АВТОСТАТ | Автопрому не хватило деталей («Коммерсант»)

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

13.10.16Прочитали 261 раз

Автопрому не хватило деталей («Коммерсант»)

Как выяснил "Ъ", стратегия развития автопрома РФ до 2025 года, сроки создания которой переносились с марта, наконец была представлена Минпромторгом в правительство. Но документ тут же был возвращен вице-премьером Аркадием Дворковичем на доработку с требованием дополнительного анализа и детализации. Для отрасли это не стало сюрпризом: участники рынка знают, что документ сырой, в нем отсутствует конкретный план действий даже на ближайшее время. В Минпромторге считают, что этот вариант отражал лишь ключевые направления развития, и намерены вскоре дать правительству требуемую аналитику.

К концу сентября Минпромторг сформировал по поручению правительства стратегию развития автопрома РФ до 2025 года. Но уже 7 октября профильный вице-премьер Аркадий Дворкович отправил стратегию обратно и дал жесткое поручение доработать документ ("Ъ" ознакомился с перепиской). По его мнению, не хватает комплексного анализа состояния отрасли, мер ее защиты и поддержки, возможностей роста локализации производства, прогноза развития рынка и загрузки мощностей. Господин Дворкович обратил внимание и на несоответствие стратегии ФЗ о стратегическом планировании. Представитель господина Дворковича сроки выполнения поручения не пояснила, подтвердив, что работа над стратегией продолжается и она отправлена на доработку. В Минэкономики, которому поручено составить другой ключевой документ – концепцию "третьей промсборки" (новых льготных режимов для иностранных инвесторов в автопром),– говорят, что ответственным за стратегию является Минпромторг, и отмечают, что получили проект, но направили письмо с позицией о необходимости его существенной доработки.

На фоне постоянного сокращения продаж и близкого завершения льготного режима промсборки, на чем основывалась предыдущая программа развития автопрома до 2020 года, принятая в 2010 году, нынешняя стратегия – долгожданный документ для отрасли. Владимир Путин давал поручение о подготовке новой стратегии еще к марту, но сроки сдвигались. Сейчас при созданных в РФ мощностях более чем на 3,5 млн машин в год средняя загрузка в 2015 году составила 40%, следует из стратегии.

Выпуск легковых машин по отношению к пику 2012 года составил 53,6% (1,5 млн штук), легких коммерческих автомобилей – 54,5% (97 тыс. штук), грузовиков – 39,4% (50 тыс. штук), автобусов – 44,8% (12 тыс. штук).

В проекте действительно нет принципиально новых векторов развития или детальных планов, как реализовывать уже предлагавшиеся – рост экспорта, углубление локализации и развитие базы автокомпонентов и инжиниринга. Реализовать стратегию предполагается в три этапа. На 2016-2018 годы стоит задача "сохранить потенциал отрасли", предусмотрено использование "всех инструментов и мер госрегулирования" для конкурентоспособного уровня загрузки.

Требуется определить параметры инвестрежимов (в частности, специнвестконтрактов) по окончании действующих режимов промсборки, заложить основу для "технологической независимости" и сформировать условия для "экспортного прорыва". В 2018-2020 годах Минпромторг предложил стимулировать выпуск автокомпонентов и выбор технологических направлений в НИОКР, планируется резкий рост экспорта. До 2025 года, по мнению Минпромторга, в России сформируется "новая конкурентная среда", доля экспорта составит 30-50%, настанет время определяться с "направлениями опережающего развития технологий". Конкретного плана мероприятий по каждому этапу или примерных оценок по финансированию в документе нет.

Источник "Ъ" в отрасли утверждает, что этот сырой проект пришлось отправлять в правительство, поскольку не удалось перенести в очередной раз сроки поручения. Другой собеседник "Ъ" категорично замечает, что проект "сложно назвать стратегией", и соглашается, что это "формальная отписка", чтобы уложиться в сроки. Он вспоминает прежнюю стратегию до 2020 года – с четким перечнем мероприятий, объемами и источниками финансирования, анализом и рисками. Еще один источник "Ъ" согласен, что по структуре и детализации предыдущая стратегия была лучше, но она представляла собой "слишком жесткую конструкцию", не учитывающую изменения рыночной конъюнктуры (из-за этого при спаде спроса сложился избыток мощностей). Он добавил, что запрашиваемая аналитика есть, но требуется время на разработку "дорожной карты" – еще порядка трех месяцев.

В Минпромторге вчера рассказали, что "процесс принятия такого комплексного документа, как стратегия автопрома,– это всегда итерационный процесс, проходящий в несколько этапов", этот вариант отражал ключевые направления развития и целевые показатели отрасли до 2025 года. С точки зрения ведомства, первый приоритет при разработке стратегии – это "согласовать целеполагание и долгосрочное видение того, какую автоиндустрию мы хотим иметь в России". Необходимая правительству аналитика наработана и "может быть представлена в правительство в ближайшее время", сказали в ведомстве. Минпромторг продолжил работу над расширенной версией с конкретными мероприятиями.

«Коммерсант»