АВТОСТАТ | Чтоб каско стало былью

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

06.10.15Прочитали 236 раз

Чтоб каско стало былью

Нестабильная экономическая ситуация заставляет экономить - в том числе и на страховке автомобилей. По данным ЦБ, в первом полугодии количество заключенных договоров ОСАГО сократилось на 7%, каско - на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий объем сборов по автострахованию упал на 14% (до 90 млрд руб.).

С начала года каско подорожало, по разным оценкам, на 30-50%. В ЦБ не исключают дальнейшего роста тарифов. На форуме Finnopolis директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук сообщил, что регулятор ведет мониторинг факторов, которые могут повлиять на рост убыточности страховщиков. Это, в частности, количество ДТП, манера вождения. "Если мониторинг покажет, что надо повышать, - повысим. Не покажет - не повысим", - отметил он, добавив, что большинство страхуемых по каско машин - это иномарки. "Такие материалы, как лакокраска, почти все иностранного производства по долларовым ценам. Этот фактор в зоне контроля", - сказал Жук.

"По нашим оценкам, за первое полугодие каско подорожало в среднем на 15%, основной фактор - это ослабление рубля, которое повлекло за собой рост стоимости запчастей, - рассказала генеральный директор Intouch Мария Мальковская. - Также на удорожание каско повлиял рост числа угонов и полной гибели ТС, вызванный в том числе случаями мошенничества, которые происходят чаще в сложные с экономической точки зрения периоды". Для менее рисковых с точки зрения угона ТС стоимостью 1 млн руб. полис каско в среднем стоит приблизительно 50-60 тыс. руб. с франшизой 10-15 тыс. руб.

Участники рынка отмечают рост спроса на различные варианты так называемого "голого каско" (т.е. когда страхуется только угон или только полная гибель автомобиля). От дополнительных приятных, но дорогих опций (выезд аварийного комиссара на место ДТП, эвакуация, сбор справок за водителя, ремонт у официального дилера и др.) клиенты отказываются. "Активное распространение в последнее время продукта "голое каско" вызвано не столько ростом спроса со стороны клиентов, сколько тем фактом, что такие продукты часто активно продвигаются производителями автомобилей и банками, например, как одно из условий получения льготных условий на автокредит или покупку машины", - пояснила Мария Мальковская.

Вырос спрос на продукты с франшизой, но большинство физических лиц предпочитают совсем отказаться от страхования неновых ТС, т.к. вынуждены экономить, констатирует заместитель генерального директора, главный андеррайтер "Энергогарант" Антон Легчилин. "Откровенно говоря, большинство таких клиентов даже не представляют, сколько сейчас у дилеров стоят те или иные запасные части и ремонт", - добавил он. Размер франшизы, по словам эксперта, может составлять от 15 до 100 тыс. руб. в зависимости от марки и модели, стоимости ТС и пожеланий клиента по размеру получаемой скидки. По оценкам Марии Мальковской, размер франшизы в среднем составляет 15 тыс. руб. "Сейчас наиболее умные клиенты заключают договоры с большой франшизой (не менее 50-60 тыс. руб.), ремонтируют мелкие повреждения самостоятельно не у дилеров, получая при этом хорошую скидку за приобретаемый страховой полис, который все равно нужно покупать для покрытия рисков угона и/или серьезного повреждения ТС", - отметил Легчилин. По мнению Мальковской, франшиза - очень хорошее условие, так как помимо прочего позволяет укрепить самодисциплину: "Человеку не хочется платить самому свой убыток, а косвенно этот фактор помогает спасать жизни самих людей, т.к. они начинают водить более аккуратно".

По оценкам экспертов, кредитные автомобили сегодня составляют около 50-55% от продаж каско для новых автомобилей. Соответственно, на "добровольных" покупателей приходятся остальные 45-50%. При этом, по данным Объединенного кредитного бюро, ставки по автокредитам снова поползли вверх. В марте средняя ставка составляла 21%, в июне снизилась до 16%, однако уже в июле выросла до 18%. Для сравнения, в январе прошлого года средняя ставка по автокредиту составляла 15%.

Падение продаж новых автомобилей в целом в августе, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), замедлилось по отношению к июлю - минус 19,4% к августу 2014 года по сравнению с минус 27,5% в июле (по отношению к июлю 2014 г.). Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер призвал рынок готовиться к "еще одному заезду на американских горках". "Колебания валютного курса оказывают сильнейшее влияние на текущее поведение покупателей и спрос на товары с высокой стоимостью - такие, как автомобили. Недавнее резкое ослабление рубля гарантирует, что рынок увидит немедленный рост продаж, за которым позже последует соответствующее падение", - отметил он.

По оценке директора аналитического агентства "Автостат" Сергея Целикова, суммарная емкость рынка легковых автомобилей в России в 2015 году составит 1,7-1,8 трлн руб., это примерно на четверть меньше прошлогодней (2,34 трлн руб.). Он отметил, что в этом году структура массового рынка меняется в сторону более компактных и более бюджетных автомобилей. В то же время сегмент премиальных брендов выглядит существенно лучше рынка.

"По нашим оценкам, застрахованы по каско примерно 75-80% новых ТС, покупаемых в Москве и Питере, в других городах доля добровольно застрахованных ТС меньше", - отметил Антон Легчилин. Большинство юридических лиц, по его словам, продолжают страховать свои автопарки, т.к. прекрасно понимают, что угон или серьезное повреждение автомобиля обернется для них очень серьезными убытками.

Основным мотиватором покупки полиса каско остается перераспределение собственного риска на страховую компанию в кризис. Люди не хотят оказаться незащищенными в случае какого-либо события и предпочитают переложить этот риск на страховщика.

195450-info.jpg

«Российская газета»

 
Загрузка...