Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 8 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Европейский авторынок в январе вырос на 10,1%

Продажи легковых автомобилей в Европе за месяц составили 1 млн 203 тыс. 958 машин. 

16 февраляподробнее

Компания для «Камаза»

В этом году татарстанский автопром пополнится еще одним крупным предприятием – Ford Sollers откроет на территории ОЭЗ «Алабуга» (Елабуга) завод двигателей стоимостью $274 млн. Мощность завода на первом этапе составит 105 000 моторов год, в дальнейшем она может увеличиться до 200 000 шт. Здесь планируется выпускать бензиновый двигатель Sigma объемом 1,6 л в трех вариантах мощности (85, 105 и 125 л. с.), что позволит оснащать более 30% автомобилей Ford, производимых в России.

Иностранцы в Татарстане

Завод двигателей откроется рядом с автозаводом Ford Sollers, работающим с 2012 г. Здесь выпускаются легкие коммерческие автомобили Ford Transit, Ford Tourneo Custom, Ford Transit Custom, минивэны Ford S­-Max и Ford Galaxy и кроссоверы Ford Explorer и Ford Kuga по технологии полного цикла.

«Особая экономическая зона имеет всю необходимую инфраструктуру мирового уровня для развития бизнеса в Татарстане, а также оказывает поддержку при организации производства», – замечает представитель Ford Sollers. Он напоминает, что статус резидента ОЭЗ дает такие преимущества, как льготный налог на прибыль, имущество, землю, транспорт, таможенные льготы и проч.

В Татарстане у Ford Sollers есть еще один автозавод – он находится в Набережных Челнах. После модернизации, завершившейся в 2014 г., предприятие работает по технологии полного цикла и выпускает компактный кроссовер Ford EcoSport, а с июня 2015 г. – Ford Fiesta в кузовах седан и хетчбэк. Проект модернизации завода обошелся примерно в $400 млн. Общие инвестиции в создание СП Ford Sollers и модернизацию производств превышают $1,5 млрд.

Татарстан – регион «с очень удобным географическим положением, хорошей сырьевой базой и возможностями ее развития для создания современных конкурентоспособных производств мирового уровня и развития базы локальных поставщиков», замечает представитель Ford Sollers. В Татарстане развита промышленность, включая машиностроение, регион богат квалифицированными кадрами, которые к тому же менее дорогие по сравнению с Санкт-Петербургом, поэтому здесь выгодно размещать как автозаводы, так и автокомпонентные предприятия, соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Татарстанские площадки Ford Sollers – бывшие активы группы «Соллерс», которые были внесены в 2011 г. в капитал СП с американским автоконцерном. В Елабуге собирались легкие коммерческие автомобили Fiat (бывшего партнера «Соллерса» в России), а в Набережных Челнах – малолитражки «Ока», а затем легковые Fiat. Челнинскую площадку «Соллерс» (тогда – «Северсталь-авто»), в свою очередь, купил у расположенного по соседству предприятия, с которого и начинался татарстанский автопром, – «Камаза».

Благодаря «Камазу» в Татарстане появился другой глобальный автопроизводитель – Daimler. В 2008 г. немецкая компания вошла в капитал российского завода, купив 10%-ную долю, а в 2009 г. создала с «Камазом» в Набережных Челнах два совместных предприятия – по выпуску грузовиков Mercedes-Benz и Fuso. В этом году на фоне сократившегося спроса оба СП были объединены на базе «Мерседес-Бенц тракс восток». «Камаз» сотрудничает со своим акционером (после выхода из компании ЕБРР доля Daimler выросла до 15%) и по другим проектам. В частности, выпускает по лицензии кабины Mercedes-Benz, которыми комплектует свои новые модели.

Подстраивается под рынок

«Камаз» выпустил первый грузовик в 1976 г., и спустя почти 40 лет завод остается крупнейшим российским производителем грузовиков. За все время своего существования он выпустил свыше 2 млн грузовых автомобилей, которые эксплуатируются более чем в 80 странах. В российском автомобильном парке, по подсчетам компании, каждый третий грузовик полной массой 14–40 т – это «Камаз».

В лучшие годы – в начале перестройки – «Камаз» выпускал более 120 000 машин. После распада Советского Союза производство начало неуклонно снижаться и достигло дна в кризисный 1998 год – 3300 шт. Затем выпуск начал восстанавливаться, но выше 53 000 шт. в год не поднимался. В 2014 г. «Камаз» выпустил около 39 000 грузовиков (см. график).

default-1mpl.png

Сегодня, когда конкуренция в России усилилась (помимо импорта в стране была организована сборка тяжелых грузовиков Scania, Volvo, MAN и проч.), а спрос сократился (к примеру, в первом полугодии 2015 г. продажи тяжелых грузовиков в России рухнули на 64%, продажи «Камаза» – на 53%), татарстанскому заводу уже не нужны все мощности, созданные во времена Советского Союза. На старейшем татарстанском автозаводе реализуется масштабный проект модернизации, в результате которого должно быть создано компактное современное производство автомобилей, а также деталей и узлов для них, включая двигатели; запущен в серийное производство новый модельный ряд. Часть высвобождаемых площадей передается в камский индустриальный парк «Мастер», принадлежащий «Камазу»: бывшие цеха с готовой инфраструктурой ремонтируются и сдаются в аренду, прежде всего поставщикам завода.

