АВТОСТАТ | Коллекторы бьют тревогу

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

15.06.15Прочитали 46 раз

Коллекторы бьют тревогу

Очередной запуск программы льготного автокредитования вряд ли существенно поддержит рынок. Зато может добавить проблем как самим заемщикам, так и банкам.

Низкая финансовая грамотность россиян и беспечное отношение к заемным средствам уже привели к резкому росту просрочек по выданным кредитам. Их объем, предупреждают ведущие коллекторские агентства, растет как снежный ком. И ставит под удар множество банков. Автокредитование не является исключением. По самым консервативным оценкам, сумма так называемых плохих кредитов (которые уже практически не обслуживаются) превысила 60 млрд рублей. И продолжает стремительно расти, несмотря на существенное снижение количества выдаваемых займов. В последние месяцы доля кредитных автомобилей заметно упала и составляет не более 20%. Для сравнения: еще полтора года назад на заемные средства приобретался каждый второй новый автомобиль. Но именно прежние кредиты, выданные еще до начала кризиса, обслуживаются все хуже и хуже.
И вот государство снова поддержало автокредитование. Не приведет ли это к превышению критического уровня плохих кредитов, когда они ударят по банкам и бумерангом – по автодилерам? Коллекторы полагают, что подобный сценарий весьма вероятен. Ведь многие заемщики не в состоянии трезво оценить свою кредитоспособность в будущем.

– Рынок автокредитования упал только за первые три месяца текущего года на 35 процентов, – отмечает президент коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева. – В сложившейся ситуации льготное автокредитование, которое было недавно запущено, дилеры воспринимают как некий выход, способный повысить спрос на новые автомобили. Однако банки одобрят кредит далеко не всем желающим: из-за снижения платежеспособности населения и высокого уровня закредитованности финансисты строже проверяют потенциальных заемщиков. Количество отказов выросло на 60-70% по сравнению с 2014 годом. Если автолюбитель берет кредит сроком на пять лет с первоначальным взносом не более 30%, это означает, что он не уверен в своих финансовых возможностях, а значит, его платежеспособность в долгосрочной перспективе слабо прогнозируема. Поэтому очевидно, что в 2015 году просроченная задолженность в сегменте автокредитования продолжит свой рост.

В какой-то момент реструктуризация плохих кредитов станет невозможной и банки вынуждены будут отбирать у неплательщиков машины и тут же их реализовывать. Скорее всего, по демпинговым ценам. В итоге подрывая продажи не только новых автомобилей, но и подержанных.

Впрочем, не все эксперты столь пессимистичны. Глава аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков полагает, что льготное автокредитование принесет рынку больше пользы, чем вреда. По его словам, катастрофа грозит сфере потребкредитования. А вот у людей, бравших кредиты на машины, гораздо больше ответственности. И они будут обслуживать свои долги “до последнего”.

«Клаксон»