Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

30 ноябряподробнее

Компания для «Камаза»

В этом году татарстанский автопром пополнится еще одним крупным предприятием – Ford Sollers откроет на территории ОЭЗ «Алабуга» (Елабуга) завод двигателей стоимостью $274 млн. Мощность завода на первом этапе составит 105 000 моторов год, в дальнейшем она может увеличиться до 200 000 шт. Здесь планируется выпускать бензиновый двигатель Sigma объемом 1,6 л в трех вариантах мощности (85, 105 и 125 л. с.), что позволит оснащать более 30% автомобилей Ford, производимых в России.

Иностранцы в Татарстане

Завод двигателей откроется рядом с автозаводом Ford Sollers, работающим с 2012 г. Здесь выпускаются легкие коммерческие автомобили Ford Transit, Ford Tourneo Custom, Ford Transit Custom, минивэны Ford S­-Max и Ford Galaxy и кроссоверы Ford Explorer и Ford Kuga по технологии полного цикла.

«Особая экономическая зона имеет всю необходимую инфраструктуру мирового уровня для развития бизнеса в Татарстане, а также оказывает поддержку при организации производства», – замечает представитель Ford Sollers. Он напоминает, что статус резидента ОЭЗ дает такие преимущества, как льготный налог на прибыль, имущество, землю, транспорт, таможенные льготы и проч.

В Татарстане у Ford Sollers есть еще один автозавод – он находится в Набережных Челнах. После модернизации, завершившейся в 2014 г., предприятие работает по технологии полного цикла и выпускает компактный кроссовер Ford EcoSport, а с июня 2015 г. – Ford Fiesta в кузовах седан и хетчбэк. Проект модернизации завода обошелся примерно в $400 млн. Общие инвестиции в создание СП Ford Sollers и модернизацию производств превышают $1,5 млрд.

Татарстан – регион «с очень удобным географическим положением, хорошей сырьевой базой и возможностями ее развития для создания современных конкурентоспособных производств мирового уровня и развития базы локальных поставщиков», замечает представитель Ford Sollers. В Татарстане развита промышленность, включая машиностроение, регион богат квалифицированными кадрами, которые к тому же менее дорогие по сравнению с Санкт-Петербургом, поэтому здесь выгодно размещать как автозаводы, так и автокомпонентные предприятия, соглашается исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Татарстанские площадки Ford Sollers – бывшие активы группы «Соллерс», которые были внесены в 2011 г. в капитал СП с американским автоконцерном. В Елабуге собирались легкие коммерческие автомобили Fiat (бывшего партнера «Соллерса» в России), а в Набережных Челнах – малолитражки «Ока», а затем легковые Fiat. Челнинскую площадку «Соллерс» (тогда – «Северсталь-авто»), в свою очередь, купил у расположенного по соседству предприятия, с которого и начинался татарстанский автопром, – «Камаза».

Благодаря «Камазу» в Татарстане появился другой глобальный автопроизводитель – Daimler. В 2008 г. немецкая компания вошла в капитал российского завода, купив 10%-ную долю, а в 2009 г. создала с «Камазом» в Набережных Челнах два совместных предприятия – по выпуску грузовиков Mercedes-Benz и Fuso. В этом году на фоне сократившегося спроса оба СП были объединены на базе «Мерседес-Бенц тракс восток». «Камаз» сотрудничает со своим акционером (после выхода из компании ЕБРР доля Daimler выросла до 15%) и по другим проектам. В частности, выпускает по лицензии кабины Mercedes-Benz, которыми комплектует свои новые модели.

Подстраивается под рынок

«Камаз» выпустил первый грузовик в 1976 г., и спустя почти 40 лет завод остается крупнейшим российским производителем грузовиков. За все время своего существования он выпустил свыше 2 млн грузовых автомобилей, которые эксплуатируются более чем в 80 странах. В российском автомобильном парке, по подсчетам компании, каждый третий грузовик полной массой 14–40 т – это «Камаз».

В лучшие годы – в начале перестройки – «Камаз» выпускал более 120 000 машин. После распада Советского Союза производство начало неуклонно снижаться и достигло дна в кризисный 1998 год – 3300 шт. Затем выпуск начал восстанавливаться, но выше 53 000 шт. в год не поднимался. В 2014 г. «Камаз» выпустил около 39 000 грузовиков (см. график).

default-1mpl.png

Сегодня, когда конкуренция в России усилилась (помимо импорта в стране была организована сборка тяжелых грузовиков Scania, Volvo, MAN и проч.), а спрос сократился (к примеру, в первом полугодии 2015 г. продажи тяжелых грузовиков в России рухнули на 64%, продажи «Камаза» – на 53%), татарстанскому заводу уже не нужны все мощности, созданные во времена Советского Союза. На старейшем татарстанском автозаводе реализуется масштабный проект модернизации, в результате которого должно быть создано компактное современное производство автомобилей, а также деталей и узлов для них, включая двигатели; запущен в серийное производство новый модельный ряд. Часть высвобождаемых площадей передается в камский индустриальный парк «Мастер», принадлежащий «Камазу»: бывшие цеха с готовой инфраструктурой ремонтируются и сдаются в аренду, прежде всего поставщикам завода.

