АВТОСТАТ | Авторынок нажмет на газ («Ведомости»)

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

20.10.16Прочитали 629 раз

Авторынок нажмет на газ («Ведомости»)

Нынешний год может стать последним в четырехлетнем цикле падения производства и продаж легковых автомобилей в России, считает PricewaterhouseCoopers (PwC). Эти показатели сократятся на 10 и 14% до 1,1 млн и 1,27 млн машин соответственно. Средний уровень загрузки предприятий снизится на 4 п. п. до 35% при суммарной мощности всех автозаводов 3,1 млн легковых автомобилей в год.

Со следующего года начнется рост, который продлится как минимум до 2020 г. (см. график), прогнозирует PwC. Это, как считают эксперты компании, произойдет из-за ожидаемого увеличения цены нефти – с $48/барр. в этом году до $56 в 2017 г. – и низкого уровня автомобилизации в стране. По прогнозу компании, в 2017 г. производство и продажи легковых автомобилей в России вырастут на 15 и 17%, а к 2021 г. – на 30 и 35% соответственно.

mobile_high-110.png

Оценка рынка на 2016–2017 гг. совпадает с прогнозом, который компания давала в начале текущего года. А вот долгосрочный прогноз компания ухудшила: ранее она предполагала, что в 2020 г. будет продано 2,2–2,3 млн легковых автомобилей.

Главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров допускает рост российского автомобильного рынка на 5–15%. В 2017 г. цены на нефть и курс рубля могут стабилизироваться, а доходы населения – продемонстрировать небольшой рост, поясняет он. В плюс сыграет и слабая база текущего года, ведь за годы падения рынок сильно сжался, продолжает эксперт. Кроме того, продолжается снижение банковских ставок, отмечает Тихомиров. Сейчас это происходит в отношении кредитов с высокой степенью защиты, как ипотека, но в дальнейшем это распространится и на автокредиты, прогнозирует он.

Руководитель группы по оказанию услуг компаниям автомобильной промышленности Deloitte & Touche CIS Татьяна Кофанова настроена не так оптимистично: «В отсутствие реальных перспектив по увеличению покупательной способности рост продаж легковых автомобилей в 2017 г. маловероятен».

Осторожны и автопроизводители. «АвтоВАЗ» и Kia, по словам их представителей, ожидают в 2017 г. стабилизации рынка. Многое будет зависеть от господдержки, замечают они. В 2016 г. на госпрограммы стимулирования спроса на автомобили выделено более 50 млрд руб. В 2017 г. эта сумма, по оценке Минпромторга и Минэкономразвития, может увеличиться до 60 млрд руб., но конкретные меры еще не утверждены. «Рынок сегодня лишен стабильности и чрезвычайно чувствителен к изменению операционной среды. В случае сохранения масштабов господдержки рынок стабилизируется или немного вырастет», – говорит представитель PSA Group. Допускает рост и представитель Ford Sollers, но динамику не уточняет.

Многие производители пытаются балансировать нехватку спроса и обеспечить загрузку заводов за счет экспорта, но он растет меньшими темпами, чем планировалось, отмечает Кофанова. «Существенное негативное влияние на развитие экспорта оказывают логистические затраты и высокие ввозные пошлины в странах экспорта», – поясняет она. Государство пытается снизить эти барьеры, в том числе за счет компенсации части транспортных расходов, затрат на адаптацию и сертификацию продукции автопрома. В 2016 г. на эту программу выделено 3,3 млрд руб., в 2017 г. список поддерживаемых направлений увеличится, как и общая сумма финансирования, говорил гендиректор РЭЦа Петр Фрадков. По его оценке, в 2017 г. экспорт автомобилей сможет почти удвоиться до 110 000 машин. «АвтоВАЗ» хочет увеличить экспорт на 50%, «Камаз» – на 10–15%, УАЗ – удвоить.

«Ведомости»