АВТОСТАТ | Автозаводам нужно меньше рук

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

06.08.15Прочитали 340 раз

Автозаводам нужно меньше рук

Численность персонала на предприятиях автопрома за год снизилась на 10%. Такие данные следуют из отчета «АСМ-холдинга». Если в мае прошлого года на автозаводах работало 205 134 человека, то год спустя – на 10,5% меньше (183 534). Это прямое следствие снижения продаж автомобилей, из-за которого снижается и производство, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. В 2014 г., по данным «АСМ-холдинга», производство легковых автомобилей в России сократилось на 12,2% до 1,69 млн шт., в первом полугодии этого года – на 27,4% до 659 165 шт.

Наибольший вклад в сокращение численности персонала внес «АвтоВАЗ» – 10 519 человек (-17,3%). В 2014 г. группа в рамках программы оптимизации расходов уволила почти 20% работников. В начале 2015 г. «АвтоВАЗ» объявил о планах сократить еще 1100 человек. У завода было избыточное количество работников, поэтому увольнения были неизбежны и без падения рынка, замечает Беспалов.

Наибольшее относительное снижение персонала – почти на 35% – зафиксировано в «Дервейсе» и на московском заводе «Рено Россия». Это связано с сокращением объемов выпуска, говорит человек, близкий к «Дервейсу». По данным «АСМ-холдинга», в первом полугодии производство на заводе сократилось более чем вдвое. Компания приостановила прием на работу, «что привело к естественной ротации кадров и, как следствие, к снижению численности персонала», комментирует представитель Renault. У завода сократилась загрузка в том числе из-за передачи ряда моделей на «АвтоВАЗ», говорит Беспалов.

Впрочем, есть примеры роста численности сотрудников. Например, штат «Ижавто», входящего в «АвтоВАЗ», вырос на 25% до 5321 человека, по данным «АСМ-холдинга». Завод наращивает производство автомобилей Lada и Nissan. В частности, в сентябре начнется серийное производство одной из основных новинок «АвтоВАЗа» – Lada Vesta, напоминает Беспалов.

Статистика «АСМ-холдинга» не учитывает некоторые автозаводы, включая УАЗ, оба завода Ford Sollers в Татарстане, Nissan, «Хендэ мотор мануфактуринг рус» в Санкт-Петербурге.

«Мы работаем в три смены без сокращений персонала или остановок производства. И планируем стабильно работать дальше», – рассказывает представитель завода «Хендэ мотор мануфактуринг рус». Сейчас на заводе занято 2229 человек, добавляет он. Это предприятие – одно из немногих в российском автопроме, которое работает на полную мощность.

«Численность персонала за последний год на заводе не менялась. Сокращений не было», – вторит представитель УАЗа.

Численность работников на заводах Ford Sollers остается на уровне прошлого года – около 4500 человек, рассказывает представитель компании. В этом году общая численность сотрудников группы может вырасти примерно на 200 человек, продолжает представитель СП: за счет найма персонала в Татарстане в связи с запуском завода двигателей (заработает до конца 2015 г.) и расширением модельного ряда автомобилей, выпускаемых в этом регионе. Завод Ford Sollers в Санкт-Петербурге после выхода из корпоративного отпуска (он продлится до 7 августа) будет работать, как и ранее, в одну смену в режиме 4–5-дневной рабочей недели, говорит представитель компании. Заводы Ford Sollers в Татарстане работают в две смены пять дней в неделю.

Государство поддерживает занятость через программу переобучения и организации временных работ, напоминает Беспалов. К примеру, в дни простоя на «Камазе» в ней участвует до 17 000 человек. «Если бы не господдержка, нам пришлось бы сократить около 8500 человек», – замечает представитель завода. За год численность сотрудников «Камаза» немного снизилась (на 5,7% к маю 2015 г., по оценке «АСМ-холдинга»), но за счет естественной убыли, говорит он.

Средняя зарплата на предприятиях автопрома за год сократилась на 4,9%, подсчитал также «АСМ-холдинг». Для сравнения: в целом в сфере обрабатывающих производств в мае 2015 г. по отношению к маю 2014 г. среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, напротив, выросла на 12,4%. Автомобильный рынок в отличие от многих других сократился гораздо сильнее, в итоге заводы снижают количество рабочих дней и смен, вводят дни простоя, оплачивая их в размере 2/3 зарплаты, объясняет Беспалов. К тому же в рамках оптимизации штата было уволено много управленцев, добавляет он.

Но представители автоконцернов уверяют, что на их производствах зарплаты растут. По данным представителя «Хендэ мотор мануфактуринг рус», заработная плата сотрудников завода увеличилась в январе 2015 г. в среднем примерно на 7%. Зарплата повысилась с 1 июля у «АвтоВАЗа» – в среднем на 6%. С сентября тарифные ставки на «Камазе» увеличатся на 2,5%. По словам представителя Renault, для операторов производства на 2015 г. также запланировано повышение зарплаты в сентябре. Подробности он не раскрыл. Увеличивать сейчас зарплаты позволяет не только оптимизация штата, проведенная в автопроме, но и рост цен, который произошел в 2015 г. практически у всех автоконцернов, замечает Беспалов.

default-1mi.png

«Ведомости»