Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 6 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Лидеры рынка в городах РФ с населением более 1 млн человек

Лидерами рынка в 15 городах-миллионниках являются лишь три модели.

21 февраляподробнее

ОСАГО со скидкой

С прошлого года полисы ОСАГО в разных компаниях могут стоить по-разному и различия в тарифах будут только расти. Как работает ценовой коридор в ОСАГО и можно ли сегодня купить полис по минимальной цене?

Покупая полис ОСАГО, стоит обращать внимание не только на собственные представления о надежности страховых компаний, но и на цены. С прошлого года страховые компании устанавливают их в рамках тарифного коридора ЦБ и у клиентов теоретически есть возможность сэкономить до 16,7% от стоимости страховки. Грех не воспользоваться такой скидкой в кризис, если, конечно, удастся ее получить.

Откуда разница

До сентября 2014 года стоимость полиса ОСАГО рассчитывалась исходя из базового тарифа и семи коэффициентов, то есть была одинакова для конкретного автомобилиста в разных компаниях. Поэтому особой разницы, где именно страховать ОСАГО, не было, разве что важно было не нарваться на откровенных мошенников. С прошлого года ЦБ, регулирующий рынок страхования, вместо единого базового тарифа ввел тарифный коридор – максимальный и минимальный базовый тариф. Автомобилисты его не заметили: верхняя граница была выше нижней лишь на 5%.

Но в момент резкого повышения цен на ОСАГО в апреле 2015 года коридор увеличился до 20%. ЦБ поднял минимальный базовый тариф на 40%, а максимальный – сразу на 60%. Базовый тариф для легковых автомобилей, принадлежащих частным лицам, после этого составил 3432–4118 руб. РБК решил проверить, насколько активно страховщики используют этот коридор и можно ли застраховаться по минимальной цене.

Жизнь в коридоре

Чтобы понять, как различаются цены на ОСАГО, мы изучили предложения 15 крупнейших страховщиков по этому виду страхования, зарегистрированных в Москве. Мы взяли самый популярный в столице, по данным аналитического агентства «Автостат», автомобиль Ford Focus 2012 года выпуска с объемом двигателя 1,6 л, мощностью 105 л.с. За рулем, решили мы, будет ездить один человек старше 22 лет, со стажем более трех лет, у которого коэффициент «бонус-малус» равен «1».

Выяснилось, что в Москве тарифный коридор работает. Здесь полис на Ford Focus стоит от 8236,80 (минимум) до 9883,20 руб. (максимум). Таким образом, в случае с одним из самых популярных автомобилей московского региона ценовой разброс составил 1646 руб.

При этом из 15 страховых компаний максимальную сумму предлагают меньше половины – семь компаний. У пяти – минимальный тариф. Самые выгодные полисы ОСАГО у компаний «АльфаСтрахование», «Ренессанс Страхование», «Макс», «Энергогарант» и «Жасо».

Заместитель начальника управления методики актуарных расчетов компании «Макс» Максим Маркелов говорит, что в Москве и Московской области, отчасти в Санкт-Петербурге наименьшая убыточность по этому виду страхования. «Поэтому по Москве и Московской области у нас действительно установлено минимальное значение базового тарифа практически по всем категориям транспортных средств», – говорит он.

Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров подтверждает, что в Москве базовый тариф для частных клиентов находится в нижнем ценовом диапазоне. «Здесь мы работаем по тому страховому тарифу, который соответствует рентабельности, достаточной для того, чтобы обеспечивать обязательства по договорам», – говорит Макаров. По его словам, в других регионах, кроме Москвы и Московской области, компания продает полисы ОСАГО по верхней границе тарифного коридора.

Самые высокие тарифы в нашем случае – в «Росгосстрахе», ВСК, «Ингосстрахе», СОГАЗе, «Согласии», «Уралсибе» и Межотраслевом страховом центре. В пресс-службе «Росгосстраха» максимальные тарифы объясняют так: «Рентабельность или убыточность каждой компании в Москве или ином регионе разные, они определяются портфелем [договоров]. А портфели у всех компаний разные».

Одновременно генеральный директор компании «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников называет компании, которые продают в Москве ОСАГО по верхней планке, «безумно алчными». «В реальности в московском регионе мы платим многократно завышенные премии, – говорит Тюрников. – В Москве по ОСАГО страховые компании выплачивают 20–30% от сборов».

Москва – исключение

Большинство опрошенных РБК страховщиков говорят, что в регионах предпочитают назначать цены на ОСАГО по верхней границе ценового коридора. На решение, какой именно выбрать тариф, могут влиять множество факторов – от частоты аварий и суммы выплат по ним до уровня конкуренции, судебной активности клиентов и автомобильных юристов в конкретных регионах, объясняет генеральный директор «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов.

Получается, что Москва – один из немногих регионов, где тарифы ОСАГО могут рассчитываться исходя из минимального размера базового тарифа. «В Москве и области результаты по ОСАГО лучше, чем в регионах, поэтому здесь мы можем себе позволить продавать полисы дешевле», – говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов (его компания предлагает ОСАГО для Ford Focus на среднем уровне 8649,6 руб.). По его словам, к этому компанию побуждает в том числе и высокая активность конкурентов – страховщики вынуждены продавать полисы на выгодных условиях, чтобы конкурировать с другими игроками рынка.

