Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 1 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Средневзвешенные цены автомобилей в России в январе - октябре 2016 года

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

30 ноябряподробнее

С какими результатами завершился 2015 год для авторынка Сибири? («Континент Сибирь online»)

По итогам 2015 года продажи новых автомобилей в Сибири упали на 38%, в то время как в целом по России они сократились на 35,7%. Наиболее остро кризис почувствовали Красноярский край, Кемеровская область и Забайкалье. Относительно стабильно 2015 год прошли Омская, Новосибирская области и Алтайский край. Кто больше всего потерял, а кто заполучил в этой ситуации – в материале «КС».

В разрезе регионов

За 2015 год официальными дилерами Сибирского федерального округа (СФО) было реализовано чуть менее 100 тысяч новых автомобилей, что на 38% меньше, чем в 2014 году, и на 44% меньше, чем в 2013 году. Примечательно, что по абсолютным показателям продаж лидером среди городов впервые за последние годы стал не Красноярск, а Новосибирск, где было реализовано свыше 17 тысяч новых автомобилей. Более того, даже если рассматривать ситуацию не по городам, а в целом по субъектам, то и здесь Новосибирская область оказывалась впереди, опережая как Красноярский край, так и Кемеровскую область. Кризисный 2015 год Омская, Новосибирская области и Алтайский край на удивление прошли достаточно стабильно, упав в среднем на 27%. В то время как Красноярский край упал на 47%, Кемеровская область – на 39%, а Забайкальский край – на целых 49%.

1.jpg

Топовая «десятка»

2015 год внес коррективы в расстановку сил среди автопроизводителей. При этом драйвером изменений становился далеко не всегда спрос со стороны покупателей, а гибкость тех или иных дистрибьюторов, а также адекватность их ценовой политики. «КС» уже подробно анализировал ключевые события 2015 года на авторынке Сибири, поэтому в этот раз мы решили остановиться на количественных показателях, традиционно рассмотрев состав Топ-10 по маркам.

Первое место по продажам в СФО за 2015 год закономерно удержал «АвтоВАЗ». Если раньше на пятки заводу в отдельных городах региона наступали иностранные конкуренты, то теперь именно Lada можно считать одним из наиболее стабильных брендов в текущей экономической ситуации. Тем не менее рыночная ситуация не обошла и «АвтоВАЗ»: в 2015 году продажи автомобилей завода упали на 52%. Во многом о дальнейшей динамике продаж Lada можно будет судить по модели Vesta, вышедшей в конце 2015 года, а также по тому, как рынок примет модель XRAY.

Среди городов Сибири позиции «АвтоВАЗа» наиболее сильны в Новосибирске, Омске и Красноярске, а наиболее слабы – в Иркутске, где марка уже откатилась на нетипичное для себя 6-е место, пропустив вперед УАЗ, Nissan, Toyota, Hyundai и KIA. С учетом того, что в 2015 году на сибирский рынок вышла казахская «Бипэк Авто Азия Авто», приобретя в одном только Новосибирске три дилерских центра, по итогам 2016 года можно ожидать дальнейших перемен в позициях бренда. Этому, безусловно, будет способствовать и новая линейка завода, а также ситуация с курсами валют, напрямую отражающаяся на ценообразовании ближайших конкурентов «АвтоВАЗа».

Второе место в общем зачете вновь заняла японская марка Toyota. Несмотря на усиление конкурентов и ослабление позиций отдельных дилеров региона, этот бренд продолжает удерживать первое место среди иномарок, в частности в Красноярске, Иркутске и Томске. Тем не менее в 2015 году продажи автомобилей Toyota упали на 46%. Более половины всего объема реализации марки пришлось на модели Camry и RAV4, а форсировать продажи должен и недавно вышедший на рынок новый Land Cruiser 200. В абсолютных показателях среди городов Сибири продолжает сохранять лидерство Красноярск (ГК «Крепость»), однако за год продажи автомобилей Toyota в этом городе упали более чем на 50%. На этом фоне в Новосибирске японская марка закончила год практически на уровне 2014 года. Падение продаж производителю удалось компенсировать за счет запуска второго официального дилера Toyota в Новосибирске – московской группы компаний «Автомир».

Замыкает Топ-3 корейская марка Hyundai, упавшая на 34%. Во всех отношениях лучше всего корейская марка чувствует себя в Омске, где усилиями «Феникс Авто» и «Евразия Моторс» является лидером среди иномарок. Аналогичная ситуация наблюдается и в Барнауле, но уже за счет одного дилера – «Автоцентра АНТ». Что касается «модельного микса», то на 65% своему результату корейская марка обязана одной единственной модели – Solaris.

