АВТОСТАТ | Шоковая терапия для автокредитов

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

29.06.15Прочитали 175 раз

Шоковая терапия для автокредитов

По итогам 2015 г. доля автомобилей, проданных в кредит, займет 29% при рынке в 1,6 млн шт., рассказал на конференции «Кредитование на автомобильном рынке» директор департамента автобизнеса банка «ВТБ 24» Алексей Токарев. Еще два года назад в кредит продавалось 38% всех новых легковых автомобилей, в 2014 г. – 28%, свидетельствуют данные банка (см. график). При этом Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) настаивает: в прошлом году было продано в кредит свыше 40% легковых автомобилей.

2.pngТакой прогноз связан со слабыми результатами I квартала: начало года стало шоком – автокредитование сократилось до небывалых 8–9%, отмечает Токарев. Это, в свою очередь, объясняется выросшими ставками по кредиту из-за пересмотра ключевой ставки ЦБ в конце 2014 г. на 6,5 п. п. до 17%, увеличением стоимости автомобилей и общей неопределенностью в экономике, указывает банкир.

В середине декабря некоторые банки подняли ставки до заградительных 32–35% – кредитование замерло, вспоминает топ-менеджер одного из дилеров. Тогда в кредит машины продавали только кэптивные банки (т. е. принадлежащие автопроизводителям), которые могли сделать выгодные предложения, говорит Дмитрий Белов из ГК «Автоспеццентр». Итог I квартала 2015 г. – доля новых автомобилей, купленных в кредит, составила 20%, признается директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Но уже во II квартале благодаря старту госпрограммы субсидирования ставок по автокредитам, на которую выделено 1,5 млрд руб., ситуация изменилась: в апреле доля кредитных автомобилей достигла 35%, в мае – 38%, добавляет Волков. По данным Минпромторга, с 1 апреля, момента запуска программы, по 21 июня продано 63 212 автомобилей. Для сравнения: в апреле – мае, по данным Ассоциации европейского бизнеса, всего было продано 258 257 машин.

Результат апреля – мая во многом обусловлен действиями государства, стимулирующего покупку автомобилей в кредит, считает Волков. С ним согласны топ-менеджеры двух крупных дилерских центров: сегодня лучше продаются те автомобили, которые можно купить по госпрограмме, и те, что субсидируются производителем. По их словам, нынешние фавориты – Hyundai, Kia и Ford, а также продающийся за наличные премиум-сегмент (BMW, Mercedes-Benz, Audi, Porsche и др.).

Но до сих пор остается много факторов неопределенности, отмечают собеседники «Ведомостей»: покупатели ждут снижения цен, ставок, а некоторые, напротив, новой волны увольнений. Банк России за последние три месяца снизил ключевую ставку до 11,5% с 16 июня против 14% на середину марта. В результате средняя ставка по автокредиту теперь равна примерно 20%, говорят автодилеры.

Если программа субсидирования ставок продлится весь 2015 год, то показатель в 35% по его итогам представляется вполне достижимым, считает Волков. В случае ее прекращения, например, из-за досрочного расхода выделенных денег, а также снижения реальных доходов населения он допускает снижение доли автомобилей в кредит до 25–30%.

Сейчас ситуация выровнялась, признает Токарев, замечая, что и в следующем году она значительно не изменится: на автокредиты придется 30% при общем рынке в 1,8 млн шт.: такие продажи не позволяют наращивать кредитный портфель, сетует он.

«Ведомости»