АВТОСТАТ | Автобренды просят сохранить режим («Газета.Ru»)

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

06.10.16Прочитали 218 раз

Автобренды просят сохранить режим («Газета.Ru»)

К заметному повышению цен на новые автомобили может привести скорое окончание срока постановления о промсборке. Ведущие топ-менеджеры в автомобильной сфере назвали непрозрачными предложенные им Минпромторгом условия работы. За продление действующего сейчас режима выступили, в частности, в Volkswagen Group, Nissan и Ford. Эксперты считают, что правительство не будет менять свое решение и руководствуется нормами ВТО.

Как стало известно «Газете.Ru», ведущие автокомпании намерены добиться от Минпромторга продления определяющего для отрасли нормативного документа. Речь идет о постановлении о промышленной сборке №166. Высокопоставленные топ-менеджеры ряда крупных брендов настаивают на продолжении работы именно согласно этому документу. Собеседники «Газеты.Ru» предупреждают – в противном случае все сделанные инвестиции в Россию не принесут желаемых результатов. Цены вырастут, а роста продаж не будет.

Если не продлить – повысят цены

По словам высокопоставленного источника «Газеты.Ru», близкого к Volkswagen Group (включает несколько брендов, представленных в России), в Минпромторге хотят договариваться с каждым автопроизводителем индивидуально, а это означает, что условия конкурентной борьбы будут неравными. «Мы уже обратились в ведомство с просьбой продлить срок действия постановления, – говорит источник «Газеты.Ru». – Те, кто уже инвестировал в российский рынок миллионы евро, сейчас очень недовольны. В частности, обращение подписали в Ford, Volkswagen Group и Nissan».

В компании Nissan эту информацию «Газете.Ru» подтвердили вице-президент «Nissan Восток» Филипп Сайяр и старший вице-президент по производству Nissan в Европе Колин Лоутер. «Мы хотим продлить срок действия постановления №166, – заявил Лоутер. – Мы настаиваем на подготовке новых условий этого документа. Сейчас общий уровень локализации группы составляет 64%. Это не та цифра, которой мы довольны, но она не так уж и плоха. Чтобы повысить уровень локализации, нам нужно увеличивать объемы производства до 100 тыс. единиц в год – тогда это будет просто. Возьмем модели Qashqai и X-Trail – их мы производим в России около 30–35 тыс., но этого недостаточно. Если рынок поднимется до 3 млн единиц, то продажи Qashqai и X-Trail достигнут уровня 70 тыс. единиц. И тогда работа над локализацией становится более заманчива. Нам нужен прогноз того, когда рынок начнет снова расти, когда он расширится настолько, чтобы выросли наши объемы производства. Пока наши прогнозы таковы, что это не произойдет раньше истечения срока постановления №166. Поэтому действие постановления должно сохраняться, пока рынок не вернет свои позиции и пока условия для локализации не станут более привлекательными и прибыльными для автопроизводителей. В противном случае цены могут снова начать рост. Меня мысль об этом угнетает – цены на автомобили и без того очень высоки».

Источник «Газеты.Ru» в российском офисе Ford заявил, что позиция компании скорее в том, чтобы лишний раз напомнить правительству России, что компания инвестировала серьезные суммы в развитие бизнеса и взамен хотела бы понимания того, какие льготы и в каких объемах за это полагаются. «Просто назовите нам правила игры, – говорит источник «Газеты.Ru» в Ford. – Мы работаем в долгосрочной перспективе, а сейчас это оказалось невозможно делать из-за того, что сроки старого постановления прошли, но как нам работать дальше, нам не говорят». В свою очередь в пресс-службе Ford «Газете.Ru» сообщили, что «надеются на последовательную политику в области автопрома, в первую очередь ориентированную на крупных инвесторов, добросовестно выполнивших все повышенные обязательства по второй промсборке».

С этим мнением согласны и представители других брендов, которые пока не решаются на осуществление запланированных проектов. К примеру, в Mercedes-Benz неоднократно говорили о том, что ждут конкретики от правительства. «Cрок постановления правительства о промышленной сборке №166 истекает в 2018–2019 годах. Сейчас чиновники разрабатывают так называемые специальные инвестиционные контракты, которые заработают только в 2019 году. Но чтобы нам открыть завод к тому времени, строить надо начинать уже сейчас. И в этом проблема. Правительству надо определиться с новым режимом и условиями для автопроизводителей», – говорил в интервью «Газете.Ru» глава Mercedes-Benz в России Ян Мадея.