Рынок продажавтомобилей в СФОС 7-й на 4-ю строчку за год уверенно продвинулся партнер и одновременно конкурент Hyundai – компания KIA (–27%). Падение продаж марка традиционно планирует компенсировать наращиванием количества партнеров. Так, в скором времени марка запустит второго дилера в Барнауле (где пока ее позиции слабы, только 8-е место), также подыскивается третий партнер в Новосибирске и Красноярске. Количественно большая часть продаж марки приходится на Омск и Новосибирск, однако с точки зрения доли рынка лучше всего KIA удалось продвинуться в Кемерове, где она заняла 1-е место среди иномарок по итогам года. Как и в случае с Hyundai, 57% продаж марки приходится на единственную модель – RIO.

С 3-й на 5-ю строчку переместился японский бренд Nissan (–17%). Несмотря на то что еще год назад многие участники рынка считали его одним из самых привлекательных для дилеров в текущей ситуации, по факту японская марка сумела выбиться в лидеры среди иномарок только в Новосибирске (–8%), на который пришлась почти четверть всех продаж марки в СФО. Гораздо более удручающими выглядят результаты в Красноярске, где марка только 6-я, а ее продажи упали на 47%. На этом фоне не удивительно, что Nissan расторг дилерский договор с одним из своих партнеров в Красноярске – компанией «Титан Моторс». В то же время омский партнер Nissan – ГК «Евразия-Моторс» Ильи Фридмана, напротив, углубил партнерство с японской маркой и в начале 2016 года открыл второй полнофункциональный салон бренда. Такой шаг призван помочь бренду усилить свои позиции в Омске. Если же рассматривать результаты бренда с точки зрения модельной линейки, то половину всех продаж Nissan обеспечили Almera и X-Trail.

На шестой позиции расположился отечественный УАЗ. Завод усилил свои позиции как количественно, так и с точки зрения густоты дилерской сети. В условиях курса на импортозамещение и ухода с российского рынка концерна GM дилеры в течение года активно посматривали именно в сторону УАЗа. В одном только Новосибирске у завода уже целых четыре партнера. Тем не менее опорным пунктом УАЗа в Сибири стал Иркутск, где бренд возглавил рейтинг самых популярных брендов. Такие высокие позиции объясняются традиционно высоким спросом иркутян на полноприводные автомобили. Это позволило УАЗу не только стать лидером рынка в рассматриваемом периоде, но и реализовать в Иркутске больше автомобилей, чем в каждом из остальных городов Сибири. Также достаточно уверенно марка себя чувствует в Барнауле, располагаясь на 3-й строчке. На этом фоне не так сильны позиции у УАЗА в Омске, где марка пока только на 11-й позиции. Однако ситуация может измениться с учетом появления в прошлом году еще одного дилера завода – компании «Альянс Авто».

2.jpg

С 5-й на 7-ю строку откатился французский Renault, 42% продаж которого приходится на модель Duster. Четверть всех продаж этой марки в Сибири пришлись на Новосибирск, где марка заняла 3-е место, уступив вперед только Nissan и Lada. Неплохо у Renault дела и в Барнауле, где бренд вошел в Топ-5. В других городах Сибири у бренда есть резервы для развития. Например, в Красноярске уже скоро появится третий дилерский центр марки.
Восьмую позицию все еще занимает американский бренд Chevrolet. По факту говорить о его тотальном уходе с российского рынка было бы не совсем корректно, поскольку, во-первых, на рынок все еще ввозится и будет ввозиться американская линейка марки. А во-вторых, потому что модель Niva, на которую по сей день приходится 50% всех продаж Chevrolet, осталась на конвейере и, соответственно, в шоу-румах дилеров. Уже по итогам 2015 года на нее пришлось свыше 80% всех продаж Chevrolet в Сибири. В результате, несмотря на утрату большей части модельного ряда, марка Chevrolet – 4-я в Томске, 6-я в Кемерове и Барнауле.

Следом за Chevrolet по списку идет немецкий Volkswagen, свыше половины продаж которого традиционно пришлось на модель Polo. Больше всего автомобили немецкой марки пришлись по вкусу жителям Красноярска (8-е место) и Кемерова (8-е место). Слабее всего марка чувствует себя в Иркутске (14-е место), что вероятно, может быть обусловлено процессами, связанными со сменой собственника дилера Volkswagen – компании «Россо».

