АВТОСТАТ | С какими результатами завершился 2015 год для авторынка Сибири? («Континент Сибирь online»)

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

08.02.16Прочитали 692 раз

С какими результатами завершился 2015 год для авторынка Сибири? («Континент Сибирь online»)

По итогам 2015 года продажи новых автомобилей в Сибири упали на 38%, в то время как в целом по России они сократились на 35,7%. Наиболее остро кризис почувствовали Красноярский край, Кемеровская область и Забайкалье. Относительно стабильно 2015 год прошли Омская, Новосибирская области и Алтайский край. Кто больше всего потерял, а кто заполучил в этой ситуации – в материале «КС».

В разрезе регионов

За 2015 год официальными дилерами Сибирского федерального округа (СФО) было реализовано чуть менее 100 тысяч новых автомобилей, что на 38% меньше, чем в 2014 году, и на 44% меньше, чем в 2013 году. Примечательно, что по абсолютным показателям продаж лидером среди городов впервые за последние годы стал не Красноярск, а Новосибирск, где было реализовано свыше 17 тысяч новых автомобилей. Более того, даже если рассматривать ситуацию не по городам, а в целом по субъектам, то и здесь Новосибирская область оказывалась впереди, опережая как Красноярский край, так и Кемеровскую область. Кризисный 2015 год Омская, Новосибирская области и Алтайский край на удивление прошли достаточно стабильно, упав в среднем на 27%. В то время как Красноярский край упал на 47%, Кемеровская область – на 39%, а Забайкальский край – на целых 49%.

1.jpg

Топовая «десятка»

2015 год внес коррективы в расстановку сил среди автопроизводителей. При этом драйвером изменений становился далеко не всегда спрос со стороны покупателей, а гибкость тех или иных дистрибьюторов, а также адекватность их ценовой политики. «КС» уже подробно анализировал ключевые события 2015 года на авторынке Сибири, поэтому в этот раз мы решили остановиться на количественных показателях, традиционно рассмотрев состав Топ-10 по маркам.

Первое место по продажам в СФО за 2015 год закономерно удержал «АвтоВАЗ». Если раньше на пятки заводу в отдельных городах региона наступали иностранные конкуренты, то теперь именно Lada можно считать одним из наиболее стабильных брендов в текущей экономической ситуации. Тем не менее рыночная ситуация не обошла и «АвтоВАЗ»: в 2015 году продажи автомобилей завода упали на 52%. Во многом о дальнейшей динамике продаж Lada можно будет судить по модели Vesta, вышедшей в конце 2015 года, а также по тому, как рынок примет модель XRAY.

Среди городов Сибири позиции «АвтоВАЗа» наиболее сильны в Новосибирске, Омске и Красноярске, а наиболее слабы – в Иркутске, где марка уже откатилась на нетипичное для себя 6-е место, пропустив вперед УАЗ, Nissan, Toyota, Hyundai и KIA. С учетом того, что в 2015 году на сибирский рынок вышла казахская «Бипэк Авто Азия Авто», приобретя в одном только Новосибирске три дилерских центра, по итогам 2016 года можно ожидать дальнейших перемен в позициях бренда. Этому, безусловно, будет способствовать и новая линейка завода, а также ситуация с курсами валют, напрямую отражающаяся на ценообразовании ближайших конкурентов «АвтоВАЗа».

Второе место в общем зачете вновь заняла японская марка Toyota. Несмотря на усиление конкурентов и ослабление позиций отдельных дилеров региона, этот бренд продолжает удерживать первое место среди иномарок, в частности в Красноярске, Иркутске и Томске. Тем не менее в 2015 году продажи автомобилей Toyota упали на 46%. Более половины всего объема реализации марки пришлось на модели Camry и RAV4, а форсировать продажи должен и недавно вышедший на рынок новый Land Cruiser 200. В абсолютных показателях среди городов Сибири продолжает сохранять лидерство Красноярск (ГК «Крепость»), однако за год продажи автомобилей Toyota в этом городе упали более чем на 50%. На этом фоне в Новосибирске японская марка закончила год практически на уровне 2014 года. Падение продаж производителю удалось компенсировать за счет запуска второго официального дилера Toyota в Новосибирске – московской группы компаний «Автомир».

