Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Российскому автопрому показали китайский путь («Коммерсант»)

На АвтоВАЗе считают, что если не начать развивать в стране инжиниринговую базу, то Россия откатится на начальный уровень развития индустрии. В компании говорят о необходимости создания отечественных платформ и компонентов на базе локальных поставщиков, что принесет экономике 5,5 трлн руб. до 2025 года. Подобный путь прошли, например, Китай и Южная Корея, в разное время перешедшие от сборки импортных моделей к созданию своей автоиндустрии, но применить их опыт в России будет непросто. Как отмечают эксперты, требуется окупаемость инвестиций в новые технологии, что затруднительно на низком рынке с неясными перспективами восстановления.

В распоряжении "Ъ" оказалась презентация АвтоВАЗа с предложениями по развитию добавленной стоимости в автопроме в России. Ее основная идея – необходимость развития в РФ инжиниринга, чтобы в среднесрочной перспективе отрасль могла "трансформироваться до мирового уровня". В компании считают, что с учетом негативной динамики рынка сейчас "последний шанс что–то предпринять, прежде чем промышленность окончательно откатится до начального уровня" (интеграция зарубежных моделей и производство без инжиниринга и знаний). Судя по презентации, несмотря на определенный правительством экспортный вектор развития, сейчас без инжиниринговой базы у автопрома нет реального экспортного потенциала.

С 2000–х годов в РФ реализуется программа привлечения зарубежных автоконцернов: в обмен на локализацию производства в стране им предоставляются таможенные льготы. В итоге в стране возникли несколько новых автозаводов (Kia, Hyundai, Volkswagen, Ford, Renault и другие), выпускающих автомобили с частичным использованием местных комплектующих. Но после девальвации рубля в 2014–2015 годах выяснилось, что локализация производств не всегда достаточна: как иностранцы, так и производители РФ поднимают цены из–за удорожания импортных компонентов.

С учетом скрытого импорта (привозные детали для собираемых здесь комплектующих) потенциал локализации глобальных платформ в автопроме РФ ограничен 35–40%, оценивают на АвтоВАЗе. В презентации подчеркнуто, что преимущества российского компонентного производства за счет слабого рубля преувеличены, например, цена ряда локальных компонентов после девальвации выросла гораздо сильнее импортных. С учетом девальвации на 66% в 2015 году цены импортных деталей увеличились лишь на 11%: зарубежные производители "фактически помогли значительно смягчить удар от повышения цен локальных поставщиков". Цены последних росли даже быстрее девальвации, и потеря конкурентоспособности в соотношении цена–качество оценивается в 70%. Отказ от развития инжирининговой базы на АвтоВАЗе рассматривают как сценарий, при котором Lada может "умереть", а потенциал производства в России для западных производителей расширится.

АвтоВАЗ предлагает государству комплексно разработать цепочку добавленной стоимости: вырастить "5 тыс. будущих лидеров и экспертов автопрома", создать правительственную НКО с привлечением отечественных и зарубежных представителей отрасли. Производителям нужно определить "пять перспективных платформ, возможно, совместных – для наибольшего объема", а также "обеспечить обязательство использовать локальные системы и компоненты" при экспорте. Из базы поставщиков, по мнению АвтоВАЗа, нужно выделить целевых и развивать их до мирового уровня. В перспективе до 2025 года это может дать экономике РФ дополнительно 5,5 трлн руб. и 1 млн рабочих мест.

Путь от сборки автомобилей на базе импортных платформ к развитию собственного инжиниринга проходила и наша страна в прошлом веке, и, например, Китай и Южная Корея, выбившиеся за счет этого в лидеры мирового автопрома. Но сейчас возможности России повторить их путь, видимо, ограниченны. Управляющий партнер EURussia Partners Сергей Бургазлиев рассуждает, что для развития инжиниринга необходимы не только инвестиции, но и условия, при которых можно рассчитывать на их окупаемость. Сейчас, по его мнению, в РФ таких условий нет: нестабильный рынок, предпосылок к восстановлению которого не видно, а импортные пошлины на большинство компонентов невысоки. Эксперт говорит, что автокомпонентная отрасль в РФ – это сейчас преимущественно сборочные предприятия и субкомпоненты более чем наполовину состоят из импорта. Причем требования к компонентам формируются иностранными автоконцернами в тесной кооперации с поставщиками еще на этапе разработки новой платформы или модели, и они, очевидно, не заинтересованы в развитии RND в России.

Источники "Ъ" на рынке не исключают, что в РФ инициатива АвтоВАЗа "нужна больше самому концерну", модели которого и так выпускаются на пяти платформах (B0, Kalina / Granta, 4х4, Priora, Vesta). АвтоВАЗ на прошлой неделе заявил, что до конца года решит, от каких платформ откажется в течение пяти–десяти лет, рассказывал вице–президент по инжинирингу Харальд Грюбель. По мнению господина Бургазлиева, если АвтоВАЗ вернется к вертикально интегрированному холдингу, которым он был ранее, имеет смысл работать с материалами, технологиями производства, но не только под Lada, а для всего альянса, иначе объемы АвтоВАЗа быстро не окупят вложения.

«Коммерсант»

19.09.16 «Коммерсант»
 

Новости на эту тему

  • 24 ноября 2016 Новую методику подсчета локализации разработает НАМИ

    «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ) займется разработкой новой методики подсчета локализации. Об этом в эксклюзивном интервью аналитическому агентству «АВТОСТАТ» рассказал директор Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Алексей Володин.

    подробнее
  • 22 ноября 2016 КАМАЗ повысил эффективность закупок

    КАМАЗ подвел итоги деятельности в области закупок и логистики за десять месяцев текущего года. Так, предприятию удалось снизить затраты на закупку ТМЦ и затраты на логистику относительно запланированных на этот период показателей.

    подробнее
  • 21 ноября 2016 КАМАЗ начал программу импортозамещения по изготовлению деталей

    На заводе запасных частей и компонентов и на заводе двигателей КАМАЗа стартовала программа импортозамещения по изготовлению деталей для раздаточной коробки РК-6522.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 7 ноября 2016 О чем рассказали российские поставщики на «Автомеханике» в Германии. Обзор («АВТОСТАТ»)

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» публикует серию мини-интервью с российскими компаниями-участниками немецкой выставки «Автомеханика», которая прошла в начале осени во Франкфурте-на-Майне.

    подробнее
  • 20 сентября 2016 Российские моторы для Renault («Ведомости»)

    Установка вазовского мотора на Renault поможет снизить себестоимость автомобилей. До реальных поставок еще далеко – партнеры пока только прорабатывают такую возможность.

    подробнее
  • 6 сентября 2016 Российские комплектующие поедут в Европу («Коммерсант»)

    Nissan перестанет поставлять бамперы в Европу из Японии и начнет экспортировать их со своего петербургского завода. Это один из первых примеров организации поставок автокомпонентов из России на экспорт. Но, по мнению экспертов, нельзя говорить о том, что из-за девальвации рубля наметилась тенденция к наращиванию экспорта компонентов: в массе своей иностранные автоконцерны не спешат переходить на поставщиков РФ, которым препятствует отсутствие локализации субкомпонентов.

    подробнее