АВТОСТАТ | Автодилеры создают единую базу машин с пробегом

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

26.11.15Прочитали 192 раз

Автодилеры создают единую базу машин с пробегом

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) определилась с партнером, который создаст единый электронный каталог, содержащий историю эксплуатации каждого российского автомобиля. Им стал портал частных объявлений Avito.ru, сообщили «Известиям» в компании и РОАД. По замыслу продавцов автомобилей, каталог позволит отслеживать все перепродажи, техосмотры, ДТП, ремонтные, кредитные и страховые случаи в жизни автомобиля. В РОАД надеются, что удастся на законодательном уровне ввести обязанность граждан фиксировать хотя бы пробег автомобиля, а автодилеры будут заполнять базу тщательнее.

– Avito совместно с РОАД создает единую электронную базу по автомобилям с пробегом. Avito отвечает за техническую часть вопроса, – рассказал «Известиям» руководитель подразделения «Авито.Авто» Сергей Литвиненко.

Литвиненко не уточнил, на каком сайте будет доступна база, но, по словам источников, знакомых с деталями проекта, база будет располагаться на Avito.ru. Крупнейшим акционером Avito в октябре 2015 года стал южноафриканский медиахолдинг Naspers, который владеет порядка 28% в Mail.ru Group.

В РОАД делают упор на то, что электронная база сможет решить одну из главных проблем продажи подержанных машин – скрученный пробег.

– Прежде всего должна и будет проведена законодательная работа. Краеугольный камень этой системы – это пробег, который должен нормативно фиксироваться на всех стадиях эксплуатации автомобиля. Недавно в России введены электронные ПТС [решение Евразийской экономической комиссии вступило в силу 28 октября 2015 года], но там нет графы «пробег». А должно быть так: купили автомобиль – делается запись о пробеге, и отметки должны добавляться на каждом этапе: техосмотр, доверенность, купля-продажа, страховка и пр., – сообщил представитель РОАД.

Если дилерам удастся добиться понимания у чиновников, то будут внесены изменения в совместный приказ МВД, Минпромэнерго, Минэкономразвития от 2005 года (последняя редакция от 17 ноября 2014 года) «Об утверждении положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств». Планируется, что создаваемая база РОАД и Avito будет синхронизирована с полицейской базой электронных ПТС. В МВД не смогли дать оперативный комментарий по теме.

Предполагается, что вся информация об эксплуатации автомобиля будет поступать в электронную базу РОАД и Avito непосредственно от дилеров. Сейчас РОАД уже получил согласие от участников ассоциации (более 200 компаний) и рассчитывает на солидарность других авторитейлеров (в России всего около 4 тыс. компаний). Предполагается, что дилеры будут обладать наиболее полной информацией из карточек автомобилей (российский автопарк насчитывает порядка 45 млн машин). Автобизнес с помощью этой базы попытается оттянуть на себя продажи бэушных автомобилей от частников и перекупщиков. Сейчас, по оценкам аналитического агентства «Автостат», через официальных дилеров в премиум-сегменте продается только 7,5% подержанных машин, а в массовой категории – только 3,1%.

– Для дилерских центров выгода очевидна: в 2015 году на вторичном рынке будет продано порядка 5 млн автомобилей против примерно 1,5 млн на рынке новых машин. Ввиду ухода GM, сокращения бизнеса Honda и прочих кризисных явлений продажа автомобилей с пробегом становится одним из важнейших механизмов, которые могут дать дополнительный заработок дилеру, – отметили в ассоциации автодилеров.

Условия предоставления этой базы для всех дилеров пока обсуждаются, но для обычных граждан запросы будут платными. В пример РОАД приводит североамериканскую базу истории автомобилей с пробегом Carfax, где примерно за $5–40 можно найти информацию о запрашиваемом автомобиле. Российские разработчики пока не определились с ценой, которую придется перечислять за использование будущего каталога.

В РОАД рассчитывают, что возможность купить автомобиль с «чистой историей» будет сама рекламировать электронный каталог, и обещают не предлагать правительству проработать нормативное принуждение автомобилистов оставлять там свои данные – помимо записи сотрудниками ГИБДД в техпаспорт о пробеге. Ранее РОАД хотела заставить автомобилистов принудительно проходить предпродажное техобслуживание в авторизованных дилерских центрах, но не нашла поддержки.

При этом удалиться из базы Avito будет сложно, считают юристы.

– Потребовать изъять историю машины из новой базы будет довольно сложно, потому что эта информация не относится к персональным данным, соответственно, не подпадает под действие соответствующего закона. Это ситуация укладывается в логику, скажем, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), которую любой гражданин России может получить на любую недвижимость. Нарушения конфиденциальности и личных данных в этом нет, – говорит адвокат бюро «Князев и партнеры» Зиннур Зиннятуллин.

Конкуренты Avito в секторе частных объявлений о продаже машин с пробегом – Auto.ru – считают, что полноценной база станет только при участии всех игроков рынка.

– Прозрачные правила полезны всем, но качество любой базы возможно только при участии всех игроков без исключения. Насколько нам известно, РОАД влияет в большей степени на дилеров, а этот канал в продаже подержанных машин занимает меньше 10% в России. Есть риск, что полнота данных будет низкой, а это ставит под удар всю инициативу, – говорит Роман Абрамов, руководитель проекта Auto.ru (сервис принадлежит компании «Яндекс»). – Опыт других стран показывает, что обеление рынка – это постепенный процесс, на это может уйти несколько лет. Продавцы и покупатели должны быть мотивированы указывать реальную информацию о своих автомобилях.

«Известия»