Замыкает Топ-3 корейская марка Hyundai, упавшая на 34%. Во всех отношениях лучше всего корейская марка чувствует себя в Омске, где усилиями «Феникс Авто» и «Евразия Моторс» является лидером среди иномарок. Аналогичная ситуация наблюдается и в Барнауле, но уже за счет одного дилера – «Автоцентра АНТ». Что касается «модельного микса», то на 65% своему результату корейская марка обязана одной единственной модели – Solaris.

Рынок продажавтомобилей в СФОС 7-й на 4-ю строчку за год уверенно продвинулся партнер и одновременно конкурент Hyundai – компания KIA (–27%). Падение продаж марка традиционно планирует компенсировать наращиванием количества партнеров. Так, в скором времени марка запустит второго дилера в Барнауле (где пока ее позиции слабы, только 8-е место), также подыскивается третий партнер в Новосибирске и Красноярске. Количественно большая часть продаж марки приходится на Омск и Новосибирск, однако с точки зрения доли рынка лучше всего KIA удалось продвинуться в Кемерове, где она заняла 1-е место среди иномарок по итогам года. Как и в случае с Hyundai, 57% продаж марки приходится на единственную модель – RIO.

С 3-й на 5-ю строчку переместился японский бренд Nissan (–17%). Несмотря на то что еще год назад многие участники рынка считали его одним из самых привлекательных для дилеров в текущей ситуации, по факту японская марка сумела выбиться в лидеры среди иномарок только в Новосибирске (–8%), на который пришлась почти четверть всех продаж марки в СФО. Гораздо более удручающими выглядят результаты в Красноярске, где марка только 6-я, а ее продажи упали на 47%. На этом фоне не удивительно, что Nissan расторг дилерский договор с одним из своих партнеров в Красноярске – компанией «Титан Моторс». В то же время омский партнер Nissan – ГК «Евразия-Моторс» Ильи Фридмана, напротив, углубил партнерство с японской маркой и в начале 2016 года открыл второй полнофункциональный салон бренда. Такой шаг призван помочь бренду усилить свои позиции в Омске. Если же рассматривать результаты бренда с точки зрения модельной линейки, то половину всех продаж Nissan обеспечили Almera и X-Trail.

На шестой позиции расположился отечественный УАЗ. Завод усилил свои позиции как количественно, так и с точки зрения густоты дилерской сети. В условиях курса на импортозамещение и ухода с российского рынка концерна GM дилеры в течение года активно посматривали именно в сторону УАЗа. В одном только Новосибирске у завода уже целых четыре партнера. Тем не менее опорным пунктом УАЗа в Сибири стал Иркутск, где бренд возглавил рейтинг самых популярных брендов. Такие высокие позиции объясняются традиционно высоким спросом иркутян на полноприводные автомобили. Это позволило УАЗу не только стать лидером рынка в рассматриваемом периоде, но и реализовать в Иркутске больше автомобилей, чем в каждом из остальных городов Сибири. Также достаточно уверенно марка себя чувствует в Барнауле, располагаясь на 3-й строчке. На этом фоне не так сильны позиции у УАЗА в Омске, где марка пока только на 11-й позиции. Однако ситуация может измениться с учетом появления в прошлом году еще одного дилера завода – компании «Альянс Авто».

2.jpg

С 5-й на 7-ю строку откатился французский Renault, 42% продаж которого приходится на модель Duster. Четверть всех продаж этой марки в Сибири пришлись на Новосибирск, где марка заняла 3-е место, уступив вперед только Nissan и Lada. Неплохо у Renault дела и в Барнауле, где бренд вошел в Топ-5. В других городах Сибири у бренда есть резервы для развития. Например, в Красноярске уже скоро появится третий дилерский центр марки.
Восьмую позицию все еще занимает американский бренд Chevrolet. По факту говорить о его тотальном уходе с российского рынка было бы не совсем корректно, поскольку, во-первых, на рынок все еще ввозится и будет ввозиться американская линейка марки. А во-вторых, потому что модель Niva, на которую по сей день приходится 50% всех продаж Chevrolet, осталась на конвейере и, соответственно, в шоу-румах дилеров. Уже по итогам 2015 года на нее пришлось свыше 80% всех продаж Chevrolet в Сибири. В результате, несмотря на утрату большей части модельного ряда, марка Chevrolet – 4-я в Томске, 6-я в Кемерове и Барнауле.