В первом полугодии 2015 г. выручка «Камаза» по РСБУ снизилась на 34,8% до 30,1 млрд руб., чистая прибыль выросла в 14,6 раза, но ее размер невелик – 161,6 млн руб. У завода дефицит собственных средств, но приостанавливать свою инвестпрограмму он не собирается, думая над тем, как сократить ее стоимость вдвое при сохранении ранее запланированных проектов, говорил в июне гендиректор «Камаза» Сергей Когогин. Ранее инвестпрограмма «Камаза» на 2014–2020 гг. оценивалась компанией в 60–80 млрд руб.

Основные причины экономии – сокращение рынка и неопределенность перспектив его восстановления, увеличившаяся стоимость заемных средств, девальвация рубля, из-за которой выросла рублевая стоимость импортируемых комплектующих. По словам Когогина, необходимые для инвестпрограммы деньги на текущем этапе «Камаз» будет привлекать – через размещение облигаций под госгарантии размером 35 млрд руб., часть из которых (на 10 млрд руб.) выкупит ВЭБ.

Спасение от слабого спроса и рубля

Несмотря на продолжающийся обвал автомобильного рынка в России, татарстанские автозаводы избежали массовых сокращений. «Камазу» прежде всего помогла госпрограмма поддержки занятости и опережающего обучения персонала – она продлится до сентября и охватывает до 17 000 работников компании. По словам представителя «Камаза», если бы не эта поддержка, заводу пришлось бы сократить около 8500 человек. Для сравнения: в 2014 г. средняя численность сотрудников компании составляла около 39 000 человек.

Снизить негативный эффект от падения российского рынка помогает и развитие экспорта. Ford Sollers, ранее концентрировавшийся на российском рынке, начал пробные зарубежные поставки в Казахстан. У «Камаза» зарубежных рынков по понятным причинам больше – Казахстан, Вьетнам, Эквадор, Перу, Зимбабве, Афганистан и проч. За шесть месяцев 2015 г. экспорт автомобилей и сборочных комплектов «Камаза» вырос на 2,6% до 2256 шт. Особенно сильно увеличились поставки в страны дальнего зарубежья – почти в 3 раза. К 2020 г. предприятие при общих продажах 60 000–70 000 шт. в год планирует довести долю экспорта до 20–30%. Завод постепенно движется к этой цели: в 2014 г. доля экспорта составила около 16%, годом ранее – 13%.

Производство автомобилей в Татарстане в целом сформировалось и в ближайшей перспективе следует ожидать развития автокомпонентного бизнеса, считает Удалов. Производители комплектующих, приходящие в регион, создают собственные производства (как, например, турецкий холдинг Coskunoz для выпуска штамповки крупноузловых деталей) и совместные с автопроизводителями. Особенно в этом преуспел «Камаз», который с 2005 г. организовал несколько СП с иностранными компаниями по выпуску коробок передач (с ZF Friedrichshafen AG), двигателей (с Cummins Inc) и проч.

«Ведомости»

28.08.15 «Ведомости»
 

Новости на эту тему

  • сегодня, 11:16 АВТОВАЗ изменил сроки корпоративного отпуска в 2017 году

    Работники АВТОВАЗа в следующем году смогут отдохнуть весной и летом. Первая часть корпоративного отпуска ждет заводчан на майских праздниках – с 2 по 8 мая 2017 года. Вторая пройдет летом, с 24 июля по 13 августа. Об этом сообщил председатель первичной профсоюзной организации АВТОВАЗа Сергей Зайцев.

    подробнее
  • сегодня, 07:59 В Крым поставлено 160 автобусов Bravis и «НЕФАЗ»

    Автобусы Bravis – совместная разработка  КАМАЗа и бразильского концерна Marcopolo – запущены на новые муниципальные маршруты в Севастополе. Партия из 90 автобусов Bravis закуплена в рамках государственной программы «Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым».

    подробнее
  • вчера, 17:02 Производство Volkswagen на мощностях ГАЗа вернулось к пятидневке

    На производстве автомобилей группы Volkswagen в Нижнем Новгороде на мощностях ГАЗа с 5 декабря возвращена пятидневная рабочая неделя с двумя сменами (с пяти- на четырехдневный режим работы оно было переведено в сентябре).

    подробнее

Статьи на эту тему