АВТОСТАТ | Российский авторынок становится бывшим в употреблении («Известия»)

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

11.08.16Прочитали 424 раз

Российский авторынок становится бывшим в употреблении («Известия»)

Спрос на легковые автомобили с пробегом в ближайшей перспективе будет возрастать, и это направление всё активнее осваивают автодилеры. Аналитики агентства «Автостат» прогнозируют, что по итогам года продажи подержанных авто достигнут 5–5,5 млн единиц, что на 12% превысит показатель предыдущего года. В тройку лидеров входит Lada, вслед за которой идут Toyota и Nissan.

О растущем спросе на подержанные автомобили «Известиям» рассказал руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

– Если же говорить о рынке новых легковых автомобилей в России, то мы ожидаем, что к концу года их будет реализовано в районе 1,3 млн единиц. Это будет означать падение на 13–14% по отношению к 2015 году, – добавил Азат Тимерханов.

Таким образом, на рынке новых авто уже который год продолжает доминировать негативный тренд. Напомним, что еще в первом полугодии 2013 года в России было продано порядка 1,2 млн новых автомобилей. Через год этот показатель сократился примерно на 9%. Но наиболее масштабное падение произошло на авторынке в 2015 году. Согласно данным «Автостата», в январе–июне прошлого года продажи рухнули почти на 46%, до 600 тыс. новых авто. С того момента рынок не только не начал восстанавливаться, но и, судя по статистике за первое полугодие 2016 года, продолжает сдавать свои позиции.

По оценкам «Автостата», которые преимущественно опираются на данные Госавтоинспекции по постановке автомобилей на учет, за шесть месяцев этого года продажи новых авто составили порядка 571 тыс. штук, что на 4,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Другую важнейшую для российского авторынка статистику регулярно готовит Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Ее основой служат статистические данные производителей и автодилеров. В этом заключается основная причина того, что данные «Автостата» и АЕБ не совпадают.

Так, в январе–июне этого года, по данным АЕБ, продажи авто на российском рынке сократились на 14%, до совокупного показателя порядка 672 тыс. новых легковых и легких коммерческих (LVC) автомобилей.

– Основная проблема заключается в том, что на данный момент существует ограниченное количество клиентов, которые имеют желание и возможность потратить деньги на приобретение нового автомобиля, – полагает глава АЕБ Йорг Шрайбер. 

Сокращение числа клиентов, готовых купить новую автомашину, вполне объяснимо – цены на новые автомобили продолжают рости, что на фоне экономического спада ставит возможность иметь новое авто в категорию непозволительной роскоши.

Согласно исследованию «Автостата», в первом полугодии 2016-го средневзвешенная цена на 35 наиболее продаваемых марок новых легковых авто достигла 1,36 млн рублей, что на 17% больше, чем год назад. При этом средняя стоимость иномарок составляет 1,57 млн рублей, а российских – 577,5 тыс. рублей, отмечают в агентстве.

– Автопроизводители продолжают повышать цены на новые автомобили, хотя в настоящий момент этот процесс носит более умеренный характер по сравнению с началом 2015 года, – такую оценку текущей ситуации дает финансовый аналитик ГК «Автомир» Алексей Кузьмич.
По его словам, спад продаж нанес серьезный ущерб бизнесу автодилеров, часть из них ушла с рынка, либо переформатировалась под продажи и обслуживание других брендов.

Аналитики «Автостата» подсчитали, что по состоянию на июль этого года в России насчитывалось чуть более 3,5 тыс. официальных дилерских центров. За полгода расторгнуты контракты с 429 дилерскими центрами, а новых договоров было заключено 202, отмечают в агентстве. Таким образом, если сравнить совокупное количество дилеров с тем же периодом прошлого года, то их число сократилось почти на 230 единиц.

Самая крупная российская дилерская сеть традиционно у бренда Lada, вслед за которой идут дилерские сети «УАЗ», KIA, Renault, Hyundai и др.

Сейчас отмечается рост продаж китайских автомобилей, но отчасти это связано с низкой сравнительной базой прошлого года, когда уровень продаж китайских авто сократился в два раза, отметил Азат Тимерханов.

– Из традиционных российских марок остались только Lada и «УАЗ», – сообщил он, говоря о динамике спроса на отечественные авто. – В этом году их рыночная доля растет. Если у Lada динамика падения продаж ниже рынка, то «УАЗ» и вовсе демонстрирует рост сбыта автомобилей.

По словам Азата Тимерханова, сейчас многие дилеры стараются выжить, поэтому делают упор на те направления, которые приносят прибыль. Одними из таких являются сервис и автомобили с пробегом.

Его слова подтверждает и Алексей Кузьмич. Он также отметил, что показатель продаж подержанных авто продолжает расти во многом благодаря программам стимулирования, когда клиент получает дополнительную скидку на покупку нового автомобиля при сдаче старого по схеме trade-in.

В результате продвижения дилерами продаж подержанных авто, стоимость которых возрастает, по данным «Автостата», не так ощутимо, как на новые автомобили, доля продаж автомобилей с пробегом в официальных дилерских центрах в этом году возросла с 5 до 8–9%, сообщили в Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД). Аналитики прогнозируют, что по итогам текущего года продажи подержанных авто достигнут 5–5,5 млн единиц, что на 12% превысит показатель предыдущего года.

Согласно статистике «Автостата», объемы продаж легковых автомобилей с пробегом несколько лет держатся на довольно стабильном уровне. Так, в первом полугодии 2013 года в России было куплено около 2,3 млн подержанных автомашин, а в первом полугодии этого года – 2,46 млн. Отметим, что с 2013 года топ-3 востребованных автомобильных марок не менялся. Лидером по продажам все годы выступает Lada, вслед за которой идут Toyota и Nissan.

В компании Nissan подтвердили, что автомобили локальной сборки вытесняют импортные. Однако не стали давать прогнозы по объему продаж на конец года. В «АвтоВАЗе» и «Транстехсервисе» не предоставили оперативных комментариев.

«Известия»