Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 2 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Средневзвешенные цены автомобилей в России в январе - октябре 2016 года

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Свежая статья

Кредитная заставляющая («Коммерсант») Кредитная заставляющая («Коммерсант»)

Между крупным пермским автохолдингом «УралАвтоИмпорт» (УАИ) и Сбербанком, его основным кредитором, произошел конфликт. Банк обратился с иском о банкротстве пяти компаний УАИ. Дилер счел иски элементами давления: они связаны с желанием поднять ставку по уже заключенным кредитным договорам, с чем дилер не согласен. В банке заявляют, что кредиты выданы по ставкам ниже рыночных, а сам дилер не обслуживает кредиты уже шесть месяцев.

05 декабряподробнее

Кредитное ускорение

Рынок автокредитования в России начал оживать – нынешним летом он почти достиг докризисных показателей. Однако всплеск популярности кредитных программ связан прежде всего с поддержкой государства, а в принципе в этой сфере услуг необходимо решить целый ряд проблем.

Российский рынок автокредитования воспрял духом: после драматичного падения в начале года летом он начал приходить в себя и демонстрировать серьезный рост. Так, в июне объем выданных займов на машины скакнул аж на 40% по сравнению с маем и составил 30,65 млрд рублей, что приблизительно соответствует уровню июня 2014 года. Неплохо смотрятся и долевые показатели приобретения авто в кредит – во второй половине лета доля кредитных машин на рынке выросла до отметки 40%. Для сравнения: по итогам первого квартала лишь каждый пятый автомобиль приобретался с помощью кредита.

Казалось бы, можно предположить, что рынок автокредитования почти оправился от кризиса и вновь стремится к своим пиковым значениям, когда доля продаваемых машин в кредит достигала 48% (как, например, в 2013 году – см. график 1). Но так ли все оптимистично на самом деле?

Exp_1.jpg

Проблемный узел

Нынешнее динамичное восстановление доли автомобильных кредитов на рынке объясняется главным образом  программой государственной поддержки. Она заработала 1 апреля нынешнего года, и суть ее заключается в компенсации государством части кредитной ставки (2/3 ставки ЦБ) приобретаемой машины (цена которой не должна превышать 1 млн рублей). В результате ставка по льготному кредиту сейчас составляет около 12% в год. Ставка же обычного кредита в банках может достигать 20% годовых и более.

Свою лепту в рост популярности кредитов внесли и так называемые кэптивные банки – дочерние финансовые учреждения самих автопроизводителей. Сегодня на них, по некоторым данным, приходится от 10 до 20% от всех автокредитов. Почти все крупные автопроизводители имеют в России подобные структуры, которые в период кризиса продвигают действительно выгодные продукты. Чаще всего ставка у них составляет всего 5–10% годовых, а на некоторые модели производитель может и вовсе обнулить этот показатель, тем самым предлагая приобрести машину уже не в кредит, а в рассрочку.
Однако при видимых показателях роста доли кредитных автомобилей ситуация с системой автокредитования в России все же отнюдь не радужная. По сути, весь рынок этих услуг сейчас держится на подпорках государственной программы.

Многие игроки и эксперты отрасли говорят о том, что на займы с участием государственных средств сегодня приходится около 60% всех выдаваемых кредитов. Из бюджета на программу поддержки автокредитования в первой половине 2015 года было направлено более 1,5 млрд рублей и запланировано выделение дополнительных ресурсов. Но рано или поздно государство перестанет давать деньги – такая подпитка не может длиться вечно. И что тогда станет с рынком? Откатится ли он опять на минимальные значения или все же успеет окрепнуть?

Еще одна тревожная тенденция в секторе автокредитования – серьезный рост просроченной задолженности. Заемщики не столь дисциплинированно платят по кредитам, как до кризиса. По заявлениям Национальной службы взыскания (НСВ) с начала года долги по автокредитам выросли более чем на 15%. Особенно банки волнуют так называемые плохие долги, просрочка по которым превышает 90 дней, объем этих долгов уже к середине лета превысил 60 млрд рублей, что на 25% больше, нежели было годом ранее.

Впрочем, в НСВ указывают, что по кредитам на авто все еще не так плохо: в среднем по розничному сегменту кредитования уровень дисциплинированности заемщиков упал еще ниже. Но если тенденция сохранится и россияне будут менее аккуратно возвращать долги по автокредитам, это станет серьезным тормозом развития данной сферы банковских услуг.

