Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 5 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Лидеры рынка в городах РФ с населением более 1 млн человек

Лидерами рынка в 15 городах-миллионниках являются лишь три модели.

21 февраляподробнее

Центробанк сможет менять тарифы ОСАГО не чаще одного раза в год

Правительство выступило за установление минимального срока, в течение которого тарифы по ОСАГО должны оставаться неизменными. Предполагается закрепить, что Центробанк не сможет менять их чаще одного раза в год. Позиция правительства представлена в официальном отзыве на проект поправок в закон об ОСАГО, внесенный в Госдуму в марте этого года.

Законопроектом, авторами которого выступили депутаты Госдумы от фракции ЛДПР (Ярослав Нилов и Игорь Лебедев), предусмотрено введение ряда ограничений при установлении тарифов по ОСАГО. В частности, предлагается закрепить в законе об ОСАГО, что срок действия установленных Центробанком страховых тарифов не может быть менее одного года. То есть их корректировка – как в сторону повышения, так и уменьшения – возможна будет лишь спустя 12 месяцев после их последнего изменения. Проектом предусмотрено применение этой нормы как при установлении базовых ставок, так и коэффициентов, которые учитываются при расчете стоимости ОСАГО.

Наряду с этим авторы законопроекта предложили также ввести временный мораторий (до 1 января 2017 года) на корректировку Центробанком страховых тарифов по ОСАГО.

Один из авторов законопроекта – депутат Ярослав Нилов в разговоре с «Известиями» подчеркнул, что за последний год Центробанк дважды корректировал тарифы по ОСАГО. С 11 октября 2014 года регулятор увеличил базовые ставки и ввел тарифный коридор (до этого значение ставки было фиксированным), при этом минимальное значение увеличено на 23% по сравнению с предыдущим значением ставки, максимальное – на 30%.

Например, для легковых автомобилей размер базовой ставки был равен 1,98 тыс. рублей, а после изменений был установлен тарифный коридор – от 2,4 тыс. до 2,6 тыс. рублей.

Спустя полгода тарифы вновь подверглись корректировке: с 12 апреля 2015 года Центробанк увеличил базовый тариф ОСАГО по некоторым категориям транспорта еще на 40%, также расширен размер тарифного коридора до 20% (до этого он составлял 5%).

Кроме того, с 1 апреля были изменены территориальные коэффициенты: в 11 регионах увеличены, а в 10, напротив, снижены. По словам Нилова, введение предложенного ограничения, по его мнению, позволит обеспечить стабильность и открытость действий регулятора.

Правительство в своем отзыве на законопроект указало на целесообразность введения требования о неизменности в течение года установленных страховых тарифов. В то же время введение моратория до 2017 года в правительстве не поддержали, указав, что такая норма «не позволит в случае необходимости оперативно изменить страховые тарифы по ОСАГО как в сторону повышения, так и в сторону понижения».

Длительная заморозка тарифов, следует из отзыва, может создать предпосылки к тому, что страховщики сосредоточатся на заключении договоров ОСАГО в наименее убыточных регионах, что может повлечь сокращение доступности услуг по обязательному автострахованию для отдельных граждан. «Известия» писали о закрытии офисов страховщиков в ряде регионов, хотя по закону об ОСАГО страховщик должен иметь в каждом регионе свой филиал.

Позиция правительства не вызвала энтузиазма у страховщиков. Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров отметил, что с точки зрения устойчивости ОСАГО как вида страхования тарифы должны меняться в зависимости от изменения средней стоимости расходов на ремонт автомобилей. В таком случае, по его словам, резервы страховых компаний всегда будут обеспечены тарифами и они смогут исполнять свои обязательства перед застрахованными лицами.

– Резервы будущих выплат формируются заранее, исходя из текущих цен на ремонт, которые установлены действующими справочниками. При изменении стоимости ремонта меняется объем ответственности страховой компании и увеличивается себестоимость продукта для компании. Чтобы не происходило разрыва между резервами и заявленными убытками, вместе со справочниками в сторону соответствия текущей инфляции должны двигаться и тарифы на ОСАГО, – говорит Макаров. – Справочники средней стоимости определения расходов на ремонт автомобиля в рамках ОСАГО должны обновляться два раза в год – в соответствии с инфляцией на запчасти.

