления и фактически единственным способом приобретения автомобиля для значительной части населения.

Количество автокредитов, выданных в апреле–июне, увеличилось на 25,5%, до 169,1 тыс. штук, сообщают Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) и «Автостат», отмечая, что это рекордный показатель с 2015 года. В денежном эквиваленте объем автокредитов вырос на 39%, до 115,3 млрд руб. Доля кредитных машин в общем объеме рынка увеличилась на 2,1 процентного пункта, до 46,5%.

Глава НБКИ Александр Викулин говорит, что сегмент автокредитования близок к восстановлению после «нескольких сложных лет». По его словам, стабилизировалась и ситуация с качеством кредитов – ситуация с просрочкой существенно лучше, чем, например, в сегменте необеспеченного кредитования. В то же время еще в феврале тот же господин Викулин говорил об ухудшении качества автокредитов при доле просроченной задолженности свыше 30 дней более 9%, а сейчас ситуация аналогичная (по состоянию на июнь 9,8%).

Рост доли кредитных машин в структуре рынка во многом обусловлен госпрограммой льготного автокредитования (ставка по кредиту уменьшается на 6,7%, можно купить машину, выпущенную в России, стоимостью до 1,45 млн руб. и массой до 3,5 тонны), говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В Институте комплексных стратегических исследований называют расширение кредитования основным фактором восстановления продаж машин в России.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе–июле продажи легковых и легких коммерческих автомобилей выросли на 8,5%, до 848,2 тыс. машин, за июль рынок увеличился на 19%, до 129,7 тыс. машин. В Минпромторге в среду не смогли уточнить, сколько автомобилей продано в рамках госпрограммы. В 2016 году на нее пришлось 23,1% продаж из общих 1,4 млн машин. В 2017 году на поддержку автокредитования выделено 10 млрд руб., из которых 7 млрд руб. пошли на обеспечение уже выданных кредитов, 3 млрд руб.– на новые.

В Ford Sollers уточнили, что у нее во втором квартале доля продаж по автокредитованию составила 37%, из них 85% по госпрограмме. У Toyota доля кредитных машин за январь–июнь составила 23% (12,7 тыс. машин), у Lexus – почти 40%. В PSA говорят, что за первое полугодие продали в кредит 32% автомобилей. В Hyundai оценивают долю кредитных продаж во втором квартале в 55%, причем 91% всех кредитов выдан с господдержкой. Там также подтверждают рост продаж в кредит, в частности, по госпрограмме во втором квартале к первому он составил 63%.

В Hyundai ситуацию объясняют снижением ставок и ростом максимальной стоимости машины в рамках госпрограммы – в результате стало доступно большее количество моделей. При этом в компании отмечают смещение спроса в сторону продуктов с гарантией остаточной стоимости, которая позволяет существенно снизить ежемесячные платежи. Кроме того, концерн рассчитывает на дальнейший рост доли автокредитов за счет новых госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В Mitsubishi (доля кредитных продаж во втором квартале – 36,4%) подтверждают популярность программы с остаточным платежом – по ней в первом полугодии была выдана треть кредитов.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что ставки кредитования снижаются вслед за официальной инфляцией. В мае средняя ставка по автокредиту на срок больше года составляла 12,7%, это одно из наиболее низких значений за последние несколько лет. Продажи подтолкнул и отложенный спрос, сформировавшийся за долгое время падения авторынка, добавляет эксперт, но сейчас кредит, по сути, единственный способ для значительной доли российского населения купить автомобиль.

«Коммерсант»