АВТОСТАТ | Автокредитование утратило спрос

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

07.09.15Прочитали 239 раз

Автокредитование утратило спрос

Госпрограмма смогла поддерживать падающий рынок автокредитования только три месяца. Совпавший с запуском программы рост объема выдачи автокредитов в июле сменился сокращением. По мнению экспертов, тот небольшой отложенный спрос на кредитные автомобили банкам удалось удовлетворить в первые месяцы действия программы.

По данным Frank Research Group, в июле банки выдали автокредитов на 29,85 млрд руб. (на 2,6% меньше, чем в июне). С апреля объем выдачи автокредитов увеличивался (так, в апреле-июне банки выдали автокредитов на 75,7 млрд руб. против 36,4 млрд руб. в январе-марте 2015 года). При этом в июне темпы выдачи автокредитов банками и вовсе практически приблизились к уровню прошлого года. По словам участников рынка, на росте выдачи в предыдущие три месяца сказывалось влияние запущенной в апреле госпрограммы по поддержке льготного автокредитования, но сейчас оно сошло на нет.

Программа льготного автокредитования запущена в апреле. В ее рамках государство субсидирует банкам 2/3 ключевой ставки ЦБ (сейчас – 11%). Максимальная ставка по кредитам ограничена сверху – не более 10 процентных пунктов к ключевой ставке (сейчас – не более 21%). По состоянию на начало августа, по данным Минпромторга, в кредит по госпрограмме было продано 103,5 тыс. автомобилей.

Основным фактором, негативно влияющим на автокредитование, стало исчерпание спроса на автомобили. Большинство потребителей реализовали отложенный спрос в первые три месяца действия госпрограммы, когда цены на автомобили и курс рубля находились на достаточно стабильном уровне, указывает старший вице-президент банка ВТБ 24 Алексей Токарев. "Традиционно снижение спроса на автокредиты наблюдается в мае-июне из-за сезонного фактора – у граждан начинается сезон отпусков,– поясняет вице-президент Кредит Европа банка Ильсур Гибадуллин.– В этом году сезонность заглушалась запуском госпрограммы в апреле". В начале года банки практически не выдавали автокредиты, кроме того, и сами граждане отказывались приобретать автомобили по высоким ставкам.

Таким образом, основная потребительская активность пришлась на период апрель-июнь. В июле началось ослабление рубля к доллару, что не добавило гражданам желания вкладывать средства в автомобили. За июль рубль подешевел к доллару на 8,1% (до 60,34 руб./$). В августе ослабление рубля продолжилось – рубль потерял еще 10%, опустившись до 66,7 руб./$. "В результате даже несмотря на поддержку со стороны государства, рынок автокредитов не смог избежать своего сезонного падения",– поясняет господин Гибадуллин. По оценкам Алексея Токарева, в июле динамика продаж автомобилей снизилась по сравнению с июнем на 6,5%, что, в свою очередь, сказалось и на снижении выдачи автокредитов.

Вопреки сезонному фактору, традиционного восстановления спроса на кредитные автомобили в августе-сентябре банкиры не ждут, несмотря на продолжающиеся меры господдержки. "В августе на рынок окажет сильное влияние резкое ослабление рубля, из-за которого ряд автопроизводителей могут поднять цены на автомобили",– указывает господин Токарев. В августе курс доллара уже преодолевал значения выше 70 руб./$, тогда как в июле составлял в среднем 57 руб./$.

И хотя госпрограмма льготного автокредитования будет действовать до конца года, участники рынка ожидают общего падения выдачи автокредитов по сравнению с прошлым годом в среднем на 30%. При этом за семь месяцев 2015 года банки уже выдали кредитов на 42% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (244,49 млрд руб. за семь месяцев 2014 года). "Некоторое оживление рынка, возможно, произойдет к концу года, однако оно не сможет перекрыть негативный эффект от падения продаж в первом полугодии",– резюмирует Алексей Токарев.

«Коммерсант»