3.jpg

Замыкает Топ-10 новичок рейтинга – японский бюджетный бренд Datsun компании Nissan. Несмотря на то что дилеры марки появились пока еще не во всех городах Сибири, Datsun стремительно завоевывает отдельные регионы, например, бренду удалось занять 5-е место в Омске, обогнав даже материнский Nissan. Это примечательно, учитывая, что именно в этом городе и был открыт первый в СФО салон японской марки. Также Datsun попал на 9-е место по Барнаулу и 10-е по Новосибирску. В дальнейшем можно ожидать продолжения роста и укрепления позиций японского бренда, а также расширения географии его присутствия.

Премиум-сегмент

По итогам 2015 года продажи премиум-брендов в СФО упали на 34%, что больше, чем в целом по рынку. Хотя в то же время по сравнению с 2013 годом объемы реализации даже выросли.

Первое место в сегменте удержал Mercedes-Benz, однако отрыв от ближайшего преследователя – японской марки Lexus – оказался достаточно небольшим. Об эффекте кризиса может гооврить тот факт, что в Иркутске Mercedes-Benz наряду с Lexus вошел в Топ-10 самых популярных марок региона, обогнав, к слову, такие непремиальные бренды, как Mitsubishi, Ford, Volkswagen, Skoda, Mazda. В других городах Сибири успехи Mercedes-Benz, возможно, не столь впечатляющи, но в том же Барнауле, Новосибирске, Красноярске и Омске автомобилям с трехлучевой звездой на капоте удалось обогнать по продажам и BMW, и Lexus, и уже тем более Audi. Тем не менее и у Mercedes-Benz продажи упали на целых 28%.

4.jpg

Вторую строчку закрепил за собой японский Lexus. Каждый четвертый проданный автомобиль этой марки остался в Красноярске усилиями ГК «Крепость» Александра Кангуна. Среди лидеров модельной линейки в этот раз – модель LX, которой удалось обогнать былого хедлайнера в лице кроссовера RX.

Замыкает Топ-3 баварский BMW. В целом по сравнению с другими членами немецкой премиальной тройки BMW удалось упасть в меньшей степени, чем другие участники рынка (–17%). Более того, именно внедорожник Х5 стал самой популярной моделью среди всех премиум-брендов в 2015 году в Сибири. Как и в случае с Lexus, марку «кормит» Красноярск. И именно это позволило дилеру марки в указанном городе – «Медведь-Холдингу» – не только выйти в соседний Абакан, но и зайти в 2015 году в Новосибирск.

Далее по списку идет Audi (–36%). Некогда лидер сибирского премиум-сегмента почти в два раза уступил Mercedes-Benz. За год марка почти полностью потеряла Томск, продав в этом городе всего четыре автомобиля. Очень скромно бренд чувствует себя в Новосибирске, где остался только каждый десятый из всех реализованных в СФО автомобилей этой марки. И это не говоря уже о том, что в таком городе-миллионнике, как Омск, у марки уже не первый год вообще нет дилера. Таким образом, сегодня Audi обязана своим позициям партнерам в Красноярске, Иркутске и Кемерове. Если рассматривать позиции марки с точки зрения модельной линейки, то успешно продается Q5, вошедший в Топ-5 самых популярных моделей премиум-брендов в Сибири.

 5.jpg

Замыкает Топ-5 британский Land Rover, упавший за год в Сибири на 58%. Продажи автомобилей распределились по региону крайне равномерно: примерно равные объемы удалось реализовать дилерам в Новосибирске, Красноярске, Кемерове и Барнауле. Однако сам дистрибьютор жаждет большего. Поэтому уже весной 2016 года в Красноярске откроется второй дилерский центр бренда, построенный в новой концепции «Вестминстер». Аналогичных шагов Land Rover, видимо, ждет и от Новосибирска: в 2015 году здесь прошел тендер на второе дилерство, победителем которого стала бийская компания «Терминал Моторс» – собственник бизнеса по Land Rover в Барнауле. Решится ли этот игрок рынка на значительные инвестиции в Новосибирск, пока не ясно.

Расстановка сил среди дилеров

«КС» традиционно составил также и рейтинг самых крупных авторитейлеров региона по результатам 2015 года. В качестве основного критерия стала занимаемая дилером доля рынка в основном регионе своего присутствия. При этом указанный показатель был посчитан на основе данных по продажам автомобильных марок в количественном выражении.

