Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 36 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дата выхода 21.11.2016

Формат PDF, 135 стр.

Цена 32500 руб.

Четвертый год подряд российский авторитейл находится в непростом положении...

21 ноября подробнее

Инфографика

Ёмкость российского рынка услуг автосервиса

Аналитика

Самые продаваемые в 2016 году автомобили сегмента "compact car"

Мировой рейтинг бестселлеров сегмента "compact car" возглавилa Toyota Corolla.

24 январяподробнее

Свежая статья

На откуп приезжим? («Континент Сибирь online») На откуп приезжим? («Континент Сибирь online»)

2016 год еще долго будут вспоминать на автодилерском рынке. Именно этот год стал судьбоносным для многих его игроков, не дав одним из них шансов на выживание и в то же время предоставив другим возможности для развития. Тем более что дно рынка, по мнению многих его участников, скорее всего, пройдено, а значит, в среднесрочном периоде есть основания ожидать роста.

24 январяподробнее

Бензину еще рано в пятый класс

Минэнерго предлагает правительству отложить на год – до 1 января 2017 года – полный переход на топливо экологического класса "Евро-5". Причиной этого являются опасения дефицита топлива на рынке в 4 млн тонн из-за неготовности НПЗ "Роснефти". Аналитики согласны с тем, что сейчас при переходе на "Евро-5" есть риск дефицита бензина и роста цен на него. Впрочем, и в Минэнерго, и в отрасли полагают, что если "Евро-4" все же будет сохранен, на него должен сохраниться и повышенный акциз.

Вслед за Минпромторгом отложить переход на стандарт автомобильного топлива "Евро-5" правительству предложило и Минэнерго. Вопрос о возможном переносе сроков (пока намечены на 1 января 2016 года) обсуждался в июне на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, но тогда Минэнерго было радикальнее, предлагая сдвинуть запрет на два года. Вчера глава министерства Александр Новак сообщил, что теперь речь идет о том, чтобы "сохранить возможность потребления топлива четвертого класса как минимум на год с возможностью продления, если это будет необходимо, в конце следующего года".

Также Минэнерго предлагает сохранить дифференциацию акцизов (на "Евро-5" действует сниженная ставка). Если этого не сделать, то из-за сдвига модернизации НПЗ на 2020 год может возникнуть дефицит бензина в 2-4 млн тонн, считают в Минэнерго. Угрозу дефицита ранее подтверждали и в ФАС.

По данным Минэнерго, сейчас в России потребляется в год около 28 млн тонн бензина "Евро-5" и около 8 млн тонн "Евро-4". К 1 января 2016 года розничные продажи бензина и дизтоплива ниже "Евро-5" должны быть запрещены, к этому времени нефтяники должны модернизировать свои НПЗ. Но ряд участников отрасли уже просили правительство отложить запрет. Ранее затягивался и переход на горючее класса не ниже "Евро-4": вместо 2010 года он состоялся лишь в 2013 году по инициативе автопрома и нефтяников.

На этот раз машиностроители также поддерживали идею сдвинуть сроки, но пока правительство обсуждало льготу лишь для производителей коммерческой техники и внедорожников (в первую очередь КамАЗа, УАЗа и группы ГАЗ).

Источник "Ъ" на рынке отмечает, что большинство нефтекомпаний планировали инвестпрограммы в соответствии с четырехсторонними соглашениями между ведомствами и нефтяниками, подписанными в 2011 году. "В модернизацию НПЗ вложены значительные средства, и предоставление отдельным нефтепереработчикам льгот для завершения перехода на "Евро-5" будет как минимум несправедливо по отношению к тем, кто завершил модернизацию",– говорит собеседник "Ъ". По его мнению, если решение о продлении "Евро-4" будет принято, необходим "существенный дифференциал" акцизов на топливо разных классов, тогда компании, не выполнившие соглашения по модернизации НПЗ, получат "ощутимый экономический стимул к переходу на "Евро-5"". "О необходимости дифференцированного акциза говорят и в "Газпром нефти"", добавляя, что готовы и к переходу на "Евро-5" с 2016 года (сейчас такое топливо составляет 96% в объеме производства компании). В ЛУКОЙЛе и "Башнефти" ситуацию комментировать не стали, но до этого компании говорили, что процесс перехода на "Евро-5" почти завершен. В "Роснефти" заявили, что готовы к 100-процентному переходу на бензины "Евро-5", и не предлагали продлить выпуск "Евро-4", но будут действовать "в полном соответствии с требованиями профильного министерства".

Но в презентации Минэнерго к июньскому совещанию у Аркадия Дворковича отмечается, что именно из-за НПЗ "Роснефти" прогнозное производство бензина "Евро-5" снижается на 3,3 млн тонн. Там говорится, что отказ от "Евро-4" в 2016 году исходил из планов по вводу 13 установок в 2015 году. Но в январе "Роснефть" предупредила Ростехнадзор об изменении планов модернизации и сдвиге сроков ввода семи установок, из-за чего и необходимо продление выпуска бензина "Евро-4" до 2017 года, говорилось в презентации.

Положение "Роснефти" действительно самое серьезное, говорит глава Small letters Виталий Крюков. По его словам, отягощенная долгом компания должна модернизировать не только свои самые старые в РФ НПЗ, но и заводы, доставшиеся при покупке ТНК-ВР в 2013 году. Запрещать сейчас "Евро-4" смысла нет, считает эксперт, так как "Роснефть" тогда начнет поставлять топливо этого класса на экспорт, а дефицит на рынке РФ могут усилить неравномерные поставки из Белоруссии. К тому же, говорит господин Крюков, в 2015 году рост розничных цен на бензин был ниже инфляции, что может оказать отложенный эффект в следующем году.

«Коммерсант»

08.09.15 «Коммерсант»
Метки: топливо