Следом за Chevrolet по списку идет немецкий Volkswagen, свыше половины продаж которого традиционно пришлось на модель Polo. Больше всего автомобили немецкой марки пришлись по вкусу жителям Красноярска (8-е место) и Кемерова (8-е место). Слабее всего марка чувствует себя в Иркутске (14-е место), что вероятно, может быть обусловлено процессами, связанными со сменой собственника дилера Volkswagen – компании «Россо».

3.jpg

Замыкает Топ-10 новичок рейтинга – японский бюджетный бренд Datsun компании Nissan. Несмотря на то что дилеры марки появились пока еще не во всех городах Сибири, Datsun стремительно завоевывает отдельные регионы, например, бренду удалось занять 5-е место в Омске, обогнав даже материнский Nissan. Это примечательно, учитывая, что именно в этом городе и был открыт первый в СФО салон японской марки. Также Datsun попал на 9-е место по Барнаулу и 10-е по Новосибирску. В дальнейшем можно ожидать продолжения роста и укрепления позиций японского бренда, а также расширения географии его присутствия.

Премиум-сегмент

По итогам 2015 года продажи премиум-брендов в СФО упали на 34%, что больше, чем в целом по рынку. Хотя в то же время по сравнению с 2013 годом объемы реализации даже выросли.

Первое место в сегменте удержал Mercedes-Benz, однако отрыв от ближайшего преследователя – японской марки Lexus – оказался достаточно небольшим. Об эффекте кризиса может гооврить тот факт, что в Иркутске Mercedes-Benz наряду с Lexus вошел в Топ-10 самых популярных марок региона, обогнав, к слову, такие непремиальные бренды, как Mitsubishi, Ford, Volkswagen, Skoda, Mazda. В других городах Сибири успехи Mercedes-Benz, возможно, не столь впечатляющи, но в том же Барнауле, Новосибирске, Красноярске и Омске автомобилям с трехлучевой звездой на капоте удалось обогнать по продажам и BMW, и Lexus, и уже тем более Audi. Тем не менее и у Mercedes-Benz продажи упали на целых 28%.

4.jpg

Вторую строчку закрепил за собой японский Lexus. Каждый четвертый проданный автомобиль этой марки остался в Красноярске усилиями ГК «Крепость» Александра Кангуна. Среди лидеров модельной линейки в этот раз – модель LX, которой удалось обогнать былого хедлайнера в лице кроссовера RX.

Замыкает Топ-3 баварский BMW. В целом по сравнению с другими членами немецкой премиальной тройки BMW удалось упасть в меньшей степени, чем другие участники рынка (–17%). Более того, именно внедорожник Х5 стал самой популярной моделью среди всех премиум-брендов в 2015 году в Сибири. Как и в случае с Lexus, марку «кормит» Красноярск. И именно это позволило дилеру марки в указанном городе – «Медведь-Холдингу» – не только выйти в соседний Абакан, но и зайти в 2015 году в Новосибирск.

Далее по списку идет Audi (–36%). Некогда лидер сибирского премиум-сегмента почти в два раза уступил Mercedes-Benz. За год марка почти полностью потеряла Томск, продав в этом городе всего четыре автомобиля. Очень скромно бренд чувствует себя в Новосибирске, где остался только каждый десятый из всех реализованных в СФО автомобилей этой марки. И это не говоря уже о том, что в таком городе-миллионнике, как Омск, у марки уже не первый год вообще нет дилера. Таким образом, сегодня Audi обязана своим позициям партнерам в Красноярске, Иркутске и Кемерове. Если рассматривать позиции марки с точки зрения модельной линейки, то успешно продается Q5, вошедший в Топ-5 самых популярных моделей премиум-брендов в Сибири.

 5.jpg

Замыкает Топ-5 британский Land Rover, упавший за год в Сибири на 58%. Продажи автомобилей распределились по региону крайне равномерно: примерно равные объемы удалось реализовать дилерам в Новосибирске, Красноярске, Кемерове и Барнауле. Однако сам дистрибьютор жаждет большего. Поэтому уже весной 2016 года в Красноярске откроется второй дилерский центр бренда, построенный в новой концепции «Вестминстер». Аналогичных шагов Land Rover, видимо, ждет и от Новосибирска: в 2015 году здесь прошел тендер на второе дилерство, победителем которого стала бийская компания «Терминал Моторс» – собственник бизнеса по Land Rover в Барнауле. Решится ли этот игрок рынка на значительные инвестиции в Новосибирск, пока не ясно.