По словам Иванова, пониженные тарифы компании сегодня установлены в Перми, Южно-Сахалинске и Чечне. В Челябинской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Волгограде тарифы, наоборот, максимальные, так как здесь особенно активны клиенты, отстаивающие свои права в суде. По словам представителей страховых компаний «Макс» и «Ренессанс Страхование», по всем регионам, кроме Москвы и области, у них установлены максимальные значения базовых тарифов. В «Росгосстрахе», по данным компании, стоимость полисов ОСАГО по всей России рассчитывается исходя из максимального базового тарифа.

По словам Фатьянова, в «Зетта Страховании» максимальные тарифы в основном установлены на Юге и в Поволжье, на Камчатке, в Челябинске, Ульяновске. «Совсем минимальных тарифов у нас нет, скорее есть средние внутри коридора ЦБ – в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде», – говорит глава страховой компании.

Внимание на цены

Страховщики уверены, что текущий ценовой коридор слишком узок и очень скоро тарифы перестанут соответствовать рыночной ситуации. «Надо как можно скорее переходить к свободным тарифам, которые позволят устанавливать адекватную цену на ОСАГО в каждом регионе и предоставлять клиентам более качественную страховую защиту», – призывает Иванов из «РЕСО-Гарантии».

Об этом же говорят в ЦБ. «Совершенно очевидно, что мы должны двигаться к тому, чтобы тариф становился свободным», – говорил зампред Центробанка Владимир Чистюхин, выступая на конференции «Будущее страхового рынка России» 18 ноября. А председатель ЦБ Эльвира Набиуллина тогда же поручила Российскому союзу автостраховщиков (РСА) разработать план по реализации тарифов ОСАГО.

По данным газеты «Коммерсантъ», РСА уже подготовил и отправил в ЦБ варианты изменения тарифов ОСАГО. Первым шагом к дальнейшей либерализации цен станет расширение тарифного коридора до 30%.

По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, в случае повышения тарифов автовладельцы будут протестовать точно так же, как они протестовали против парковок в Москве. «По нашим оценкам, в том числе в Москве, тариф завышен не менее чем на 50%, – говорит Янин. – Поэтому мы бы приветствовали расширение коридора при условии, что компании не будут использовать это для очередного повышения цен».

Янин также отмечает, что расширение коридора делает ОСАГО меньше похожим на налог и больше похожим на услугу. «До последнего времени люди не делали маркетинговых исследований, где дешевле стоит полис, – говорит он. – С расширением коридора этот налог становится более сложным продуктом». Поэтому Янин советует уже сегодня, выбирая компанию, начинать сравнивать цены на полисы ОСАГО.

«РБК daily»

22.12.15
 
Загрузка...

Новости на эту тему

  • сегодня, 14:04 Страховщики с начала года заключили 355 тысяч договоров е-ОСАГО

    Страховые компании с 1 января по 21 февраля 2017 года заключили более 355 тыс. договоров ОСАГО в электронном виде, тем самым превысив объем общих продаж за 12 месяцев прошлого года. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, напомнив, что за весь 2016 год, когда страховщики продавали электронные полисы «автогражданки» в добровольном порядке, было заключено 330 тыс. таких договоров.

    подробнее
  • 21 февраля 2017 Введение ремонтной «автогражданки» отложили на 2018 год

    Введение натурального возмещения по ОСАГО на всей территории России произойдет не с 1 марта 2017 года, как обсуждалась ранее, а только с 1 января 2018-го.

    подробнее
  • 1 февраля 2017 Страховщики в январе продали 190 тысяч электронных полисов ОСАГО

    Страховые компании в январе 2017 года заключили почти 190 тыс. договоров ОСАГО в электронном виде, что составляет 60% от общего числа таких договоров, заключенных за весь 2016 год. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 30 января 2017 Средняя выплата по ОСАГО в 2016 году выросла на 40% («Ведомости»)

    Средняя выплата в ОСАГО в 2016 г. выросла на 40% – до 69 024 руб., средняя премия по договору при этом увеличилась всего на 9% – до 6032 руб., свидетельствуют предварительные данные Российского союза страховщиков (РСА). В 2015 г. средняя выплата составляла 49 422 руб., средняя премия – 5531 руб.

    подробнее
  • 22 декабря 2016 ОСАГО реформируют «по жести» («Газета.Ru»)

    В Госдуме продолжается обсуждение законопроекта о реформе ОСАГО, по итогам которой автовладельцам вместо денег будут выплачивать страховку «натурой» – в виде ремонта. Центральный банк в числе прочего хочет дать автовладельцам право претендовать на привычную денежную компенсацию в случае «тяжелого положения».

    подробнее
  • 23 сентября 2016 По чьим карманам ударит реформа ОСАГО? (Авторамблер)

    «Автогражданка» подорожает для злостных нарушителей ПДД. Страховщики сократят денежные компенсации в пользу ремонта. Что еще ждать от реформы ОСАГО?

    подробнее