Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

30 ноябряподробнее

Угроза извне

На фоне 40%-ного падения продаж новых машин и закрытия некоторых салонов новосибирский авторынок рискует вновь оказаться во власти неофициальных дилеров. В городе появляется все больше неавторизованных автопроизводителями площадок по торговле автомобилями, а сами «официалы» начинают бить тревогу и жаловаться представительствам марок в Москве на отдельных игроков этого сегмента. В ситуации разбирался «КС».

По данным участников, за последние два года в Новосибирске увеличилось количество автосалонов, торгующих автомобилями без статуса официального дилера. Одним из первых игроков, осознанно вышедших в эту нишу, стала компания VIP-Service Александра Сердцева, изначально имевшая салон на улице Большевистской, а теперь располагающаяся в бывшем автосалоне Citroen на Кропоткина. Правда, в этом случае стоит оговориться, что компания VIP-Service имела статус официального дилера по брендам Luxgen и Marussia, но основной профиль деятельности компании все же был связан с продажей и обслуживанием комиссионных автомобилей классов «премиум» и «люкс».

Помимо VIP-Service, участники рынка упоминают еще три автоцентра – Prime-auto на улице Жуковского (запущен в 2014 году), Rdm-import на улице Фрунзе (запущен в 2014 году) и «Абсолют-авто» на Каменской магистрали. Вместе с тем чаще всего автодилеры упоминают салон «Атлантис» на проспекте Энергетиков, запущенный летом текущего года.

«До начала 2014 года в Новосибирске практически не было независимых крытых автосалонов по продаже автомашин с пробегом, а за год их количество выросло до пяти. С точки зрения рынка это интересный феномен. Все больше компаний со вторичного рынка начинают вести бизнес из полнофункциональных автоцентров», – рассуждает на условиях анонимности один из участников авторынка.

Наибольший интерес у официальных дилеров вызывает уже упомянутая компания «Атлантис», которая располагается в желто-черном салоне на проспекте Энергетиков возле «Гиганта». По словам участников рынка, само здание было построено компанией «Янтарь», автозаправочная станция которой находится рядом с салоном. Некоторое время на здании висело объявление об аренде, после чего туда заселился новый игрок в лице «Атлантиса».

«Площадь этого автоцентра достаточно большая для серьезного автобизнеса, первый этаж составляет примерно 1600 кв. м, а под ним с въездом с другой стороны – паркинг площадью 1000 кв. м (примерно на 50 единиц). То есть получается, что компания сняла в аренду около 2600 кв. м», – посчитал «КС» один из участников рынка.

Согласно сайту автоцентра «Атлантис», он представляет покупателям автомобили 24 марок и позиционирует себя как «эксклюзивный дистрибьютор автомобилей в России». По данным участников рынка, автоцентр «Атлантис» по сути можно считать московским игроком, а не новосибирским. По словам одного из участников рынка, автоцентр «Атлантис» может иметь отношение к группе компаний «Инком Авто», которая ранее являлась одним из самых крупных официальных авторитейлеров в Москве, однако в условиях кризиса 2009 года лишилась большинства дилерских контрактов. На текущий момент «Инком Авто» по-прежнему занимается торговлей автомобилей, но уже без статуса официального дилера, а ее сайт во многом схож с сайтом автоцентра «Атлантис». Вместе с тем каких-либо официальных подтверждений или взаимных ссылок обнаружено не было.

Стоит отметить, что автоцентр «Атлантис» отсутствует на сайтах автопроизводителей в разделе «дилеры», и следовательно, не авторизован ими напрямую для торговли автомобилями в официальном статусе. Поэтому у игрока развязаны руки как в плане ценовой политики, так и в плане поставок машин. Пока дилеры вынуждены закупать автомобили у дистрибьюторов и продавать по рекомендованным ценам, независимые игроки могут приобрести автомобиль со склада любого из дилеров в Москве и затем продавать его в Новосибирске, зарабатывая на разнице. Однако эксперты обращают внимание на то, что в этом случае отсчет гарантийного срока начинается с момента первой продажи автомобиля.

Появление нового автоцентра не прошло мимо новосибирских официальных дилеров. В условиях значительного падения продаж появление под боком конкурента, анонсирующего автомобили по более низким ценам, не могло не отразиться на участниках рынка. Сразу несколько крупных сибирских дилеров обратились в «КС» и посетовали на появление нового игрока. Также компании активно подают жалобы российским дистрибьюторам, с которыми работают.

Инструментом конкуренции с официальными дилерами новый игрок в числе прочих выбрал ценовую политику, однако сами дилеры уверяют, что не проигрывают по этому показателю, поэтому у них нет и поводов для опасений на этот счет. Кроме того, новый игрок не оказывает предоставляемую дистрибьюторами автомобильных марок гарантийную поддержку автомобилей, а проданные им машины все равно имеют все шансы попасть в сервисный парк автодилеров.