Согласно полученным результатам, 1-е место среди сибирских дилеров по описанному выше показателю вновь удержал крупный алтайский авторитейлер «АНТ» (официальный дилер Lada, Nissan, Datsun, Mitsubishi, Hyundai в Барнауле) с 34% рынка. На позициях компании не отразился отказ от дальнейшей работы с Citroen, зато сыграло в плюс появление в портфеле бюджетного бренда Datsun.

6.jpg

Этот же фактор способствовал сохранению позиций омской ГК «Евразия-Моторс» (официальный дилер Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Hyundai, Renault, Volkswagen) известного местного бизнесмена Ильи Фридмана с 32% рынка и вторым местом в рейтинге. Запуск еще одного салона Nissan призван способствовать усилению дилера.

С 5-й на 3-ю строчку переместился красноярский «Медведь-Холдинг» (официальный дилер Volkswagen, Skoda, Hyundai, Peugeot, BMW, Mitsubishi) Николая Бякова с 21% рынка. Кроме увеличения доли в Красноярске, в минувшем году компания расширила географию своего присутствия не только за счет Минусинска и Абакана, но и за счет Новосибирска.

Следом за «Медведь Холдингом» в списке располагается томский автоцентр «Сто Коней» («Арсенал ЛТД»), который несколько лет назад расширил географию своего присутствия и вышел в Алтайский край, купив активы компании «Барнаул Моторс». Кроме того, безусловно, укреплению позиций «Коней» послужили высокие позиции, достигнутые по бренду KIA в Томске, что показало, что дистрибьютор марки не прогадал, сменив несколько лет назад партнера по этому бренду и отдав его в руки «Арсенал ЛТД».

На 5-й строчке впервые оказалась иркутская группа компаний «Агат-Авто». Этому поспособствовали не только традиционно высокие позиции представляемой дилером марки Nissan в Иркутске, но и отличный старт бюджетного бренда Datsun. Также не стоит забывать и о том, что холдинг «Первая Автоколонна» отказался от дилерства KIA, что дало «Агат-Авто» шанс сконцентрировать у себя продажи этого бренда.

На 6-й строчке, как и год назад, расположилась томская группа компаний «Автосан» Эдуарда Волчека, которая является официальным дилером Renault, Mitsubishi, Nissan, Hyundai, Citroen, Great Wall и занимает 19,7%.

7-е место заняла иркутская группа автодилерских предприятий Анатолия Панцевича («Иркут БКТ», «Сант и К» и «Сибавтоцентр»). Наличие в портфеле таких популярных в Сибири брендов, как Toyota и Renault, позволило дилеру укрепить свои позиции в рейтинге.

С 4-й на 8-ю строчку переместилась иркутская ГК «Россо», являющаяся официальным дилером Audi, Volkswagen, Skoda, Мitsubishi, Hyundai. Ее доля составила 17,8%. Ослабление позиций дилера связано с непростой финансовой ситуацией, в которой оказалась группа компаний в 2014 году, и, как следствие, произошедшей сменой собственника.

Следом за «Россо» располагается возглавляемая Фанией Сапожниковой кемеровская ГК «Сибинпэкс» с 17,4% рынка. Традиционно ее сильные позиции базировались на брендах Chevrolet, Opel и Cadillac, однако с учетом ухода с российского рынка концерна General Motors «Сибинпэкс» вовремя перестроился и получил дилерства Renault и Skoda, что позволит авторитейлеру и дальше сохранять позиции в своем регионе.

Замыкает Топ-10 новосибирская ГК «МАКС Моторс» Владимира Сафронова с 17,3% рынка. Предприятие является лидером среди сибирских авторитейлеров по количеству брендов в портфеле, хотя в 2015 году его и покинули такие бренды, как Fiat, Ford и Skoda.

«Континент Сибирь online»

08.02.16 «Континент Сибирь online»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • сегодня, 11:00 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 Добавят денег на тягач («Российская газета»)

    Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

    подробнее
  • 24 ноября 2016 Рынок автомобилей класса люкс неожиданно дал задний ход («Прайм»)

    Продажи люксовых автомобилей в России падают третий месяц подряд: по данным "Автостата", в октябре сегмент сократился на 31% до 78 единиц. В сентябре падение составило 36%, в августе – 27%.

    подробнее