В Минпромторге оперативно ответить на запрос «Газеты.Ru» не смогли.

Эксперты за продление режима и ясность для ведения бизнеса

В беседе с «Газетой.Ru» руководитель отдела розничных продаж управляющей компании «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский заявил, что продление действия постановления – «почти обязательный пункт дальнейшего развития автопрома в России».

«В противном случае многие автопроизводители потеряют интерес к нашему рынку, – говорит Звенигородский «Газете.Ru». – Они несколько лет искали, создавали выгодных поставщиков с точки зрения локализации, а теперь им придется работать на рыночных условиях, без субсидий. Это вряд ли возможно. Сейчас важно не потерять эти наработки, продлив программу. Именно поэтому у многих автопроизводителей в России большие площади, но они не загружены, это всего лишь земля и строения, без оборудования, – они рассчитывают на рост рынка, но без помощи государства не будут начинать. А цены на автомобили будут расти, чтобы оправдать уже сделанные инвестиции».

Эксперт уверен, что неопределенность с дальнейшими условиями работы негативно влияет на рынок и на конкретных автопроизводителей. «Они хотели бы локализовать не только производство мелких деталей, но, к примеру, двигателей. А для этого нужно три-пять лет», – заключил Звенигородский.

С этим мнением согласен и аналитик ГК «Алор» Кирилл Яковенко. По его словам, отсутствие перспектив продления соглашений ставит целесообразность проделанной автокомпаниями работы под вопрос. «Не добавляет оптимизма производителям и крайне высокий уровень неопределенности в отношении перспектив заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИКов), – говорит Яковенко «Газете.Ru». – В большинстве своем автопроизводители говорят о собственном разочаровании.

Однако Минпромторг и правительство на попятную все же не пойдут. Дело тут не в нежелании государства способствовать развитию промышленного производства и автосборки в России, а в требованиях Всемирной торговой организации (ВТО). Продление соглашений не соответствует этим требованиям. Играет свою роль и стремление государства повысить объемы собираемых налогов и пошлин. Таким образом, поддерживать автопром и повышать уровень локализации производства придется иными, не противоречащими правилам ВТО и интересам государства, способами. Проблема сейчас заключается в том, что все стороны это отлично понимают, но продолжают отстаивать собственные интересы с целью получения наиболее выгодных условий».

Зачем нужно было постановление №166

Именно с помощью постановления №166 российские власти последние несколько лет регулировали отношения с большинством автокомпаний, которые ведут локальное производство в России. В частности, этот документ содержит основные требования по объемам инвестиций со стороны автокомпаний в развитие мощностей в России, параметры глубины локализации и графики выхода на новый уровень производства. В постановлении же прописаны и возможные меры господдержки, на которые может рассчитывать тот или иной автопроизводитель при выполнении поставленных условий. Напрямую с постановлением №166 связан Федеральный закон №448-ФЗ от 31.12.2014 года, который закрепил для закупок госкомпаний принцип приоритета произведенной в России продукции над продукцией, произведенной за рубежом. Проще говоря, на получение госзаказов и участие в гостендерах могут претендовать только автокомпании, ведущие производство на территории России, и это условие регулирует данный ФЗ.

Что предлагают вместо, до конца не определено

В зависимости от даты подписания документа (какие-то автокомпании сделали это раньше, а кто-то позже) срок действия обязательств с обеих сторон истекает в 2018–2019 годах. Часть прописанных требований стала терять свою актуальность с приходом кризиса 2014 года и резким падением курса рубля. Повышать уровень локализации на фоне растущих цен на компоненты стало все труднее. Сначала было решено изменить довольно неоднозначную и вызывающую споры формулу, по которой рассчитывается уровень локализации. А после на выбор автопроизводителям и вовсе представили несколько инструментов для дальнейшего взаимодействия с властями. Первый – это СПИКи. (Специальный инвестиционный контракт, проект СПИК основывается на постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности». – прим. ред.). Они формализуют статус товара как произведенного в России, для чего служит подтверждение Минпромторга. Также для подтверждения того, что товар произведен в России, служат акты экспертизы Торгово-промышленной палаты и сертификат происхождения.

«Газета.Ru»

 
Загрузка...