Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Динамика авторынка России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

И в микроскоп не видно…

Если в доисторическую эру вымирали мамонты, то на российском рынке сейчас наоборот: вымирают самые маленькие его участники – микроавтомобили размерного класса А+ (модели длиной до 3,8 м). По данным аналитического агентства «Автостат», за последние 11 лет доля этого сегмента съежилась в десять раз: с 6% в 2004 году до 0,6% по итогам первого полугодия 2015-го (см. график). Всего в первой половине нынешнего года было продано 4,4 тыс. микролитражек, что на 64% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. То есть падение в сегменте почти вдвое превысило общее сокращение спроса.

Игроков становится меньше

Еще с десяток лет назад авто этого класса чувствовали себя на российском рынке относительно неплохо – к малому размерному классу относилась практически каждая 20-я проданная в стране машина. Успех во многом определялся активным участием в нем российского автопрома: однозначным лидером в классе «малышей» была самая дешевая модель «Ока», производившаяся на АвтоВАЗе, КамАЗе и СеАЗе. В 2003 и 2004 годах таких машинок у нас продавали по 60 тыс. Но потом спрос начал резко падать (уже в 2006 году было реализовано лишь 19 тыс., а спустя еще три года выпуск модели прекратили).

1.jpg

Лидерство в сегменте захватили иномарки. Выпускаемый в Узбекистане Daewoo Matiz, например, в 2008 году был продан в количестве 45 тыс. единиц. Хотя и его триумф оказался недолгим, после кризиса 2008 года доля этого сегмента рынка снизилась до 2,5% и, продержавшись на таком уровне ряд лет, теперь и вовсе сократилась до жалких 0,6% – меньше уже нет.

Мнение профессионала

Олег Григорян, директор компании «Квадро Лидер»

Проблема в том, что модели А-класса своей ценой и стоимостью владения начали догонять своих «старших братьев». Кроме того, дилерам зачастую невыгодно продвигать микроавтомобили, так как затраты, связанные с их реализацией, мало отличаются от тех расходов, которые они несут при продаже, скажем, седанов бизнес-класса или внедорожников. На мой взгляд, для возвращения на рынок «супермини» нужно активно продвигать льготное кредитование и страхование автомобилей этого класса. Могло бы помочь и снижение дорожного налога, а также организация специализированных салонов для авто класса А. Отличным мотивирующим фактором для приобретения автомобиля А-сегмента стала бы выдача ваучера на бесплатное обучение в автошколе – такая практика есть в некоторых странах Европы и в Японии.

Пока лидером в сегменте субкомпактных машин по-прежнему остается Daewoo Matiz – в первой половине текущего года его продажи составили 2,5 тыс. единиц (на 51% меньше показателя аналогичного периода прошлого года). Хотя эту машину, которая стоит на конвейере уже 17 лет, с трудом можно назвать современной. У нее нет даже подушек безопасности и ABS. Притом что второй по значимости игрок сегмента – Кia Picanto (за полгода продано 1,1 тыс.) уже вправе называться одним из самых передовых в своем классе: у него есть фронтальные подушки безопасности, подогрев сидений и руля, бесключевой запуск двигателя, коробка-«автомат»... Тройку лидеров замыкает неожиданно вырвавшийся вперед «китаец» Lifan Smily, который собирается в Черкесске. Правда, в абсолютных величинах продажи этой машины очень невелики – всего 262 штуки (это на 67% меньше, нежели год назад). Четвертым игроком в классе микромашин в России сегодня является модная марка smart с показателем 250 купленных автомобилей за полгода, хотя и с внушительным приростом спроса в 60%. Прочие же модели (включая и Fiat 500) не дотянули даже до отметки в сотню проданных авто.

Драматичное падение сегмента А+ заставляет производителей уводить модели с российского рынка микролитражек. Так, прекращены продажи модели Chevrolet Spark, уходит с рынка Suzuki Splash – она, правда, и в глобальном плане снимается с производства, но пришедшую ей на замену Celerio японцы к нам завозить не планируют. Как уже не приедут к нам и французские «малыши» – новые поколения Peugeot 107 и Citroen С1. Ушли с российского рынка и «китайцы» Chery Kimo и FAW V2.

Ценовое давление

Падение сегмента А+ можно объяснить несколькими факторами. Прежде всего это давление на него находящегося по соседству самого значимого сейчас класса В+, доля которого в текущем году достигла почти 50%. В этом сегменте усиливают активность выпускаемые в России массовые бюджетные седаны и хэтчбеки, из-за чего подчас складывается парадоксальная ситуация. К примеру, Kia Picanto предлагается дороже, чем старший по классу Kia Rio. Рядовому потребителю это понять сложно.

Не стоит забывать и об имиджевой составляющей. Маленькие модели не считаются престижными, за ними прочно закреплен образ «женских машин». И если на дороге в субкомпакте оказывается мужчина, то это вызывает лишь улыбки. Притом что в Европе все по-другому: тесные города Старого Света переполнены микромашинками, и даже топ-менеджеры транснациональных фирм не считают зазорным передвигаться на таких транспортных средствах.

Мнение профессионала

Артем Зябин, начальник экспертно-аналитического управления ГК «Автомир»

В России автомобиль никогда не был лишь средством передвижения – для постсоветского человека он стал символом свободы, статуса. Поэтому у нас не приживаются маленькие машинки, которыми забиты улицы европейских городов. Думаю, в нашей стране автомобиль еще долго будет восприниматься как дом на колесах, а машины типа smart станут выбирать хипстеры. Впрочем, заставить ездить на микроавтомобилях в России может очень низкий ценник, как это было с «Окой» и Daewoo Matiz. Не удивлюсь, если что-то вроде индийской Tata Nano появится на наших дорогах, в условиях кризиса может сработать лозунг: «Лучше какой-нибудь автомобиль, чем никакой».

Вероятно, подстегнуть продажи субкомпактов у нас смогла бы пропаганда заботы о природе. Во многих зарубежных компаниях корпоративный автопарк состоит из микролитражек именно с целью бережного отношения к окружающей среде. У нас тоже были сообщения о том, что пара крупных компаний решила закупить для корпоративных нужд электрические Mitsubishi i-Miev. Но массовым этот тренд не стал. Свое слово здесь может сказать государство, предоставив льготы тем, кто использует маленькие авто, которые занимают меньше места и производят меньше вредных выбросов.

Толчком к развитию сегмента могло бы стать и решение наших производителей вывести в этом классе сильного игрока. Тот же АвтоВАЗ некоторое время назад говорил о вероятности возрождения проекта «Ока». Почему бы не вернуться к этой идее? Ведь в кризис субкомпактная модель по минимальной цене наверняка стала бы востребованной.

Итак, однозначно утверждать, что микроавтомобили совсем уйдут с российского рынка, нельзя – свой клиент у таких транспортных средств был, есть и будет. Однако и предпосылок к тому, что эти модели станут у нас массовыми, увы, тоже нет. Скорее всего, «малыши» так и останутся нишевым продуктом.

MotorPage.ru

23.09.15 MotorPage.ru
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • сегодня, 10:44 Авторынок вильнул в рост («Коммерсант»)

    Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.

    подробнее
  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее