АВТОСТАТ | Автоконцерны попросились на буксир («Коммерсант»)

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

01.02.17Прочитали 678 раз

Автоконцерны попросились на буксир («Коммерсант»)

Не дождавшись, пока Минпромторг самостоятельно доделает стратегию развития автопрома, АвтоВАЗ и Renault проинформировали правительство о своих предпочтениях. Автоконцерны не против тех идей, что уже выдвигались чиновниками, они поддержат и развитие экспорта, и новых технологий. Но компании требуют масштабной госпомощи – от сохранения господдержки экспорта до субсидий на зарплату разработчиков новых технологий. Вице-премьер Аркадий Дворкович попросил ведомства учесть позицию отрасли.

В середине января АвтоВАЗ и Renault представили вице-премьеру Аркадию Дворковичу свое "совместное видение ключевых элементов" стратегии развития автопрома. В прошлую пятницу чиновник попросил Минпромторг, Минэкономики и аналитический центр при правительстве учесть эти предложения (копии документов есть у "Ъ"). В целом идеи автоконцернов близки ранее высказанным Минпромторгом – это развитие экспорта, технологий и локализации. Основными препятствиями к росту локализации АвтоВАЗ и Renault называют недостаток компаний с нужными технологиями, необходимость существенных вложений, а также "минимальные объемы для локализации" (создание производства в РФ требует объема заказов).

Владимир Путин поручал подготовить новую стратегию развития автопрома к марту 2016 года, осенью Минпромторг подготовил проект, но в октябре господин Дворкович отправил его на доработку. В понедельник представитель вице-премьера сообщила, что стратегия должна быть представлена в правительство в начале февраля, и добавила, что Минпромторг не просил отсрочки. Источники "Ъ" утверждают, что документ еще не готов.

АвтоВАЗ и Renault предлагают предоставить поставщикам компонентов господдержку под экспорт (поставки автоконцернам и для сервиса) и субсидии на НИОКР новых технологий. Концерны считают, что стоит сосредоточиться на локализации силовых агрегатов – двухпедальных трансмиссий и двигателей нового поколения. Также предложено создать государственно-частное агентство для контроля модернизации поставщиков. Для развития технологий государство должно помогать компаниям почти на всех этапах – субсидировать тестирование и сертификацию продуктов, адаптацию версий для экспорта, компенсировать расходы на зарплату инженеров и технологические процессы.

При этом партнеры требуют считать уровень локализации по юрлицам или по брендам, "а не для сегментов или моделей". Как поясняет источник "Ъ" на рынке, в одной из версий "третьей промсборки" (планируемые новые соглашения) Минэкономики предлагало считать локализацию по сегментам в рамках одного бренда (отдельно для внедорожников, LCV и т. д.), но "альянсы будут любой ценой отстаивать" подсчет локализации в среднем (по юрлицам), иначе показатель будет падать.

В Минпромторге комментировать идеи АвтоВАЗа и Renault не стали, но отметили, что общественное обсуждение стратегии состоялось в декабре 2016 года, в "подготовке материалов" эти концерны, как и другие, активно участвовали и их предложения "были учтены". В министерстве уточнили, что в обновленной стратегии первым направлением станет развитие экспорта в рамках проектного подхода с поддержкой производителей "на всех этапах выхода на целевые рынки", вторым - выпуск автокомпонентов и третьим - внедрение инноваций. В других автоконцернах, например Nissan и КамАЗе, принципиально согласны с мнением коллег.

Консультант SBS Consulting Дмитрий Бабанский считает, что идеи требуют доработки. Например, предложения по поддержке экспорта должны быть проработаны – ее уровень в России на порядок ниже, чем за рубежом. В части субсидирования разработок и инвестирования в новые продукты и в кадры целесообразно идти путем предоставления льгот по налогу на прибыль, считает он. Требования по НИОКР надо включать в соглашения с производителями – по аналогии с тем, как это сделано в станкостроении: в соглашении с DMG Mori есть требования по созданию центра R&D, добавил эксперт.

«Коммерсант»