Растущая доля невозврата займов связана с другой острой проблемой – участившимися случаями мошенничества, когда взятый в кредит автомобиль потом перепродают.

Естественно, не вернув при этом деньги банку. По заявлениям Национального бюро кредитных историй, сейчас чуть ли не каждую десятую купленную в кредит машину пытаются перепродать без уведомления кредитора. Все дело в том, что ныне в ПТС и прочих документах на автомобиль не ставится отметка о том, что он приобретен в кредит. А потому можно легко пригнать такую машину, например, на рынок и сбыть ее незадачливому покупателю.

Мнение профессионала

Алексей Бессонов, начальник отдела разработки продуктов департамента автокредитования ООО «Русфинанс Банк»

В сравнении с началом года к осени ситуация на рынке автокредитования несколько стабилизировалась. При этом на данный сегмент рынка продолжают влиять и положительные, и отрицательные факторы. К первым следует отнести такие, как государственная программа субсидирования процентных ставок, высокий уровень конкуренции, когда вместе с универсальными банками с клиентами активно работают и банки кэптивные, а также совместные с автопроизводителями кредитные программы, позволяющие предлагать клиентам выгодные продукты, как это делает, например, наш банк в партнерстве с брендом Hyundai.

Вместе с тем сохраняющаяся нестабильность в секторе валютных и финансовых ресурсов не позволяет банкам пойти на заметное снижение ставок по займам. В таких условиях, на наш взгляд, росту российского рынка автокредитования может способствовать продление программы господдержки на 2016 год, дальнейшее развитие совместных программ банков и автопроизводителей, установление приемлемого уровня цен на автомобили и стоимости владения ими, а также, разумеется, общее улучшение экономической ситуации в стране и стабилизация платежеспособности населения. Что же касается прогнозов на ближайшие месяцы, то к концу года мы предполагаем небольшое (в пределах 0,5–1%) снижение ставок по кредитам, обусловленное ростом конкуренции. А тем, кто намеревается приобрести новую машину в кредит, советуем воспользоваться госпрограммой льготного кредитования до конца 2015 года.

Справиться с проблемой призвано создание единого реестра регистрации залогов движимого имущества, который официально заработал при Федеральной нотариальной палате (ФНП). По идее, нотариусы на основании заявлений залогодержателей должны вносить в общую базу информацию обо всех кредитных авто. Однако система никак не заработает в полную силу. Связано это с тем, что процедура получения информации из реестра до сих пор не отлажена, а рядовые покупатели зачастую просто не знают о его существовании и не утруждают себя проверкой, числится ли приобретаемый автомобиль в качестве кредитного залога, чем и пользуются мошенники.

Вектор развития

Каким образом будет развиваться рынок автокредитования в ближайшее время, во многом зависит от позиции правительства в вопросе продления субсидий на программу поддержки отрасли. Автодилеры и другие участники рынка просят власти расширить госпрограмму субсидирования кредитов и, например, включить в нее автомобили ценой свыше 1 млн рублей.

Если подобное расширение рамок произойдет, то автокредитование, безусловно, ждет новый виток развития. Но рано или поздно накачка государственными траншами отрасли закончится. И всем придется думать о введении новых привлекательных продуктов и услуг.

Очевидно, что одним из самых перспективных направлений на рынке автокредитования может стать развитие продаж подержанных машин. Сегодня доля таких сделок едва превышает 10% (график 2), это крайне низкий показатель, который финансовым структурам под силу оперативно нарастить.

Exp_2.jpg

Да, реализация автомобилей с пробегом в кредит довольно рискованный вариант для банков – здесь более часты случаи мошенничества. Да, подержанные машины в России все еще в подавляющем большинстве реализуются не через дилерские центры, а напрямую между продавцом и покупателем. И вклинить в эту схему кредитное предложение крайне сложно. Но и сидеть сложа руки банки уже не могут.

Поэтому им необходимо думать, как минимизировать риски и предлагать покупателям машин на вторичном рынке более удобные и привлекательные схемы. Тогда рынок автокредитования в России действительно будет способен преодолеть кризис и уже без искусственных подпорок, выставленных государством, снова пойти вверх.

MotorPage.ru

03.11.15 MotorPage.ru
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему