Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 36 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дата выхода 21.11.2016

Формат PDF, 135 стр.

Цена 32500 руб.

Четвертый год подряд российский авторитейл находится в непростом положении...

21 ноября подробнее

Инфографика

Ёмкость российского рынка услуг автосервиса

Аналитика

Самые продаваемые в 2016 году автомобили "coupe"

Мировой рейтинг бестселлеров "coupe" в 2016-ом возглавил Ford Mustang.

19 январяподробнее

Свежая статья

Пробег в цене («Ведомости») Пробег в цене («Ведомости»)

Продажи автомобилей с пробегом в ГК «Рольф» в 2016 г. выросли на 48%, в дилерских центрах в Петербурге – на 58%, отдельным дилерским центрам удалось довести объем продаж автомобилей с пробегом до уровня продаж новых, говорит Алексей Баринов, директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish группы «Рольф». По его словам, доля продаж автомобилей с пробегом в кредит в Петербурге составила 13%.

23 январяподробнее

Российскому автопрому показали китайский путь («Коммерсант»)

На АвтоВАЗе считают, что если не начать развивать в стране инжиниринговую базу, то Россия откатится на начальный уровень развития индустрии. В компании говорят о необходимости создания отечественных платформ и компонентов на базе локальных поставщиков, что принесет экономике 5,5 трлн руб. до 2025 года. Подобный путь прошли, например, Китай и Южная Корея, в разное время перешедшие от сборки импортных моделей к созданию своей автоиндустрии, но применить их опыт в России будет непросто. Как отмечают эксперты, требуется окупаемость инвестиций в новые технологии, что затруднительно на низком рынке с неясными перспективами восстановления.

В распоряжении "Ъ" оказалась презентация АвтоВАЗа с предложениями по развитию добавленной стоимости в автопроме в России. Ее основная идея – необходимость развития в РФ инжиниринга, чтобы в среднесрочной перспективе отрасль могла "трансформироваться до мирового уровня". В компании считают, что с учетом негативной динамики рынка сейчас "последний шанс что–то предпринять, прежде чем промышленность окончательно откатится до начального уровня" (интеграция зарубежных моделей и производство без инжиниринга и знаний). Судя по презентации, несмотря на определенный правительством экспортный вектор развития, сейчас без инжиниринговой базы у автопрома нет реального экспортного потенциала.

С 2000–х годов в РФ реализуется программа привлечения зарубежных автоконцернов: в обмен на локализацию производства в стране им предоставляются таможенные льготы. В итоге в стране возникли несколько новых автозаводов (Kia, Hyundai, Volkswagen, Ford, Renault и другие), выпускающих автомобили с частичным использованием местных комплектующих. Но после девальвации рубля в 2014–2015 годах выяснилось, что локализация производств не всегда достаточна: как иностранцы, так и производители РФ поднимают цены из–за удорожания импортных компонентов.

С учетом скрытого импорта (привозные детали для собираемых здесь комплектующих) потенциал локализации глобальных платформ в автопроме РФ ограничен 35–40%, оценивают на АвтоВАЗе. В презентации подчеркнуто, что преимущества российского компонентного производства за счет слабого рубля преувеличены, например, цена ряда локальных компонентов после девальвации выросла гораздо сильнее импортных. С учетом девальвации на 66% в 2015 году цены импортных деталей увеличились лишь на 11%: зарубежные производители "фактически помогли значительно смягчить удар от повышения цен локальных поставщиков". Цены последних росли даже быстрее девальвации, и потеря конкурентоспособности в соотношении цена–качество оценивается в 70%. Отказ от развития инжирининговой базы на АвтоВАЗе рассматривают как сценарий, при котором Lada может "умереть", а потенциал производства в России для западных производителей расширится.

АвтоВАЗ предлагает государству комплексно разработать цепочку добавленной стоимости: вырастить "5 тыс. будущих лидеров и экспертов автопрома", создать правительственную НКО с привлечением отечественных и зарубежных представителей отрасли. Производителям нужно определить "пять перспективных платформ, возможно, совместных – для наибольшего объема", а также "обеспечить обязательство использовать локальные системы и компоненты" при экспорте. Из базы поставщиков, по мнению АвтоВАЗа, нужно выделить целевых и развивать их до мирового уровня. В перспективе до 2025 года это может дать экономике РФ дополнительно 5,5 трлн руб. и 1 млн рабочих мест.

Путь от сборки автомобилей на базе импортных платформ к развитию собственного инжиниринга проходила и наша страна в прошлом веке, и, например, Китай и Южная Корея, выбившиеся за счет этого в лидеры мирового автопрома. Но сейчас возможности России повторить их путь, видимо, ограниченны. Управляющий партнер EURussia Partners Сергей Бургазлиев рассуждает, что для развития инжиниринга необходимы не только инвестиции, но и условия, при которых можно рассчитывать на их окупаемость. Сейчас, по его мнению, в РФ таких условий нет: нестабильный рынок, предпосылок к восстановлению которого не видно, а импортные пошлины на большинство компонентов невысоки. Эксперт говорит, что автокомпонентная отрасль в РФ – это сейчас преимущественно сборочные предприятия и субкомпоненты более чем наполовину состоят из импорта. Причем требования к компонентам формируются иностранными автоконцернами в тесной кооперации с поставщиками еще на этапе разработки новой платформы или модели, и они, очевидно, не заинтересованы в развитии RND в России.

Источники "Ъ" на рынке не исключают, что в РФ инициатива АвтоВАЗа "нужна больше самому концерну", модели которого и так выпускаются на пяти платформах (B0, Kalina / Granta, 4х4, Priora, Vesta). АвтоВАЗ на прошлой неделе заявил, что до конца года решит, от каких платформ откажется в течение пяти–десяти лет, рассказывал вице–президент по инжинирингу Харальд Грюбель. По мнению господина Бургазлиева, если АвтоВАЗ вернется к вертикально интегрированному холдингу, которым он был ранее, имеет смысл работать с материалами, технологиями производства, но не только под Lada, а для всего альянса, иначе объемы АвтоВАЗа быстро не окупят вложения.

«Коммерсант»

19.09.16 «Коммерсант»
 
Загрузка...