АВТОСТАТ | Промсборка меняет механизм («Коммерсант»)

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

07.07.16Прочитали 506 раз

Промсборка меняет механизм («Коммерсант»)

Как стало известно "Ъ", в правительстве изучают возможность создания нового механизма привлечения иностранных инвесторов в российский автопром – "третьей промсборки". На падающем рынке государство рассчитывает сохранить курс на углубление локализации, причем при выпуске не только автомобилей, но и компонентов для их сборки. Кроме того, по данным "Ъ", есть идея стимулировать зарубежных инвесторов перестроить свои глобальные цепочки поставок компонентов и машин в пользу России в обмен на приоритет в господдержке.

В правительстве приступили к разработке "новой промсборки" для автозаводов, рассказали "Ъ" несколько источников в отрасли – по их словам, поручение получили Минэкономики и Минпромторг. В Минэкономики вчера подтвердили "Ъ", что получили поручение представить предложения по введению "нового режима" поддержки автопрома. Там добавили, что вместе с заинтересованными органами власти разрабатывают проект концепции, но подробностей не раскрыли, сославшись на преждевременность и стадию согласования. В Минпромторге комментариев не предоставили.

Сегодня в РФ действуют два режима промсборки автомобилей (предоставление концернам таможенных льгот по импорту компонентов в обмен на локализацию производства). "Старая" промсборка действует с 2005 года и обязывает создать мощности по выпуску 25 тыс. машин в год с локализацией в 30%. Вторая волна более жестких соглашений о промсборке заключалась в 2011 году: создание производства на 300-350 тыс. машин в год, локализация в 60% и инвестиции в НИОКР. У владельцев соглашений первой волны была возможность перезаключить контракт по новым правилам. У автоконцернов сроки действия соглашений истекают в разное время, но у большинства – в 2017-2018 годах, говорит источник "Ъ" на рынке. При этом, несмотря на создание большого количества новых автозаводов в РФ, значительная их часть недозагружена. По данным Минпромторга, при наличии мощностей для выпуска 3,44 млн автомобилей в год в 2015 году их загрузка составила 40%. В 2015 году продажи легковых автомобилей и LCV в РФ упали на 36%, до 1,6 млн штук, в январе-мае этого года – на 14,5%, до 107,6 тыс. машин.

Один из собеседников "Ъ" рассказал, что пока рано говорить о единой концепции "третьей промсборки". Но, по его словам, один из базовых тезисов, который ложится в основу новой программы, заключается в том, что "нужны новые формы инвестиционных режимов", благодаря которым при снижении пошлин согласно нормам ВТО РФ не потеряет привлекательности для иностранных компаний. Кроме того, критерии локализации планируется "углубить" – "нужна сквозная, реальная локализация", подчеркивает собеседник "Ъ". Аналогичную идею представлял в апреле "Ъ" первый вице-президент Ford Sollers Адиль Ширинов, который замечал, что "изначально процесс локализации был поставлен неправильно", при девальвации рубля "себестоимость продукции локальных поставщиков (компонентов.– "Ъ") тут же растет". Речь идет о том, что локальные компоненты также собираются из импортных деталей. Источник "Ъ" продолжает, что при "третьей промсборке" иностранные компании должны будут закрепить в России центры разработок, развивать НИОКР под нужды РФ. Принципиально новым критерием получения господдержки для зарубежных игроков на российском рынке станет "размер интеграции локальных производственных активов в глобальную цепочку поставок – причем речь идет об экспорте не только машин, но и автокомпонентов". Поручение должно быть реализовано к осени, заключил собеседник "Ъ".

К осени готовят и новую стратегию развития автопрома (разрабатывается, в частности, Минпромторгом и McKinsey). Пока известно лишь, что основной упор будет сделан на углублении уровня локализации и наращивании экспорта. Также обсуждается идея об унификации платформ и компонентов для появления роста объемов у поставщиков. Источник "Ъ" в иностранном автоконцерне надеется, что правительство "сбалансирует нынешний перевес господдержки отечественных компаний во избежание ухода иностранцев", по его мнению, "нужен более честный подход к регулированию, и Минэкономики теоретически может это сделать".

В иностранных автоконцернах идею "третьей промсборки" официально не комментировали. Управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев замечает, что сейчас для иностранных производителей развивать в РФ НИОКР в основном нецелесообразно: Россия – страна "не самых низких издержек", к тому же нужна технологическая база. По его словам, наиболее трудной задачей станет стимулирование развития базы компонентов, особенно после 2018 года (когда по договоренностям РФ с ВТО должны быть снижены ввозные пошлины). Но эксперт считает перспективным направлением базу промежуточных компонентов 2-3 уровней – при условии господдержки и с учетом наличия сырьевой базы.

«Коммерсант»