Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Дизельный откат

Доля дизельных автомобилей на российском рынке начала сокращаться. Увы, но непопулярность машин на тяжелом топливе в России связана с объективными причинами.

17FB.jpg

Автомобили с дизельными моторами составляют 6,8% рынка легковых машин в России. Об этом заявило аналитическое агентство «Автостат» по итогам исследования продаж за первые пять месяцев текущего года. Цифра показательна. Дело в том, что до сих пор доля дизельных автомобилей в России худо-бедно росла. Если, например, в 2007 году она составляла менее 3% от всех продаж, то в 2010-м превысила отметку в 5%, а по итогам прошлого года почти достигла показателя 8% (график 1).

2.jpg

И вот в нынешнем году мы видим откат по продажам дизельных машин. Понятно, что на рынке кризис, вероятно, и он внес свой вклад в сокращение доли продаж моделей на тяжелом топливе. Но факт остается фактом: в отличие от Европы, где в среднем дизельные машины занимают более половины сбыта, а в некоторых странах и вовсе превышают 70% (график 2), в России они по-прежнему не в почете. С чем это связано и может ли ситуация измениться в будущем?

34D8.jpg

Ой, мороз, мороз!

Главные потребительские плюсы дизельных автомобилей, пожалуй, можно свести к двум пунктам. Во-первых, они требуют не много топлива (обычно на 20–30% меньше, чем бензиновые). Во-вторых, этот движок более оборотист, то есть проходимость и динамика дизельных машин, по идее, выше, чем у авто с бензиновым мотором.

Однако в российских условиях указанные преимущества перевешивают объективные недостатки дизельных двигателей. Начать с того, что подобные модификации дороже, обычно их цена минимум на 10–15% выше. Стоимость обслуживания дизеля также может влететь в копеечку: межсервисный пробег у таких моторов меньше, да и работы по обслуживанию и ремонту более трудоемки и потому стоят весомых денег. Все это чаще всего перекрывает экономию, достигнутую на меньшем расходе топлива. Нужно действительно часто ездить на дальние расстояния, чтобы приобретение дизельного авто окупилось с лихвой.

Другая головная боль владельцев таких машин – качество топлива. Увы, наша нефтеперерабатывающая промышленность не богата современными НПЗ, и качественная дизельная заправка гарантирована только в крупных городах. В регионах же под
видом дизельного топлива можно «хлебнуть» такого пойла, что дорогому мотору придется срочно вызывать реанимацию.

Мнение профессионала

Андрей Храмов, директор департамента по корпоративным продажам ГК «Автоспеццентр»

Основная причина низкой популярности дизель-моторов в России состоит в том, что авто с таким двигателем дороже бензинового в среднем на треть. Ведь ценообразование машин на тяжелом топливе рассчитано на европейские страны, налоговое законодательство построено таким образом, что содержание дизельного автомобиля обходится дешевле, чем бензинового. Как следствие, автопроизводитель закладывает часть этой выгоды в стоимость машины, продавая ее несколько дороже. Вторая причина – плохое качество дизельного топлива. Нередко работники АЗС разбавляют его добавками и примесями для получения большего объема, что может привести к поломке двигателя. При этом ускорить процесс дизелизации страны могло бы государство, если бы пошло по европейскому пути, снизив налоговые сборы для владельцев таких модификаций.

И, наконец, значимая угроза дизелю в России – это «генерал Мороз» – холодные российские зимы. Как известно, дизельное топливо подвержено замерзанию. И, хотя современные автомобили имеют всевозможные подогревы форсунок и прочие решения, которые вроде бы гарантируют бесперебойную работу мотора даже в самую холодную погоду, потенциальная угроза не завестись в мороз для дизеля все же существует. А согласитесь, неприятно иметь в подсознании пусть даже теоретическую мысль о том, что машина в холод может встать, а вам, скажем, срочно нужно ехать на работу или везти детей в поликлинику.

Страхи и подозрения

А что же Европа? Почему там дизелю удалось завоевать главенствующие позиции?
Начнем с того, что в европейских странах климат чаще всего мягче – морозы практически исключены в той же Италии, Испании или Франции. Второй важный момент – топливо само по себе дороже, чем у нас. Поэтому экономия дизельных моторов выглядит более привлекательно. Ну, и качество этого топлива там стабильно. Более того, по цене оно ниже, чем бензин, что должно быть по определению, ведь солярку произвести проще и дешевле, чем бензин. В России же дефицит дизтоплива приводит к парадоксальной ситуации, когда на заправках оно оказывается дороже даже самого качественного бензина.

Но главное – в Европе распространение дизеля поддерживается государством. Считается, что дизельные моторы наносят меньший вред экологии, поэтому для их владельцев предусмотрены налоговые льготы. А там, где их нет, например в Швейцарии, продажи дизелей явно слабее, чем в соседних государствах.

Впрочем, стоит отметить, что Россия не единственная страна, где дизели не в приоритете. Мизерную долю продаж такие моторы занимают и в США – в основном потому, что бензин там стоит дешево и потребителю нет смысла думать о его экономии.

На удивление, мало распространены дизельные машины среди частных пользователей и в Японии, хотя в ней бензин как раз недешев, стоит почти так же, как в Европе. Я всегда был озадачен этим феноменом, пока не так давно во время очередной поездки по Стране восходящего солнца мне не объяснили: оказывается, у японцев существует сильное предубеждение относительно дизелей, там полагают, что они вредят здоровью, в частности, их выхлопы вызывают рак легких. Так это или нет – вопрос открытый, неопровержимых научных доказательств более вредного влияния солярки, нежели бензина, на здоровье пока нет. Однако некоторые ученые и медики, в том числе в Европе, указывают на повышенный вред дизельных выхлопов для человеческого организма.

Мнение профессионала

Александр Дьяконов, руководитель направления логистической компании FM Logistic

Дизельные двигатели очень распространены в сегменте грузового транспорта. Однако с легковыми автомобилями в России ситуация иная, на сегодняшний день актуальным для покупки остается авто на бензине. Стоимость дизельного транспортного средства существенно выше бензинового, но, хотя и расход на дизеле меньше, эта экономия – долговременная, которая видна только при длительной эксплуатации машины или если заранее рассчитать стоимость владения. При покупке же платить приходится сразу, и не каждый готов выложить большую сумму единовременно. Также для дизеля остро стоит проблема запуска двигателя в холод. Сложно сказать, может ли измениться ситуация с продажами дизельных машин в России и когда это произойдет. Для этого должны сложиться определенные условия. Пожалуй, главный фактор – необходимость улучшения качества топлива, а также менталитет россиян и сложившиеся за много лет привычки потребителей.

Кстати, японские потребительские предубеждения напоминают проблемы с имиджем дизеля среди россиян, в представлении которых дизельный мотор – это что-то громко тарахтящее, вибрирующее, выбрасывающее в атмосферу сизый дым, не заводящееся зимой. Хотя современные дизельные авто уже давно работают тихо, бесшумно и ничем не напоминают трактор или строительную технику.

MotorPage.ru

10.09.15 MotorPage.ru
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • сегодня, 10:44 Авторынок вильнул в рост («Коммерсант»)

    Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.

    подробнее
  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее