АВТОСТАТ | Закупки для «Кортежа» покроют тонировкой («Коммерсант»)

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

27.02.17Прочитали 1179 раз

Закупки для «Кортежа» покроют тонировкой («Коммерсант»)

Как стало известно "Ъ", Минпромторг попросил правительство включить НАМИ, разрабатывающий проект автомобилей для первых лиц государства "Кортеж", в список ФГУПов, которым разрешено заключать госконтракты вне процедур закона о контрактной системе. Сейчас ФГУПы обязали проводить открытые конкурсы, но Минпромторг считает, что это может сорвать сроки проекта, затрудняет сотрудничество с зарубежными поставщиками и создает риск утечки секретной информации.

Минпромторг в середине февраля попросил правительство включить Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) в список ФГУПов, выведенных из-под действия федерального закона о контрактной системе в сфере закупок (ФЗ-44). В документах (есть у "Ъ") указано, что с 2013 года НАМИ – головной исполнитель разработки автомобилей на базе единой платформы для первых лиц государства (проект "Кортеж", срок завершения – 2018 год). Подчеркивается, что проект имеет "высшее" федеральное значение, нужна концентрация ведущих международных компаний "на решении кросс-функциональной задачи на прогрессивном техническом уровне".

В январе правительство опубликовало согласованный с администрацией президента список 64 ФГУПов (всего их более 1 тыс.), имеющих право заключать госконтракты не по ФЗ-44. В него вошли государственные СМИ, ФГУПы "Росатома", ФСБ, Минобороны, управления делами президента. До этого ФГУПы выбирали поставщиков по федеральному закону о закупках госкомпаний, что позволяло ведомствам непрозрачно осваивать средства с помощью подведомственных структур. Правительство хотело заблокировать это и стимулировать ФГУПы к акционированию (планируется завершить к 2018 году). Но в конце 2016 года Госдума приняла поправки к ФЗ-44, позволяющие правительству по согласованию с администрацией президента выводить из-под закона ФГУПы, имеющие "существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства".

ФЗ-44 запрещает контрактацию нескольких поставщиков на одну работу, пишет Минпромторг, и "проект "Кортеж" становится нереализуемым в полной мере с должной степенью новизны и качества". Заключение соглашений по этому закону "многократно увеличит сроки контрактации и повлечет сдвиг сроков реализации проекта". Проведение конкурсных процедур создает конфликт с принятыми обязательствами и приведет к приостановке работы с поставщиками, утверждается в документе. Минпромторг также беспокоит, что при открытых закупках информация передается неограниченному кругу лиц, что нарушает "исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности". Все результаты работ по "Кортежу" конфиденциальны, часть из них – секретны, говорится в документах. Министерство беспокоит и невозможность заключать договоры с иностранными контрагентами, которые в определенных случаях бывают единственными исполнителями ("конкретные области российского автопрома нуждаются в восстановлении с помощью зарубежного опыта").

В НАМИ и Минпромторге комментариев не дали. В правительстве это не комментируют, так как, по словам источника "Ъ", прошло слишком мало времени для принятий решений.

Старший юрист корпоративной практики юридической компании Sameta Сергей Казаков говорит, что ФЗ-44 не запрещает использовать иностранный опыт и не содержит глобального запрета на привлечение иностранных исполнителей, но ставит достаточно жесткие правила, к исполнению которых министерство не готово или не стало готовиться. Господин Казаков отмечает, что одним из плюсов и одновременно минусов ФЗ-44 является тотальная открытость, но при правильной организации закупок риски разглашения конфиденциальной информации исключить можно. По закону заказчик обязан обеспечить сохранность, неприкосновенность и конфиденциальность заявок, поданных на открытом конкурсе. "Никто не заставляет ФГУП "сливать" в ЕИС (Единая информационная система.– "Ъ") госсекреты,– утверждает юрист,– порядок публикации таких сведений определен в том числе пакетом законов по работе с персональными данными, конфиденциальной информацией, о гостайне и порядке ее охраны". "Незнание этих процедур и порядка их организации порождает, скорее, вопрос о компетентности заказчика, нежели о несовершенстве закона",– считает Сергей Казаков.

«Коммерсант»