Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 8 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Инфографика

Автомобильный рынок Украины по маркам и моделям

Аналитика

Европейский авторынок в январе вырос на 10,1%

Продажи легковых автомобилей в Европе за месяц составили 1 млн 203 тыс. 958 машин. 

16 февраляподробнее

Автопрому не хватило деталей («Коммерсант»)

Как выяснил "Ъ", стратегия развития автопрома РФ до 2025 года, сроки создания которой переносились с марта, наконец была представлена Минпромторгом в правительство. Но документ тут же был возвращен вице-премьером Аркадием Дворковичем на доработку с требованием дополнительного анализа и детализации. Для отрасли это не стало сюрпризом: участники рынка знают, что документ сырой, в нем отсутствует конкретный план действий даже на ближайшее время. В Минпромторге считают, что этот вариант отражал лишь ключевые направления развития, и намерены вскоре дать правительству требуемую аналитику.

К концу сентября Минпромторг сформировал по поручению правительства стратегию развития автопрома РФ до 2025 года. Но уже 7 октября профильный вице-премьер Аркадий Дворкович отправил стратегию обратно и дал жесткое поручение доработать документ ("Ъ" ознакомился с перепиской). По его мнению, не хватает комплексного анализа состояния отрасли, мер ее защиты и поддержки, возможностей роста локализации производства, прогноза развития рынка и загрузки мощностей. Господин Дворкович обратил внимание и на несоответствие стратегии ФЗ о стратегическом планировании. Представитель господина Дворковича сроки выполнения поручения не пояснила, подтвердив, что работа над стратегией продолжается и она отправлена на доработку. В Минэкономики, которому поручено составить другой ключевой документ – концепцию "третьей промсборки" (новых льготных режимов для иностранных инвесторов в автопром),– говорят, что ответственным за стратегию является Минпромторг, и отмечают, что получили проект, но направили письмо с позицией о необходимости его существенной доработки.

На фоне постоянного сокращения продаж и близкого завершения льготного режима промсборки, на чем основывалась предыдущая программа развития автопрома до 2020 года, принятая в 2010 году, нынешняя стратегия – долгожданный документ для отрасли. Владимир Путин давал поручение о подготовке новой стратегии еще к марту, но сроки сдвигались. Сейчас при созданных в РФ мощностях более чем на 3,5 млн машин в год средняя загрузка в 2015 году составила 40%, следует из стратегии.

Выпуск легковых машин по отношению к пику 2012 года составил 53,6% (1,5 млн штук), легких коммерческих автомобилей – 54,5% (97 тыс. штук), грузовиков – 39,4% (50 тыс. штук), автобусов – 44,8% (12 тыс. штук).

В проекте действительно нет принципиально новых векторов развития или детальных планов, как реализовывать уже предлагавшиеся – рост экспорта, углубление локализации и развитие базы автокомпонентов и инжиниринга. Реализовать стратегию предполагается в три этапа. На 2016-2018 годы стоит задача "сохранить потенциал отрасли", предусмотрено использование "всех инструментов и мер госрегулирования" для конкурентоспособного уровня загрузки.

Требуется определить параметры инвестрежимов (в частности, специнвестконтрактов) по окончании действующих режимов промсборки, заложить основу для "технологической независимости" и сформировать условия для "экспортного прорыва". В 2018-2020 годах Минпромторг предложил стимулировать выпуск автокомпонентов и выбор технологических направлений в НИОКР, планируется резкий рост экспорта. До 2025 года, по мнению Минпромторга, в России сформируется "новая конкурентная среда", доля экспорта составит 30-50%, настанет время определяться с "направлениями опережающего развития технологий". Конкретного плана мероприятий по каждому этапу или примерных оценок по финансированию в документе нет.

Источник "Ъ" в отрасли утверждает, что этот сырой проект пришлось отправлять в правительство, поскольку не удалось перенести в очередной раз сроки поручения. Другой собеседник "Ъ" категорично замечает, что проект "сложно назвать стратегией", и соглашается, что это "формальная отписка", чтобы уложиться в сроки. Он вспоминает прежнюю стратегию до 2020 года – с четким перечнем мероприятий, объемами и источниками финансирования, анализом и рисками. Еще один источник "Ъ" согласен, что по структуре и детализации предыдущая стратегия была лучше, но она представляла собой "слишком жесткую конструкцию", не учитывающую изменения рыночной конъюнктуры (из-за этого при спаде спроса сложился избыток мощностей). Он добавил, что запрашиваемая аналитика есть, но требуется время на разработку "дорожной карты" – еще порядка трех месяцев.

В Минпромторге вчера рассказали, что "процесс принятия такого комплексного документа, как стратегия автопрома,– это всегда итерационный процесс, проходящий в несколько этапов", этот вариант отражал ключевые направления развития и целевые показатели отрасли до 2025 года. С точки зрения ведомства, первый приоритет при разработке стратегии – это "согласовать целеполагание и долгосрочное видение того, какую автоиндустрию мы хотим иметь в России". Необходимая правительству аналитика наработана и "может быть представлена в правительство в ближайшее время", сказали в ведомстве. Минпромторг продолжил работу над расширенной версией с конкретными мероприятиями.

«Коммерсант»

13.10.16 «Коммерсант»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • вчера, 09:39 Мечта на восстановление («Эксперт»)

    Чтобы спасти автопром от затяжного падения, государство готовит новую стратегию развития отрасли.

    подробнее
  • 17 февраля 2017 Обмен подержанных льгот на новые («Коммерсант»)

    Минпромторг предложил не разрабатывать новый режим льготной промсборки для автопрома, а предоставить инвесторам специальные инвестконтракты (СПИКи), фиксирующие налоговые и регуляторные льготы на срок до десяти лет. Но в отрасли считают, что СПИКи менее выгодны, чем действующие режимы промсборки с таможенными льготами. Эксперты замечают, что без деталей сравнивать эти льготные режимы сложно, но государство в любом случае предложит инвесторам какие-то преференции.

    подробнее
  • 10 февраля 2017 Российское за границу не продать («Газета.Ru»)

    Ведущие автопроизводители поставили под сомнение смысл экспорта собранных в России машин. Они утверждают: компаниям не хватает долгосрочных договоренностей между странами. В Volkswagen Group вовсе признались, что даже при существующей господдержке цена «российских» автомобилей за рубежом остается неконкурентоспособной, а заградительные барьеры непреодолимыми. Однако чиновники уверены, что только так можно загрузить простаивающие производственные мощности.

    подробнее