Стоит отметить, что ранее борьбой с неавторизованными авторитейлерами и просветительской деятельностью среди покупателей была призвана заниматься Сибирская ассоциация автомобильных дилеров (СААД). Однако в прошлом году она де-факто прекратила свою деятельность, хотя публично и не объявляла о самороспуске.

По мнению бывшего исполнительного директора СААД Михаила Невмовенко, именно этот феномен привел к ситуации, когда продажи «официалов» просели почти на треть, «серые» дилеры поднимают голову, а рынок «вторички» растет. «Инструментов у ассоциации достаточно: кодекс СААД, кодекс дистрибьюторов АЕБ, право ассоциации пригласить руководство любого неофициального дилера на заседание совета и (или) обратиться в управление ФАС НСО по соблюдению ими законодательства о конкуренции. Сайт СААД обязан разъяснять клиентам позицию ассоциации в этом вопросе», – считает Михаил Невмовенко. По его мнению, указанными вопросами должна заниматься именно ассоциация, а не руководитель или руководители дилерских центров в отдельности.

Комментарии автоцентра «Атлантис» на момент сдачи материала получить не удалось: письменный запрос редакции остался без ответа.

Антон Маньков, заместитель генерального директора по продажам Volkswagen компании «Автомир-Новосибирск» (официальный дилер Volkswagen, Renault, Hyundai, Suzuki, уполномоченный партнер Toyota в Новосибирске):
– На мой взгляд, появление на рынке неофициальных дилеров способно оказать на рынок только негативное влияние. Политика продаж некоторых компаний – вводить в заблуждение клиентов низкими ценовыми и кредитными предложениями на автомобили. По факту, так сказать, на месте, у автомобиля все может происходить по-другому: цена на него не соответствовать заявленной в Интернете или по телефону, стоимость кредита и первоначальный взнос не соответствовать, например, заявленной в SMS, которые дилер рассылает людям.

Мы обращались к импортеру марки Volkswagen в России, они определили, кто именно из дилеров был первым продавцом автомобилей, которые реализуются в одном из рассматриваемых «серых» салонов в Новосибирске. Данному дилеру сделано предупреждение. Других мер дистрибьютор пока предпринять не может, так цепочка продаж таких автомобилей длинная, и сколько было промежуточных продавцов-покупателей, не известно.

Ирина Бурдакова, директор по продажам автоцентра KIA компании «Сармат» (официальный дилер ГАЗ, KIA в Новосибирске):
– В первую очередь от деятельности ряда неавторизованных производителем автоцентров страдают сами покупатели. Они думают, что покупают новый «дилерский» автомобиль, находящийся под гарантийной защитой производителя. Во всяком случае, есть недобросовестные продавцы, которые очень активно убеждают их в этом и вводят в заблуждение. В действительности машину продает не дилер, а компания-перекупщик. То есть фактически клиенты в таком случае зачастую покупают не новый, а бывший в употреблении автомобиль.

Какие есть последствия у этого шага? Гарантийный срок, как правило, сокращен, так как он начал исчисляться с даты приобретения автомобиля компанией-перекупщиком. В большинстве случаев клиенты подобных салонов лишаются гарантии вообще. Поскольку о сокращении срока гарантии такие продавцы покупателей предупреждать не спешат, те, находясь в уверенности, что она началась с момента, когда автомобиль был куплен у перекупщика, пропускают сроки обязательного сервисного обслуживания. Официальный сервисный центр в такой ситуации вынужден снимать автомобиль с гарантии. Вторым поводом для лишения гарантийной защиты становится установленное на автомобиль непонятно кем и как дополнительное оборудование, не сертифицированное компанией-производителем.

Но самое неприятное последствие покупки автомобиля в неофициальном автоцентре – это возможное возникновение сложностей при попытке воспользоваться законодательством о защите прав потребителя и потребовать от продавца его замены или возврата денег. Повторимся, что автомобиль уже не новый, он куплен у какого-то ООО «Рога и копыта», которое в случае предъявления претензии со стороны покупателя просто может исчезнуть. Переадресовать претензию дилеру уже не получится.

Все это в совокупности ведет к снижению доверия покупателей к продаваемым «серыми» дилерами маркам и наносит прямой вред их репутации. И разумеется, подрывает позиции официальных дилеров региона, которые годами этот рынок развивали.
К нам на сервис уже обращался клиент одного московского «псевдодилера». Вышла из строя электропроводка, в которую был врезан охранный комплекс «Аллигатор».

