Событие

Отчет в фокусе

Аналитика

Вся аналитика

24.11.15Прочитали 31 раз

Отверточная сборка не прокатит

Россия и Казахстан предложили отменить исключительные экспортные льготы для зарубежных автоконцернов, которые ведут сборку в свободных экономических зонах (СЭЗ) в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Для остальных промсборщиков экспорт в страны ЕАЭС доступен лишь при высокой локализации, но для СЭЗ такого требования нет. Против этого Белоруссия, которая активно зовет в свои СЭЗ инвесторов, привлекая их таможенными льготами. Эксперты не исключают, что отмена преференций приведет к пересмотру планов иностранных автоконцернов по развитию производств в Белоруссии.

Автозаводы, работающие в СЭЗ стран ЕАЭС (РФ, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Армения), могут лишиться права беспошлинного экспорта по территории союза, сообщили "Ъ" в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Сейчас право на свободный экспорт есть только у производителей, которые работают по соглашениям о промсборке, при этом уровень локализации производства должен достигать 30%, а с июля 2018 года – 50%. Но для резидентов СЭЗ такие требования не действуют, и в сентябре с предложением выравнять условия выступили Россия и Казахстан. Для машин, не соответствующих условиям локализации, проект документа, разработанный ЕЭК, предусматривает экспортные квоты, размер которых будут определять государства.

По данным ЕЭК, Армения и Киргизия одобрили идею, но Белоруссия в рабочем режиме сообщила, что ее не поддерживает. В комиссии пояснили, что решение рассмотрят на заседании совета ЕЭК на уровне вице-премьеров 2 декабря, при согласовании вопрос будет вынесен на высший совет ЕАЭС в конце декабря.

В минпромторгах Белоруссии и РФ на запросы "Ъ" не ответили. В Минэкономики РФ инициативу поддерживают, но "при условии защиты своих интересов". Источники "Ъ" в отрасли сходятся в том, что "выравнивание условий – правильная идея" и в целом инициатива "необходима" для защиты внутреннего рынка. В "Соллерсе" полагают, что нужно вводить единые критерии уровня локализации для всех автоконцернов, которые хотят экспортировать внутри ЕАЭС. В компании также настаивают на ужесточении административных мер: если на рынок попала машина, не соответствующая критериям, необходимо ввести "доплаты компенсационных пошлин".

Сейчас в России отдельными льготами по беспошлинному экспорту внутри ЕАЭС обладает калининградский "Автотор" (выпускает Kia, Hyundai, BMW), но он потеряет их в апреле 2016 года. Режим свободной торговли для завода будет закрыт: уровень локализации – в среднем 18-25%. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, поясняет, что казахская, белорусская и российская сборка в СЭЗ не включает требований по локализации и предусматривает бессрочный период крупноузловой сборки (SKD).

В Казахстане производители попадают под требования свободного экспорта, поясняют в ЕЭК (на "Азия Авто" собирают Chevrolet, Kia, Lada и Skoda, на "Агромашхолдинге" – SsangYong и Peugeot).

Источник "Ъ" замечает, что "наибольшей проблемой" для российского рынка является экспорт из Белоруссии. Белорусско-китайское СП "БелДжи" собирает Geely с 2013 года, до 2014-го включительно выпущено 10 тыс. машин, из которых 7 тыс. пошли на экспорт. В этом году из Белоруссии поставлено в Россию порядка 2 тыс. Geely. У "БелДжи" нет необходимой локализации, но страны договорились о квоте – не более 10 тыс. машин Geely в год на рынок России. Поставки невелики, но на фоне падающего спроса и такие объемы могут быть чувствительны для местных производителей. Кроме того, в мае в СЭЗ начато строительство нового завода для Geely мощностью 60 тыс. машин в год, который введут к 2017 году (китайцы собираются довести локализацию до 30%, а к июлю 2018 года – до 50%). За январь-октябрь продажи Geely в РФ упали на 35%, до 9,5 тыс. машин, но это второй по продажам в России китайский бренд.

Также в Белоруссии с 2014 года "Юнисон" собирает Peugeot и Citroen, за январь-сентябрь в стране продано около 50 Citroen и 300 Peugeot местной сборки, сообщал глава предприятия Дмитрий Егоров. В PSA Peugeot Citroen сообщили, что не готовы обсуждать перспективы бизнеса в Белоруссии, и отметили, что выпускаемая там продукция реализуется на внутреннем рынке. Кроме того, в июле General Motors подписала соглашение с "Юнисоном" об SKD-сборке Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe для рынка РФ. В GM на запрос "Ъ" не ответили. Управляющий партнер EURussia Partners Иван Бончев полагает, что если решение ЕАЭС вступит в силу, то концерны могут пересмотреть планы по развитию в Белоруссии, поскольку им придется наращивать уровень локализации. Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" признает, что, если решение не принять, для производителей РФ появится "потенциальная угроза": производства в Белоруссии и Казахстане нацелены на Россию, а эти внутренние рынки малы.

«Коммерсант»

 

Новости на эту тему

  • 2 марта 2017 КАМАЗ в 2017 году планирует увеличить экспорт на 5%

    КАМАЗ планирует в 2017 году увеличить экспорт автомобилей на 4,8% до 6,5 тыс. автомобилей, заявил гендиректор предприятия Сергей Когогин.

    подробнее
  • сегодня, 15:58 LADA Vesta выходит на рынок Венгрии

    Вслед за Германией продажи седана LADA Vesta стартуют на рынке Венгрии. Местным покупателям новинку будут предлагать с 1,6-литровым двигателем мощностью 106 л.с. Стартовая стоимость российского седана в Венгрии составляет 2 млн 999 тыс. форинтов, согласно прайс-листу на сайте официального импортера АВТОВАЗа в этой стране.

    подробнее
  • сегодня, 14:29 Nissan в 2016 году увеличил экспорт автомобилей российского производства на 20%

    Компания Nissan по итогам 2016 года поставила на экспорт 3153 автомобиля Nissan российского производства – на 19,7% больше, чем годом ранее. Об этом агентству «АВТОСТАТ» сообщили в пресс-службе Nissan, отметив, что 1626 машин из этого количества было поставлено в Белоруссию (-23,3%) и 1363 автомобиля – в Казахстан (рост в 2,7 раза).

    подробнее

Статьи на эту тему

  • сегодня, 09:37 Виртуальная реальность (MotorPage.ru)

    В России набирают обороты продажи автомобилей через Интернет. Однако станет ли это явление массовым в обозримом будущем – вопрос открытый.

    подробнее
  • вчера, 11:24 Российский автопром покоряет Украину («Известия»)

    Объем экспорта российских автомобилей на Украину составил в 2016 году 6,8 тыс. штук, увеличившись на 2,4 тыс. относительно 2015 года. При этом в целом поставки за рубеж российских машин упали как в натуральном, так и в денежном выражении.

    подробнее
  • 22 февраля 2017 Ой, растет «Калина» («Российская газета»)

    Впервые за 4 года доля проданных машин российских марок превысила 20 процентов. Налицо достаточно серьезный рост, однако причины его, считают эксперты, далеко не самые радужные. Хотя, безусловно, позитив в этой динамике тоже есть.

    подробнее