Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 2 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Инфографика

Лидеры рынка автомобилей с пробегом в федеральных округах

Аналитика

Лидеры рынка в городах РФ с населением более 1 млн человек

Лидерами рынка в 15 городах-миллионниках являются лишь три модели.

21 февраляподробнее

Свежая статья

Закупки для «Кортежа» покроют тонировкой («Коммерсант») Закупки для «Кортежа» покроют тонировкой («Коммерсант»)

Как стало известно "Ъ", Минпромторг попросил правительство включить НАМИ, разрабатывающий проект автомобилей для первых лиц государства "Кортеж", в список ФГУПов, которым разрешено заключать госконтракты вне процедур закона о контрактной системе. Сейчас ФГУПы обязали проводить открытые конкурсы, но Минпромторг считает, что это может сорвать сроки проекта, затрудняет сотрудничество с зарубежными поставщиками и создает риск утечки секретной информации.

27 февраляподробнее

Буксировочный спрос («Коммерсант»)

Прогноз по рынку коммерческого транспорта на 2016 год сенсации не содержит. Спад продаж новой автомобильной техники продолжится. Выиграют здесь российские производители, поскольку покупатели, отказываясь от покупок импортной техники, все же сохраняют интерес к отечественным автомобилям. Таким образом, структура рынка изменится.

Печальная картина

Причины структурных изменений профильного рынка лежат на поверхности: ослабление рубля делает покупку импортных грузовиков и других коммерческих автомобилей не просто дорогой, а экономически нецелесообразной. И это несмотря на то, что цена импортной техники не привязана напрямую к валютному курсу.

По данным PwC, за минувший год существенно выросла средняя стоимость автомобилей – на 22% в рублях. В целом рынок сократился на 33% в рублевом выражении, а в долларовом – на 57%.

Объем рынка коммерческого транспорта сокращается третий год подряд. Причем динамика падения продаж легких коммерческих машин (LCV) и грузовиков только нарастает. Так, если в 2014 году реализация LCV снизилась на 15%, до 140,5 тыс. машин, то в 2015 году – уже на 34%, до 92,4 тыс., говорят данные "Автостата". PwC оценивает падение 2015 года и вовсе в 45% в количественном выражении. Наиболее заметно просели импортеры: у них продажи сократились более чем вдвое.

Объем рынка LCV приблизился к кризисному минимуму 2009 года, когда было реализовано 90,9 тыс. автомобилей. Рынок грузовиков в 2014 году потерял 20%, продажи составили 88 тыс. машин, а в 2015-м – уже 42%, снижение до 51,2 тыс. Объем рынка автобусов оказался меньше цифры 2009 года – всего 9 тыс. машин, при этом падение продаж замедлилось: в 2014 году – минус 27% (до 11,2 тыс. автобусов), а в 2015 году – минус 19%.

Негативное влияние на рынок LCV оказало сокращение сегмента малого и среднего бизнеса, уверены в PwC. Между тем Группа ГАЗ, УАЗ и Mercedes даже нарастили долю на рынке за счет игроков, ушедших с рынка. На динамику продаж грузовиков повлияли снижение грузооборота и спад активности в строительной отрасли, констатируют в PwC. Тем не менее КамАЗу, Группе ГАЗ и Isuzu удалось увеличить рыночную долю в этом сегменте.

Кто покупатель

В Группе ГАЗ говорят, что общее снижение спроса на автомобили связано с замораживанием программ закупок техники торговыми компаниями. В то же время выросли продажи полноприводных моделей "Газель Бизнес" и "Соболь 4х4" – их приобретают государственные ведомства и небольшие предприятия со специфическими задачами. В Mercedes указывают, что покупатели в связи с ростом цен "переместили внимание с немецких автомобилей на модель Sprinter Classic", локализованную в России почти на 40%. В PSA Peugeot Citroen (занимает 2,7% рынка против 5,9% годом раньше) отмечают, что клиенты используют все возможности для экономии при покупках, включая спецпредложения по лизингу и trade in. В компании оптимистично планируют "перейти к восстановлению позиций за счет конкурентных преимуществ продуктов".

В некоторых сегментах (например, перевозка машин) спрос на новые грузовики был практически близок к нулю: определенные модели в прошлом году просто выпадали из продаж из-за отсутствия заказов, говорит председатель комитета коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Андрей Чурсин. Лидер рынка грузовиков "КамАЗ", который в 2015 году чувствовал себя лучше рынка, сообщил, что наибольшее падение продаж было по магистральным тягачам, а также по строительной технике. Впрочем, заявляют в компании, благодаря ценовой политике и новому модельному ряду удалось добиться заметного успеха в магистральном сегменте: доля производителя выросла с 5% до порядка 20%.

В отличие от легкового сектора, на рынке коммерческого транспорта в 2015 году громких уходов игроков не случилось. Впрочем, оптимизация и трансформация бизнеса имели место. В конце года Isuzu прекратила сотрудничество с "Соллерс", взамен ее партнером стала Группа ГАЗ. Практически три квартала, с февраля по октябрь, простаивал завод Volvo Trucks в Калуге, штат был сокращен на 30%. По итогам года бренд лишился 2 п. п. в доле рынка и теперь занимает лишь 2%. Кроме того, в прошлом году стало известно, что к сентябрю 2016 года в целях оптимизации планируется перевести производство грузовиков Scania на завод MAN.

Андрей Чурсин полагает, что рынок коммерческого транспорта начнет оживать не раньше начала 2017 года. В PwC предрекают восстановление рынка в 2017 году, разве что исходя из оптимистичного сценария. Согласно базовому прогнозу, в нынешнем году падение продаж в сегменте LCV составит порядка 16%, до 77 тыс. автомобилей. Рынок грузовиков в 2016 году ужмется еще на 23%, до 39 тыс. машин. При этом в ближайшие три года оба сегмента не смогут восстановиться даже до уровня 2014 года.

Более стабильный рынок автобусов сократится на четверть в этом году, но уже в 2018-м немного превзойдет объемы 2015 года с результатом порядка 9,3 тыс. машин, считают в PwC. Там учитывают чемпионат мира по футболу, в связи с которым в городах, принимающих матчи, потребуется увеличить парк автобусов.

«Коммерсант»

02.03.16
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 22 февраля 2017 Ой, растет «Калина» («Российская газета»)

    Впервые за 4 года доля проданных машин российских марок превысила 20 процентов. Налицо достаточно серьезный рост, однако причины его, считают эксперты, далеко не самые радужные. Хотя, безусловно, позитив в этой динамике тоже есть.

    подробнее
  • 15 февраля 2017 Какие автомобили выставляли на продажу в 2016 году? («АВТОСТАТ»)

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование предложений о продаже легковых автомобилей на сайте DROM.ru, опубликованных в 2016 году. Согласно результатам исследования, в целом за прошлый год количество предложений о продаже машин, имеющих год выпуска с 2006-го по 2015-й, на этом сайте превысило 1 млн штук.

    подробнее
  • 9 февраля 2017 Авторынок не спешит заводиться («Коммерсант»)

    Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в январе, несмотря на низкую базу прошлого года, вновь сократились – на 5%, до 77,9 тыс. машин. По словам участников рынка, в первом полугодии восстановления спроса ждать не стоит, надежды лишь на второе полугодие. По итогам года компании и дилеры рассчитывают на рост в пределах 5-10%. Впрочем, эксперты поводов для роста рынка не видят и полагают, что автопродажи скорее останутся на уровне прошлого года.

    подробнее