АВТОСТАТ | Промсборка меняет механизм («Коммерсант»)

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

07.07.16Прочитали 1004 раз

Промсборка меняет механизм («Коммерсант»)

Как стало известно "Ъ", в правительстве изучают возможность создания нового механизма привлечения иностранных инвесторов в российский автопром – "третьей промсборки". На падающем рынке государство рассчитывает сохранить курс на углубление локализации, причем при выпуске не только автомобилей, но и компонентов для их сборки. Кроме того, по данным "Ъ", есть идея стимулировать зарубежных инвесторов перестроить свои глобальные цепочки поставок компонентов и машин в пользу России в обмен на приоритет в господдержке.

В правительстве приступили к разработке "новой промсборки" для автозаводов, рассказали "Ъ" несколько источников в отрасли – по их словам, поручение получили Минэкономики и Минпромторг. В Минэкономики вчера подтвердили "Ъ", что получили поручение представить предложения по введению "нового режима" поддержки автопрома. Там добавили, что вместе с заинтересованными органами власти разрабатывают проект концепции, но подробностей не раскрыли, сославшись на преждевременность и стадию согласования. В Минпромторге комментариев не предоставили.

Сегодня в РФ действуют два режима промсборки автомобилей (предоставление концернам таможенных льгот по импорту компонентов в обмен на локализацию производства). "Старая" промсборка действует с 2005 года и обязывает создать мощности по выпуску 25 тыс. машин в год с локализацией в 30%. Вторая волна более жестких соглашений о промсборке заключалась в 2011 году: создание производства на 300-350 тыс. машин в год, локализация в 60% и инвестиции в НИОКР. У владельцев соглашений первой волны была возможность перезаключить контракт по новым правилам. У автоконцернов сроки действия соглашений истекают в разное время, но у большинства – в 2017-2018 годах, говорит источник "Ъ" на рынке. При этом, несмотря на создание большого количества новых автозаводов в РФ, значительная их часть недозагружена. По данным Минпромторга, при наличии мощностей для выпуска 3,44 млн автомобилей в год в 2015 году их загрузка составила 40%. В 2015 году продажи легковых автомобилей и LCV в РФ упали на 36%, до 1,6 млн штук, в январе-мае этого года – на 14,5%, до 107,6 тыс. машин.

Один из собеседников "Ъ" рассказал, что пока рано говорить о единой концепции "третьей промсборки". Но, по его словам, один из базовых тезисов, который ложится в основу новой программы, заключается в том, что "нужны новые формы инвестиционных режимов", благодаря которым при снижении пошлин согласно нормам ВТО РФ не потеряет привлекательности для иностранных компаний. Кроме того, критерии локализации планируется "углубить" – "нужна сквозная, реальная локализация", подчеркивает собеседник "Ъ". Аналогичную идею представлял в апреле "Ъ" первый вице-президент Ford Sollers Адиль Ширинов, который замечал, что "изначально процесс локализации был поставлен неправильно", при девальвации рубля "себестоимость продукции локальных поставщиков (компонентов.– "Ъ") тут же растет". Речь идет о том, что локальные компоненты также собираются из импортных деталей. Источник "Ъ" продолжает, что при "третьей промсборке" иностранные компании должны будут закрепить в России центры разработок, развивать НИОКР под нужды РФ. Принципиально новым критерием получения господдержки для зарубежных игроков на российском рынке станет "размер интеграции локальных производственных активов в глобальную цепочку поставок – причем речь идет об экспорте не только машин, но и автокомпонентов". Поручение должно быть реализовано к осени, заключил собеседник "Ъ".

К осени готовят и новую стратегию развития автопрома (разрабатывается, в частности, Минпромторгом и McKinsey). Пока известно лишь, что основной упор будет сделан на углублении уровня локализации и наращивании экспорта. Также обсуждается идея об унификации платформ и компонентов для появления роста объемов у поставщиков. Источник "Ъ" в иностранном автоконцерне надеется, что правительство "сбалансирует нынешний перевес господдержки отечественных компаний во избежание ухода иностранцев", по его мнению, "нужен более честный подход к регулированию, и Минэкономики теоретически может это сделать".

В иностранных автоконцернах идею "третьей промсборки" официально не комментировали. Управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев замечает, что сейчас для иностранных производителей развивать в РФ НИОКР в основном нецелесообразно: Россия – страна "не самых низких издержек", к тому же нужна технологическая база. По его словам, наиболее трудной задачей станет стимулирование развития базы компонентов, особенно после 2018 года (когда по договоренностям РФ с ВТО должны быть снижены ввозные пошлины). Но эксперт считает перспективным направлением базу промежуточных компонентов 2-3 уровней – при условии господдержки и с учетом наличия сырьевой базы.

«Коммерсант»

 
Загрузка...