Руководитель управления автострахования группы компаний «АСТ» Каро Карапетян напомнил, что почти каждый третий россиянин имеет транспортное средство, которое подлежит обязательному страхованию.

– Очевидно, что два этапа увеличения тарифов по ОСАГО, которое является социально значимым продуктом, негативно были восприняты автовладельцами, – говорит Карапетян.

– Введение предлагаемых ограничений при установлении тарифов по ОСАГО позволит снизить градус негатива среди населения. В то же время при текущем уровне инфляции эта мера гарантированно приведет к увеличению убыточности ОСАГО.

– Пересмотр тарифов должен иметь не политическую, а экономическую природу, – говорит первый зампредправления СОГАЗа Николай Галушин. – Если убыточность в связи с ростом величины убытка по ОСАГО и увеличением страховых сумм будет расти, но этот рост не будет сопровождаться ростом тарифов, последует следующий кризис на рынке ОСАГО, последствия которого будет очень болезненными для рынка и пользователей услуг.

Напомним, рост тарифов в 2014–2015 годах призван стабилизировать ситуацию на рынке ОСАГО, который переживал серьезный кризис. Так, с момента вступления в силу закона об ОСАГО (с 1 июля 2003 года) базовые тарифы не менялись ни разу вплоть до 2014 года (коэффициенты повышались дважды – в 2009-м и в 2011-м).

При этом с 2011 года значительно изменилась статистика аварийности, что стало причиной убыточности ОСАГО: по расчетам Института страхования при Всероссийском союзе страховщиков, комбинированный коэффициент убыточности по ОСАГО в 2014 году составил 102% (если коэффициент выше 100%, это значит, что страховая деятельность приносит убытки). Вдобавок с апреля 2015 года выросла ответственность страховщиков перед автомобилистами – согласно вступившим в силу поправкам в закон об ОСАГО увеличены страховые суммы за вред, причиненный жизни и здоровью (со 160 тыс. до 500 тыс. рублей), а также имуществу потерпевшего (со 120 тыс. до 400 тыс. рублей).

«Известия»

11.09.15
 

Новости на эту тему

  • вчера, 14:04 Страховщики с начала года заключили 355 тысяч договоров е-ОСАГО

    Страховые компании с 1 января по 21 февраля 2017 года заключили более 355 тыс. договоров ОСАГО в электронном виде, тем самым превысив объем общих продаж за 12 месяцев прошлого года. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, напомнив, что за весь 2016 год, когда страховщики продавали электронные полисы «автогражданки» в добровольном порядке, было заключено 330 тыс. таких договоров.

    подробнее
  • 21 февраля 2017 Введение ремонтной «автогражданки» отложили на 2018 год

    Введение натурального возмещения по ОСАГО на всей территории России произойдет не с 1 марта 2017 года, как обсуждалась ранее, а только с 1 января 2018-го.

    подробнее
  • 1 февраля 2017 Страховщики в январе продали 190 тысяч электронных полисов ОСАГО

    Страховые компании в январе 2017 года заключили почти 190 тыс. договоров ОСАГО в электронном виде, что составляет 60% от общего числа таких договоров, заключенных за весь 2016 год. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 30 января 2017 Средняя выплата по ОСАГО в 2016 году выросла на 40% («Ведомости»)

    Средняя выплата в ОСАГО в 2016 г. выросла на 40% – до 69 024 руб., средняя премия по договору при этом увеличилась всего на 9% – до 6032 руб., свидетельствуют предварительные данные Российского союза страховщиков (РСА). В 2015 г. средняя выплата составляла 49 422 руб., средняя премия – 5531 руб.

    подробнее
  • 22 декабря 2016 ОСАГО реформируют «по жести» («Газета.Ru»)

    В Госдуме продолжается обсуждение законопроекта о реформе ОСАГО, по итогам которой автовладельцам вместо денег будут выплачивать страховку «натурой» – в виде ремонта. Центральный банк в числе прочего хочет дать автовладельцам право претендовать на привычную денежную компенсацию в случае «тяжелого положения».

    подробнее
  • 23 сентября 2016 По чьим карманам ударит реформа ОСАГО? (Авторамблер)

    «Автогражданка» подорожает для злостных нарушителей ПДД. Страховщики сократят денежные компенсации в пользу ремонта. Что еще ждать от реформы ОСАГО?

    подробнее