Оборудование было не сертифицировано KIA Motors, так что в ремонте по гарантии клиенту было отказано. В Москве, где подобные неофициальные «мультицентры» развернулись гораздо раньше, уже целая цепь подобных скандалов: клиенты «неофициалов» узнают, что автомобиль с гарантии снят, за ремонт вышедшего из строя узла нужно платить, а претензию предъявить просто некому. Полагаем, что через какое-то время подобные ситуации будут происходить и в Новосибирске.

Мы поставили компанию «КИА Моторс РУС» в известность о том, что «псевдодилер» появился и на нашем рынке, без зазрения совести называет себя официальным дилером марки и использует фирменную символику KIA (логотип). Мы ждем от дистрибьютора санкций по отношению к юридическим лицам, которые скупают автомобили в Москве и привозят для перепродажи к нам. Конечно, эти юридические лица очень быстро меняются и исчезают. Но нам представляется, что в сохранении чистоты рынка и репутации марки дистрибьютор заинтересован кровно, и меры для пресечения деятельности подобных центров будут приняты.

Екатерина Нарыжная, специалист по маркетингу ООО «Автоцентр Калининский» (официальный дилер Lifan в Новосибирске):
– При наличии в городе официальных дилеров непонятно, на что рассчитывают «неофициалы». Единственное объяснение – они работают «на дурака». Действительно, какой смысл покупать новый автомобиль у неофициального дилера, когда есть официальный, со всеми его плюсами – дилерским сервисом, полноценным гарантийным обслуживанием, наличием оригинальных запчастей и т. д. Покупка автомобиля – это не приобретение колбасы в супермаркете.

Единственное, что могло бы переманить клиента на сторону «неофициалов» (если рассуждать логически), – это стоимость автомобиля. Она должна быть пусть незначительно, но ниже. Но и тут все не так. Цены на автомобили в одном из открывшихся «серых» автоцентров Новосибирска выше значительно, чем у официальных дилеров.
Думаю, что особо повлиять на автомобильный рынок «неофициалы» не смогут, а вот на конкретные бренды – вполне возможно.

Как и наши коллеги, мы обращались к дистрибьюторам, и написанное мною письмо заканчивалось фразой «просим принять меры». Нам удалось выяснить VIN одного из продаваемых «серым» дилером автомобилей и передать эти данные в Lifan для выявления цепочки поставок и принятия мер.

На мой взгляд, «серым» дилерам недолго жить. Лично я не вижу у них конкурентных преимуществ, есть только минусы.

«Континент Сибирь online»

27.10.15 «Континент Сибирь online»
Источник: «Континент Сибирь online»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

  • вчера, 15:42 На покупку автомобилей в России с начала года было потрачено около 1,5 трлн рублей

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование рынка новых легковых автомобилей в России и подсчитало выручку от их продажи за 10 месяцев 2016 года. Согласно результатам исследования, за этот период россияне потратили на покупку новых легковых автомобилей 1,45 трлн рублей, что на 0,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

    подробнее
  • вчера, 12:56 Volkswagen в ноябре увеличил продажи LCV в России на 61%

    Российские дилеры Volkswagen в ноябре реализовали 750 легких коммерческих автомобилей, что на 61% больше по сравнению с прошлым годом. По итогам одиннадцати месяцев 2016 года продажи марки Volkswagen Коммерческие автомобили в России выросли на 9% и составили 5540 единиц.

    подробнее
  • вчера, 10:37 В Москве открылся Автомобильный форум «Дилер UP!»

    7 декабря 2016 года в Москве, в конференц-залах отеля «Москва Марриотт Ройал Аврора», начал свою работу Автомобильный форум «Дилер UP! Как поднять продажи и увеличить прибыль», организованный аналитическим агентством «АВТОСТАТ» и порталом AutoMarketolog.ru.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • вчера, 08:57 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 5 декабря 2016 Кредитная заставляющая («Коммерсант»)

    Между крупным пермским автохолдингом «УралАвтоИмпорт» (УАИ) и Сбербанком, его основным кредитором, произошел конфликт. Банк обратился с иском о банкротстве пяти компаний УАИ. Дилер счел иски элементами давления: они связаны с желанием поднять ставку по уже заключенным кредитным договорам, с чем дилер не согласен. В банке заявляют, что кредиты выданы по ставкам ниже рыночных, а сам дилер не обслуживает кредиты уже шесть месяцев.

    подробнее
  • 25 ноября 2016 Автоконцерны воссоединяют с Крымом («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", Минпромторг пытается заставить автоконцерны развивать официальные сервисные центры в регионах. Речь идет в том числе о Крыме, где иностранцы из-за санкций работают по субдилерским схемам, вынуждающим покупателей переплачивать. Выход в новые регионы и Крым может стать одним из условий доступа к программам господдержки автопрома в 2017 году, объем которых может достичь 60 млрд руб.

    подробнее