АВТОСТАТ | Грязные и «серые»: на чем автомобилисты экономят в кризис

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

02.12.15Прочитали 226 раз

Грязные и «серые»: на чем автомобилисты экономят в кризис

Автомобилисты в 2015 году стали существенно экономить на своих машинах. По данным «Автостата», каждый второй автовладелец пытается сократить издержки на эксплуатацию, ремонт и обслуживание. Большинство участников опроса признались, что экономят на мойке, сервисе и ремонте и стараются реже ездить. При этом водители не стремятся заливать более дешевое топливо – это, согласно результатам опросов, самая непопулярная мера экономии.

Опрос «Автостата», проведенный совместно с сайтом объявлений по продаже автомобилей «Авито Авто», показал, что больше остальных стараются сэкономить владельцы массовых российских и иностранных автомобилей возрастом старше семи лет. Покупатели машин класса премиум при этом не стремятся сокращать издержки. Например, они в меньшей степени экономят на мойке и дополнительных услугах, от которых вынуждены отказаться более 70% респондентов. Кризис не коснулся такой услуги, как профессиональное нанесение различного рода покрытий на кузов, защищающих и восстанавливающих лакокрасочное покрытие.

«Мы обслуживаем автомобили премиум-сегмента, поэтому кризисные моменты на нас не сказались. Кроме того, владельцы автомобилей возрастом 3-5 лет стали приезжать к нам чаще, чтобы дольше сохранить достойный внешний вид», – рассказал корреспонденту Autonews.ru руководитель отдела маркетинга и PR компании Mr Cap Сергей Лошаков.

Несмотря на отмеченное снижение популярности автомоек и дополнительных услуг, этот бизнес продолжает расти. По данным городского информационного сервиса 2ГИС, с начала года по ноябрь в городах с населением более 500 тыс. человек количество автомоек только увеличивалось: лидерами прироста стали Астрахань (+43,5%) и Тюмень (+33,9%). В Москве, где расположено больше всего моек, с января открылось еще 381 предприятие (+23,8%).

Рост цен на расходники и комплектующие вынудил автомобилистов приобретать более дешевые аналоги - за такой вариант экономии высказались 61% и 42% респондентов. По данным «Автостата», литр импортного моторного масла стал на 100 руб. дороже, чем в прошлом году, а литр российского подорожал не так сильно – в среднем на 10 рублей.

«Тренд этого сезона – размещение небольшого количества товара в достаточно крупной упаковке», – объяснил гендиректор холдинга РусХОЛТС, специализирующегося на ведении нетопливных бизнесов сетей АЗС, Александр Кузьмин.

По его словам, очень небольшое количество водителей разбавляют незамерзающую жидкость водой во время повышения температуры зимой. Остальные стараются всегда держать в бачке жидкость с температурой замерзания минус 20-25 градусов.

Автолюбители практически не экономят на бензине. Не стремятся они выгадать на покупке более дешевых шин и аккумуляторов. По данным «Яндекс.Маркета», треть шинных продаж в октябре пришлась на довольно дорогую продукцию трех известных брендов: Nokian, Bridgestone и Goodyear. Резина в сравнении с прошлым годом, согласно расчетам «Яндекса», подорожала незначительно – всего на 200 рублей.

В денежном отношении рынок автокомпонентов за год сократился на 8%, однако в количественном отношении остался на прежнем уровне, свидетельствуют данные Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих. Многие автолюбители в целях экономии средств и снижения стоимости владения автомобилем либо покупают неоригинальные запчасти, либо приезжают на ТО со своими запчастями. Однако даже оригинальные комплектующие иногда оказываются подделкой.

«Мы все чаще сталкиваемся с тем, что в оригинальных упаковках лежат неоригинальные запчасти», – рассказал директор по послепродажному обслуживанию Ауди Центр Варшавка ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Кирдяшов.

Выбор неофициального сервисного центра, обслуживание автомобиля в гаражах или самостоятельно также становится способом сэкономить. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, стоимость работ по обслуживанию машин в официальных сервисах выросла примерно на 10-15%. Согласно более раннему опросу агентства «Автостат», многие автовладельцы после окончания гарантийного срока либо вообще уходят в неофициальные сервисы, либо продолжают обращаться, но только по серьезным поводам. Главной причиной стала высокая стоимость работ. Участники нового опроса в большинстве своем высказались за самостоятельное проведение обслуживания, либо в гараже у знакомого.

«По нашим данным, оптовые продажи комплектующих падают. Это косвенно подтверждает тот факт, что автовладельцы перестают пользоваться услугами СТО, которые и являются основными оптовыми покупателями», – отметил генеральный директор производителя свечей зажигания «НГК Спарк Плагс Евразия» Эдуард Дигель.

В меньшей степени это касается премиальных марок и дорогих автомобилей. По словам руководителя послепродажного обслуживания по работе с корпоративными клиентами «Панавто» (официальный дилер Mercedes-Benz) Александра Пшеничнова, количество владельцев автомобилей, обсуживающихся у официальных дилеров, не уменьшилось. Напротив, за 9 месяцев 2015 года показатель продаж количества нормо-часов увеличился на 4% по отношению к 2014 году.

«Как и в прошлые годы, основная доля автомобилей – это гарантийные машины. Если говорить о характере обслуживания, то 90% клиентов – владельцы моделей S-Class, GL, ML, которые выбирают полноценный сервис и приобретают запасные части у официального дилера. Покупатели более доступных моделей A-, B- и С-Class пытаются немного сэкономить, но все же стремятся получить качественное обслуживание. К примеру, приобретают оригинальные детали у неофициальных дилеров и приезжают в наш сервис», – рассказал Пшеничнов.

Доля трехлетних машин в российском автопарке на начало 2015 года составляла чуть более 17%, тогда как количество автомобилей старше 10 лет достигает почти половины от общего числа. Большой процент автолюбителей (39% по данным «Автостата») предпочитает ремонтировать машину в гаражах, а чуть больше трети опрошенных вынуждены откладывать мелкий кузовной ремонт и устранение незначительных неисправностей.

Автомобилисты в кризис стали выбирать упрощенные программы страхования – преимущественно по рискам «угон» и «тотальный ущерб», а также программы с франшизой.
«Аргумент простой: мелкий ремонт в пределах франшизы можно выполнить в гаражном сервисе, а крупный - уже по направлению страховщика», – рассказала соучредитель компании IID «Инновационные страховые решения» Людмила Ростова.

По данным «РЕСО-Гарантия», в прошлом году доля франшизы по компаниям составляла 15%. К началу 2015 года она выросла до 50% и на сегодняшний день достигла 60%. Причем, сами страховщики поддерживают этот способ, так как мелкий ремонт оказывает негативное влияние на тарифы. В настоящее время франшиза позволяет сэкономить до половины стоимости каско.

При этом, несмотря на снижение доли кредитных автомобилей, каско по-прежнему остается достаточно популярным. «Кризис – не то время, когда люди отказываются от дополнительной защиты, поэтому мы не замечаем снижения продаж полисов каско», – объяснил официальный представитель «РЕСО-Гарантия» Никита Ситников.

Столкнувшись с ростом стоимости владения автомобилем практически по всем направлениям, часть автовладельцев постепенно начала отказываться от ежедневного использования машины и дальних поездок - так поступили 37% опрошенных. А это, по мнению игроков рынка, может стать серьезным испытанием для всей индустрии.

«Самый плохой вариант развития событий – отказ потребителя от использования автомобиля, так как это повлечет за собой значительное снижение спроса на автокомпоненты», – предупредил Дигель.

AutoNews.ru