В первом полугодии 2015 г. выручка «Камаза» по РСБУ снизилась на 34,8% до 30,1 млрд руб., чистая прибыль выросла в 14,6 раза, но ее размер невелик – 161,6 млн руб. У завода дефицит собственных средств, но приостанавливать свою инвестпрограмму он не собирается, думая над тем, как сократить ее стоимость вдвое при сохранении ранее запланированных проектов, говорил в июне гендиректор «Камаза» Сергей Когогин. Ранее инвестпрограмма «Камаза» на 2014–2020 гг. оценивалась компанией в 60–80 млрд руб.

Основные причины экономии – сокращение рынка и неопределенность перспектив его восстановления, увеличившаяся стоимость заемных средств, девальвация рубля, из-за которой выросла рублевая стоимость импортируемых комплектующих. По словам Когогина, необходимые для инвестпрограммы деньги на текущем этапе «Камаз» будет привлекать – через размещение облигаций под госгарантии размером 35 млрд руб., часть из которых (на 10 млрд руб.) выкупит ВЭБ.

Спасение от слабого спроса и рубля

Несмотря на продолжающийся обвал автомобильного рынка в России, татарстанские автозаводы избежали массовых сокращений. «Камазу» прежде всего помогла госпрограмма поддержки занятости и опережающего обучения персонала – она продлится до сентября и охватывает до 17 000 работников компании. По словам представителя «Камаза», если бы не эта поддержка, заводу пришлось бы сократить около 8500 человек. Для сравнения: в 2014 г. средняя численность сотрудников компании составляла около 39 000 человек.

Снизить негативный эффект от падения российского рынка помогает и развитие экспорта. Ford Sollers, ранее концентрировавшийся на российском рынке, начал пробные зарубежные поставки в Казахстан. У «Камаза» зарубежных рынков по понятным причинам больше – Казахстан, Вьетнам, Эквадор, Перу, Зимбабве, Афганистан и проч. За шесть месяцев 2015 г. экспорт автомобилей и сборочных комплектов «Камаза» вырос на 2,6% до 2256 шт. Особенно сильно увеличились поставки в страны дальнего зарубежья – почти в 3 раза. К 2020 г. предприятие при общих продажах 60 000–70 000 шт. в год планирует довести долю экспорта до 20–30%. Завод постепенно движется к этой цели: в 2014 г. доля экспорта составила около 16%, годом ранее – 13%.

Производство автомобилей в Татарстане в целом сформировалось и в ближайшей перспективе следует ожидать развития автокомпонентного бизнеса, считает Удалов. Производители комплектующих, приходящие в регион, создают собственные производства (как, например, турецкий холдинг Coskunoz для выпуска штамповки крупноузловых деталей) и совместные с автопроизводителями. Особенно в этом преуспел «Камаз», который с 2005 г. организовал несколько СП с иностранными компаниями по выпуску коробок передач (с ZF Friedrichshafen AG), двигателей (с Cummins Inc) и проч.

«Ведомости»

28.08.15 «Ведомости»
 

Новости на эту тему

  • вчера, 14:58 Ford Transit получил в России новую модификацию

    Компания Ford Sollers выводит на рынок фургоны-рефрижераторы на базе Ford Transit, которые уже доступны к заказу в сети специализированных Transit-центров. Новая модель ориентирована на представителей ресторанного бизнеса, магазинов, фармацевтических компаний.

    подробнее
  • вчера, 09:39 АВТОВАЗ в 2017 году планирует увеличить производство на 14%

    АВТОВАЗ в 2017 году планирует увеличить производство почти на 60 тысяч машин – автомобилей LADA и брендов альянса Renault-Nissan. Об этом президент завода Николя Мор заявил на встрече с губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным, уточнив, что в прошлом году АВТОВАЗ произвел с учетом завода в Ижевске 408 тысяч автомобилей, в 2017 году предприятие планирует выпустить порядка 465 тысяч машин под брендами LADA, Renault, Nissan и Datsun.

    подробнее
  • вчера, 09:05 Выпуск легковых машин в январе вырос на 68%

    По данным Росстата, в январе с российских конвейеров сошло 78,8 тыс. легковых автомобилей – это на 68% больше, чем годом ранее.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • вчера, 09:39 Мечта на восстановление («Эксперт»)

    Чтобы спасти автопром от затяжного падения, государство готовит новую стратегию развития отрасли.

    подробнее
  • 17 февраля 2017 Обмен подержанных льгот на новые («Коммерсант»)

    Минпромторг предложил не разрабатывать новый режим льготной промсборки для автопрома, а предоставить инвесторам специальные инвестконтракты (СПИКи), фиксирующие налоговые и регуляторные льготы на срок до десяти лет. Но в отрасли считают, что СПИКи менее выгодны, чем действующие режимы промсборки с таможенными льготами. Эксперты замечают, что без деталей сравнивать эти льготные режимы сложно, но государство в любом случае предложит инвесторам какие-то преференции.

    подробнее
  • 10 февраля 2017 Российское за границу не продать («Газета.Ru»)

    Ведущие автопроизводители поставили под сомнение смысл экспорта собранных в России машин. Они утверждают: компаниям не хватает долгосрочных договоренностей между странами. В Volkswagen Group вовсе признались, что даже при существующей господдержке цена «российских» автомобилей за рубежом остается неконкурентоспособной, а заградительные барьеры непреодолимыми. Однако чиновники уверены, что только так можно загрузить простаивающие производственные мощности.

    подробнее