Расстановка сил среди дилеров

«КС» традиционно составил также и рейтинг самых крупных авторитейлеров региона по результатам 2015 года. В качестве основного критерия стала занимаемая дилером доля рынка в основном регионе своего присутствия. При этом указанный показатель был посчитан на основе данных по продажам автомобильных марок в количественном выражении.

Согласно полученным результатам, 1-е место среди сибирских дилеров по описанному выше показателю вновь удержал крупный алтайский авторитейлер «АНТ» (официальный дилер Lada, Nissan, Datsun, Mitsubishi, Hyundai в Барнауле) с 34% рынка. На позициях компании не отразился отказ от дальнейшей работы с Citroen, зато сыграло в плюс появление в портфеле бюджетного бренда Datsun.

6.jpg

Этот же фактор способствовал сохранению позиций омской ГК «Евразия-Моторс» (официальный дилер Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Hyundai, Renault, Volkswagen) известного местного бизнесмена Ильи Фридмана с 32% рынка и вторым местом в рейтинге. Запуск еще одного салона Nissan призван способствовать усилению дилера.

С 5-й на 3-ю строчку переместился красноярский «Медведь-Холдинг» (официальный дилер Volkswagen, Skoda, Hyundai, Peugeot, BMW, Mitsubishi) Николая Бякова с 21% рынка. Кроме увеличения доли в Красноярске, в минувшем году компания расширила географию своего присутствия не только за счет Минусинска и Абакана, но и за счет Новосибирска.

Следом за «Медведь Холдингом» в списке располагается томский автоцентр «Сто Коней» («Арсенал ЛТД»), который несколько лет назад расширил географию своего присутствия и вышел в Алтайский край, купив активы компании «Барнаул Моторс». Кроме того, безусловно, укреплению позиций «Коней» послужили высокие позиции, достигнутые по бренду KIA в Томске, что показало, что дистрибьютор марки не прогадал, сменив несколько лет назад партнера по этому бренду и отдав его в руки «Арсенал ЛТД».

На 5-й строчке впервые оказалась иркутская группа компаний «Агат-Авто». Этому поспособствовали не только традиционно высокие позиции представляемой дилером марки Nissan в Иркутске, но и отличный старт бюджетного бренда Datsun. Также не стоит забывать и о том, что холдинг «Первая Автоколонна» отказался от дилерства KIA, что дало «Агат-Авто» шанс сконцентрировать у себя продажи этого бренда.

На 6-й строчке, как и год назад, расположилась томская группа компаний «Автосан» Эдуарда Волчека, которая является официальным дилером Renault, Mitsubishi, Nissan, Hyundai, Citroen, Great Wall и занимает 19,7%.

7-е место заняла иркутская группа автодилерских предприятий Анатолия Панцевича («Иркут БКТ», «Сант и К» и «Сибавтоцентр»). Наличие в портфеле таких популярных в Сибири брендов, как Toyota и Renault, позволило дилеру укрепить свои позиции в рейтинге.

С 4-й на 8-ю строчку переместилась иркутская ГК «Россо», являющаяся официальным дилером Audi, Volkswagen, Skoda, Мitsubishi, Hyundai. Ее доля составила 17,8%. Ослабление позиций дилера связано с непростой финансовой ситуацией, в которой оказалась группа компаний в 2014 году, и, как следствие, произошедшей сменой собственника.

Следом за «Россо» располагается возглавляемая Фанией Сапожниковой кемеровская ГК «Сибинпэкс» с 17,4% рынка. Традиционно ее сильные позиции базировались на брендах Chevrolet, Opel и Cadillac, однако с учетом ухода с российского рынка концерна General Motors «Сибинпэкс» вовремя перестроился и получил дилерства Renault и Skoda, что позволит авторитейлеру и дальше сохранять позиции в своем регионе.

Замыкает Топ-10 новосибирская ГК «МАКС Моторс» Владимира Сафронова с 17,3% рынка. Предприятие является лидером среди сибирских авторитейлеров по количеству брендов в портфеле, хотя в 2015 году его и покинули такие бренды, как Fiat, Ford и Skoda.

«Континент Сибирь online»